Лесовозы обязаны соблюдать не только лесные, но и «асфальтовые» правила движения
На дорогах можно заметить особый вид тяжеловесного транспорта, который должен соблюдать не только общие ограничения, действующие в отношении таких транспортных средств, но и некоторые специфические требования, касающиеся исключительно его. Этот особый вид – лесовозы. Они не могут пожаловаться на отсутствие работы в лесах Литвы. Недавно силу закона приобрел еще один перечень условий работы этих транспортных средств, который поставил этих великанов под увеличительное стекло.
Исключительные ограничения
В печати о лесовозах говорится как о транспортных средствах, наносящих ущерб лесным дорогам и повреждающих покрытие районных дорог. Не зря в отношении этих транспортных средств в законах установлены более жесткие ограничения, а должностные лица за соблюдением этих ограничений следят намного строже.
В настоящее время по дорогам Литвы могут двигаться грузовые транспортные средства, общая допустимая масса которых не превышает 40 тонн (с условием, что нагрузка на одну ось не превышает 11,5 тонн). Аналогичное ограничение действует в соседних странах – в Латвии, Эстонии, Польше. Скандинавские страны и Нидерланды могут порадоваться не таким строгим нормам (в зависимости от количества осей, в Швеции – 48/60 тонн, в Норвегии – 46/56 тонн, в Нидерландах – 50 тонн).
Правда, наши соседи латыши недавно облегчили участь лесовозов – если есть специальное разрешение, общая допустимая масса лесовозов может быть в пределах 52 тонн.
В 2012 году в закон о финансировании программы по развитию и содержанию дорог Сейм внес поправку. Она позволила движение тех транспортных средств, общая масса которых не превышает 48 тонн. Но воспользоваться этой поправкой перевозчики не могут, потому что не принято соответствующее постановление Правительства.
В начале этого месяца утвержден новый «Перечень правил перевозки круглой древесины», а старый, действовавший с 2004 года, указом министра охраны окружающей среды признан недействительным.
Согласно новому перечню, в тот период, когда вероятность повреждения дорог резко возрастает, о предстоящей перевозке древесины все лица (юридические и физические) обязаны сообщить местным властям. Решение о том, является ли конкретный период именно тем периодом, когда нужно информировать местные власти, размещается на сайте соответствующего муниципалитета или публикуется в местной печати, а затем передается в территориальное подразделение Государственной лесной службы. Это означает, что каждый раз, когда начинаются дожди или другая непогода, перевозчики должны проверить, не нужно ли проинформировать местные власти о предстоящих работах.
Информировать местные власти нужно не менее чем за один день до начала предстоящих работ.
И это не единственные «горы», которые перевозчикам древесины приходится преодолевать каждый день.
Найти хорошего водителя – еще сложнее
Редакция cargonews.lt беседовала с производителем и перевозчиком древесины, который этим делом занимается вот уже более десяти лет. Несмотря на то, что собеседник пожелал остаться инкогнито, он с удовольствием поделился накопленным за несколько лет опытом и дал некоторые советы.
На вопрос, что самое главное в деле лесоперевозок, собеседник без труда ответил – водитель. По его словам, лесовозы – это особенный вид транспорта. Водитель лесовоза должен не только отлично управлять этим транспортным средством, но и уметь пользоваться гидроманипулятором. Кроме того, в отличие от обычных грузовых автомобилей, у лесовозов нет четкого маршрута поездки (из точки «А» в точку «Б»). В лесу неизвестно, по какой дороге придется ехать или какие препятствия могут встретиться на пути. Поэтому водитель должен быть очень внимательным и думать о каждом движении своего транспортного средства. Найти такого человека нелегко.
Между тем установленное ограничение общей допустимой массы (40 тонн) – это не только «перевозка воздуха», но и конкретные убытки в форме платежей. Стоимость технического осмотра лесовоза основана на общем тоннаже. Однако вместе с тем применяются ограничения к весу и высоте груза, поэтому фактический вес груза не достигает даже теоритически возможной нормы. Лесовоз весит примерно 20 тонн. Остальные 20 тонн мог бы весить груз. Но предел высоты погруженной в лесовоз древесины – 1,6 м, т.е. это ограничение снижает допустимый вес лесоматериала до 18 – 19 тонн. Такая нагрузка вряд ли достигает половины грузоподъемности лесовоза.
По мнению собеседника, дополнительные 8 тонн стали бы значительным облегчением для тех, кто занимается перевозками лесоматериалов.
Охрана дорог – с корыстными целями?
Новый перечень правил перевозок древесины, который установил обязанность согласовывать такие перевозки с местными властями – для перевозчиков не новость. По словам собеседника, это неписанное (до настоящего времени) правило на практике применялось уже много лет. Когда погодные условия ухудшаются, любые работы должны быть согласованы с органами самоуправления. В таких случаях, как правило, на въездах в лес появляются запрещающие знаки, и вся работа останавливается. Новый перечень лишь формально узаконил эту практику.
«В конце концов, перевозчики сами заинтересованы в сохранности своей техники. В сложных погодных условиях дорогостоящая техника портится, её приходится чаще ремонтировать. Кроме того, ремонт повреждённых дорог – это тоже наша забота и прямые убытки», – о корыстных проявлениях со стороны властей в отношении сохранности дорог говорит перевозчик.
