Если в прицепе обнаруживается живой нелегальный груз…

shutterstock_135865661

Свободное передвижение через границы большинства европейских государств значительно облегчило работу перевозчиков. И не только перевозчиков. Жители экономически малоразвитых стран видят в странах Старого континента рай на земле, поэтому нет ничего удивительного в том, что в ЕС стремятся въехать (в прямом смысле слова) люди, которых статус нелегала не пугает.

А для перевозчиков такой «живой товар» становится настоящей головной болью, которая оборачивается штрафом в размере до 2000 фунтов стерлингов за каждого нелегала.

Лагеря нелегалов – на границе Франции и Великобритании

Пожалуй, большинство историй, в которые попадают (не по собственному желанию) наши перевозчики, происходит недалеко от границы Франции и Великобритании. Порт Кале (Calais) – основная артерия, по которой в Великобританию из континентальной части Европы направляются сотни грузовых автомобилей. По данным BBC, ежемесячно фиксируется примерно 3000 попыток нелегального въезда в Великобританию. Модой это явление не назовёшь, однако в течение трёх последних лет число таких попыток увеличилось примерно в 4 раза. На риск нелегально прорваться в Великобританию идут граждане стран Ближнего Востока, Северной Африки, даже Албании, которая стремится стать членом ЕС. Следует отметить, что для кое-кого перевозка нелегалов – это бизнес, причём очень хорошо оплачиваемый. Но в этой публикации мы постараемся рассмотреть такие ситуации, когда нелегалы пробираются в транспортное средство, а водитель об этом даже не подозревает. Вы скажете, так не бывает. Тогда посмотрите эти видеоматериалы и убедитесь сами…

.

На территории Великобритании ежедневно задерживается примерно 100 нелегалов (после того, как они пересекают Ла-Манш). А сколько их проникает в страну незамеченными, сосчитать вряд ли возможно. Предполагается, что в более или менее постоянных лагерях беженцев, расположенных недалеко от порта Кале, проживается примерно 2,5 тыс. людей из Пакистана, Судана, Эритреи и других стран.

И все они стараются не упустить свой шанс попасть в страну своей мечты.

Истории литовских перевозчиков

Эдмундас Байоринас, владелец и руководитель компании «„EA Transport», сумел добиться того, чтобы штраф за обнаруженных в полуприцепе нелегалов был снижен: «Наш водитель ненадолго остановился на площадке недалеко от порта Кале. В 2014 году эта площадка считалась охраняемой, но порядка там было мало. Машина была запломбирована, но в течение нескольких минут, пока водитель был в магазине, трое нелегалов сумели пробраться в машину через крышу – перерезали тент и оказались внутри. Водитель видел, что пломба не повреждена, рентгеновский аппарат тоже ничего не показал – нелегалов обнаружила служебная собака пограничников. За каждого нелегала компании назначили по 800 евро штрафа, а водителю – по 400 евро. Письмо с уведомлением о штрафе мы получили спустя два или три месяца. Начали переписку, удалось доказать, что пломба не была повреждена, что водитель не мог заметить нелегалов, пробиравшихся через крышу. В итоге штраф уменьшили: компании пришлось заплатить 700 евро, а водителю – 420 евро (по 140 евро за одного нелегала). Кроме того, нам разрешили разделить выплату штрафа на 12 месяцев, когда мы доказали, что суммы штрафов очень болезненно отражаются на работе литовских перевозчиков и водителей», – говорит Э. Байоринас.

По мнению Э. Байоринаса, нелегалы, проживающие на границе Франции и Великобритании, довольно хорошо подготовлены в плане «технического оснащения»: у них есть специальные ножницы для срезания замков, они создали своего рода «систему взаимопомощи», поэтому водителям очень трудно заметить нежелательный «груз», попавший в полуприцеп. По его словам, компания стала избегать пломбирования грузов – лучше поставить надёжный замок, так как не только тросы и пломбы, но и обыкновенные замки нелегалы срезают без угрызений совести. Перевозчики должны позаботиться о лестницах и мощных прожекторах, чтобы на границе могли тщательно осмотреть свои машины и обнаружить нелегалов, если им всё-таки удалось пробраться в грузовой отсек.

