Как избежать убытков из-за простоев техники?
С поговоркой «волка ноги кормят» транспортники знакомы не понаслышке. Любые задержки в ходе погрузки или выгрузки напрямую связаны с заработком перевозчиков. Как предостеречься от возможных ошибок и убытков? Этот вопрос редакция CargoNews.lt задала юристам.
«Как правило, простоем считается ситуация, когда грузовой автомобиль с находящимся в нём грузом не может двигаться по заданному маршруту из-за причин, не зависящих от перевозчика. Убытки, появившиеся из-за того, что транспортное средство задержалось на месте погрузки/разгрузки дольше, чем полагалось, можно компенсировать, если предъявить заказчику претензию по поводу плохой организации труда. Однако, для того, чтобы можно было воспользоваться этим правом, необходимы некоторые условия. Во-первых, в договоре между грузоотправителем и перевозчиком должно быть чётко сказано, какие обстоятельства стороны договора считают простоем, и как конкретно будут возмещены убытки, появившиеся вследствие простоя. Во-вторых, факт простоя необходимо зафиксировать письменно, чтобы впоследствии этот документ можно было прикрепить к претензии в качестве доказательства.
Нужно также иметь ввиду, что порядок возмещения убытков никакие международные правовые акты не регламентируют. Поэтому всё зависит от того, насколько профессионально будут составлены договоры между грузовладельцами и перевозчиками, т.е. насколько чётко будут определены условия компенсации», – говорит сотрудник юридической фирмы «Юрвест» Мария Маркелова.
Адвокат также обратила внимание на то, что никаких особых требований, как должен быть зафиксирован факт простоя, нет. Главное, чтобы принципиальная договорённость о том, при каких обстоятельствах и в каком размере перевозчик может требовать возмещения убытков, была заключена в письменном, а не в устном виде.
В ходе разбирательства споров о простоях основные недоразумения возникают из-за документальных доказательств причин и продолжительности простоев, на основании которых можно было бы принимать решения. Юристы советуют в каждой отдельной ситуации следовать здравому смыслу. Однако, наличие листа простоев, в котором отмечено и закреплено подписями и печатями время погрузки, время выполнения таможенных процедур и время доставки груза (с указанием возможных причин задержек) значительно упрощает дискуссию о компенсации убытков. Те, кто не любит заполнять дополнительные документы, могут фиксировать подобную информацию в CMR накладной.
В тех случаях, если по каким-либо причинам заполнить документ, предназначенный для фиксирования простоев, невозможно, можно ссылаться на косвенные доказательства того, что в ходе перевозки были неполадки – например, на документы, выданные третьими сторонами (учреждениями или организациями, непосредственно не причастными к перевозке) или данными системы навигации/отслеживания грузового автомобиля. По мнению адвокатов, доказательством могут быть даже квитанции автостоянок, в которых указано время пребывания на парковке.
В любом случае о простое нужно сообщить грузовладельцу. Лучше всего отправить сообщение по факсу или по электронной почте.
В свою очередь адвокат Реда Алексинайте отметила, что многие перевозчики с многолетним стажем работы знают, как определить, что грузовой автомобиль «застрял» на месте погрузки или разгрузки.
«В тех случаях, когда грузоотправитель или грузополучатель выходит за рамки времени, отведённого на погрузку или разгрузку, включается „счётчик“ простоя: за время, превышающее бесплатное время ожидания погрузки или разгрузки, виновной стороне приходится платить по согласованному тарифу. Куда сложнее, если простой появляется по пути следования грузового автомобиля – например, из-за задержания груза на границе или на одном из мобильных пунктов контроля. Как правило, это происходит не по вине перевозчика, но по договору подобные ситуации не считаются простоем, хотя могут продолжаться несколько дней, а в исключительных случаях –даже несколько месяцев. Если опытный перевозчик предусмотрел подобные случаи и включил их в договор – ему остаётся лишь попросить, чтобы заказчик соблюдал условия договора. В противном случае потребовать компенсацию за, например, время, когда проводился осмотр груза, будет очень сложно», – говорит Р. Алексинайте.
Официальных документов, где бы указывалась стоимость одного часа или одного дня простоя, нет. По традиции это 50 – 100 евро в день. Эта сумма рассчитывается исходя из того, сколько перевозчик должен платить в сутки за страховку, лизинг, за пребывание автомобиля на платных стоянках, какую сумму он должен платить в сутки водителю в качестве зарплаты и т.д. Сумма простоя зависит также от того, в какой стране перевозчик «застрял», на каком виде транспорта он выполняет перевозку и какой груз он везёт.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.