Однако следует не забывать, что согласно данным Министерства транспорта и коммуникаций, большинство дорог Литвы приспособлены для транспорта, в котором осевая нагрузка не превышает 10 тонн. Это означает, что дорожное полотно должно выдержать более высокую осевую нагрузку, чем было когда-то предусмотрено. Такое несоответствие появилось после того, как Литва стала членом ЕС – согласно европейским нормативам, осевая нагрузка была увеличена до 11,5 тонн. Но до 2007 года этому требованию соответствовало лишь 25 проц. магистральных и районных дорог.
Данные подсчета интенсивности дорожного движения на магистральных дорогах Литвы говорят о том, что ущерб, который дорожному покрытию наносят тяжеловесные транспортные средства, составляет 99 проц. всего ущерба, т.е. на долю легковых автомобилей приходится лишь 1 проц.
Ущерб, который наносит перегруженный тяжеловесный транспорт, может достичь 180 млн литов в год.
Основная проблема – плохая погода
Как говорит собеседник, основная проблема, которая мешает его работе – сложные погодные условия. Производителей и перевозчиков древесины можно сравнить с производителями сельскохозяйственной продукции. Несмотря на то, что древесина не портится так быстро, как молоко или мясо, она чувствительна к влаге. Во время проливных дождей работы останавливаются, а готовая продукция остается лежать на отведенных для неё площадках до тех пор, пока вновь будет возможно к ним подъехать. Нереализованная древесина портится, ухудшается её качество и снижается товарная стоимость.
Кроме того, производители и перевозчики литовской древесины очень зависят от условий зарубежных рынков, сложившегося там спроса и предложения. Древесная продукция – экспортный товар, а его покупатели летом отдыхают, поэтому темп и объем работы производителей также сокращается.
По словам собеседника, частные владельцы лесов оставлены на произвол судьбы, потому что добраться до их владений очень сложно. Если к фермерским полям можно подъехать по специально отведенным дорогам, то попасть в лес, находящийся посреди полей, практически невозможно – нет даже узкой дорожки. По мнению собеседника, это пробел в законодательстве о землепользовании – подъезд к любому частному владению, в том числе и к лесному массиву, должен быть предусмотрен.
Между тем налог, который будет введен в следующем году (5 проц. от стоимости реализованной древесины), предприниматель отчасти поддерживает. По его мнению, эти средства – если будут направлены на содержание лесных дорог в той местности, где выполнялись производственные работы – выполнят свою роль. Если нет – то для предпринимателей это станет очередным бременем.
Каждый четвертый – нарушитель
Во время контроля транспортных средств ( в том числе и лесовозов), который выполняют сотрудники государственной дорожно-транспортной инспекции Литвы, проводится проверка транспортных и грузовых документов, технического состояния транспортного средства, соблюдения режима труда и отдыха водителей, соблюдения правила перевозок грузов на лесовозах, тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах и т.д.
Томас Колендо, главный специалист отдела координации контроля ГДТИ, сожалеет, что не может представить точную статистику о том, как часто нарушаются законодательные акты, связанные с правилами перевозки древесины. Известно одно – правила нарушает почти четверть всех перевозчик.
В течение трех первых кварталов текущего года контроль веса проводился в отношении 5100 лесовозов. В 24 проц. случаев были выявлены нарушения требований осевой нагрузки и общей допустимой массы транспортного средства.
Следует отметить, что водителям, которые работают с более новой лесообрабатывающей техникой, следить за весом лесовозов легче – в лесовозах нового поколения установлены специальные датчики, оповещающие водителя о нагрузке на заднюю ось.
В прошлом году число ДТП увеличилось в полтора раза
По данным страховой компании «BTA», количество ДТП, в которых участником была лесообрабатывающая техника, в прошлом году увеличилось в полтора раза (в сравнении с 2012 годом). В 2013 году происшествий с печальным исходом было более 30. В основном все они происходят зимой и весной, т.е. в сезон самых интенсивных работ. Летом происшествий бывает меньше.
Андрюс Жюкялис, руководитель отдела экспертиз «BTA», говорит, что управлять лесовозом намного сложнее, чем обычным грузовым автомобилем. Тормозной путь лесовоза длиннее – даже в том случае, если лесовоз движется без груза, всегда остается опасность того, что его прицеп окажется на противоположной полосе движения и создаст опасную ситуацию. Другие участники дорожного движения обязаны иметь ввиду это обстоятельство, и при встрече с лесовозом вести себя ответственно.
За одно ДТП, в котором участником был лесовоз, страховая компания выплачивает в среднем 40 – 80 тыс. литов. Самая крупная сумма – 300 тыс. литов – была выплачена в 2013 году. Значительное количество составляют иски, в которых сумма ущерба достигает 150 – 200 тыс. литов.
А. Жюкялис говорит, что увеличение числа ДТП связано с увеличением числа лесообрабатывающей техники. По его словам, предприниматели приобретают новую или малоподержанную технику, и таким образом обновляют свой транспортный парк.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.