Водители, как правило, последний осмотр прицепа проводят на автозаправочной станции или площадке, находящейся недалеко от порта Кале. При виде блестящих глаз непрошенных гостей в грузовом отсеке, иногда бывает достаточно строгого голоса и фразы «NO ENGLAND». Однако, далеко не все нелегалы соглашаются покинуть прицеп добровольно. Можно, конечно, попытаться заставить нелегалов покинуть машину силой – для этого у некоторых водителей в запасе есть цепи или ломы. Но нелегалы пробираются в машины тоже не с пустыми руками – как правило, у них есть ножи, поэтому использовать физическую силу не советуем.

Более подходящий выход – обратиться к оператору АЗС. Правда, французам трудно говорить по-английски, но международное слово – «Police» – они наверняка знают. Так как нелегалы – это своего рода дело чести Франции, сотрудники АЗС или автостоянок полицию, как правило, вызывают. Как утверждают перевозчики, не нужно и полчаса, чтобы прибыли полицейские – с нелегалами они обходятся без церемоний.

Позвонить в полицию может сам водитель. Во Франции все экстренные службы доступны по краткому номеру 112. Специальный номер французской полиции – 17. Но французы говорят, что лучше звонить по номеру 112 – сотрудники экстренной службы говорят на 40 языках, поэтому можно не сомневаться в том, что помощь водителю будет предоставлена.

Пограничная служба Великобритании также принимает информацию о нелегалах. О них можно сообщить по телефону +44 (0)20 3014 8180, по факсу +44 (0)20 3014 8006 или по адресу civilpenaltyunit@homeoffice.gsi.gov.uk. Такое сообщение, как правило, расценивается как усилия водителя предотвратить нелегальную перевозку людей.

Сотрудники пограничной службы Великобритании, к которым редакция CargoNews.lt обратилась по указанному телефону, ответили, что в том случае, если нелегалы будут обнаружены в автомобиле, когда он уже находится на территории Великобритании, водителю всё равно придётся нести ответственность. Водитель отвечает за тот груз, который находится в его автомобиле, поэтому «живой нелегальный груз» тоже станет его проблемой. Если водитель немедленно сообщит о нелегалах, это может рассматриваться как облегчающее вину водителя обстоятельство. Скорее всего, штрафа водителю не избежать — разве что у него будут неоспоримые доказательства его невиновности (например, видеоматериал). Сотрудники пограничной службы подчеркнули, что согласно законам Великобритании, именно перевозчик несёт ответственность за груз, в  том числе и за нелегалов в его машине. Поэтому редакция обращает внимание на необходимость особенно тщательно проверять машины перед въездом на территорию Великобритании.

Не будешь защищаться – останешься виноватым

«Моя фура направлялась в Великобританию из России. Груз был запломбирован. В Великобритании служебные собаки пограничников внутри грузового отсека обнаружили 7 „цыган“. Тент нигде не был порезан. Оказалось, что была перерезана и вновь наклеена пломба. После долгих объяснений водителя отпустили. Мы, в свою очередь, сотрудникам пограничной службы переслали схему маршрута с объяснением, что компания к этой истории не причастна. Думали, на этом всё закончится. Но недавно из Великобритании пришло письмо с требованием заплатить штраф за перевозку нелегалов – за каждого нелегала компания должна заплатить по 200 фунтов стерлингов, а водитель – по 50. Можно ли доказать, что мы не виноваты? Всё-таки деньги большие, кроме того, может случиться так, что поездки в Великобританию „накроются“ – ведь теперь наши машины будут проверять на каждом углу», – поделился своим горьким опытом Гиедрюс Юшка из компании «Galuotas».

«В машине нашей компании было обнаружено трое нелегалов. Они перерезали крышу тента, забрались в машину и зашили тент изнутри. За каждого из них компании пришлось заплатить по 700 фунтов стерлингов, а водителю – по 600. Общая сумма штрафа составила 3900 фунтов стерлингов. Но этот штраф – результат долгих апелляций и попыток доказать, что вины компании не было. Мы составили все акты проверки грузовика, представили данные о продолжительности поездки и т.д.  Чего ещё мне удалось добиться?  Удалось договориться, чтобы выплата штрафа была разделена по месяцам, и службы Великобритании не могли накладывать арест на наши машины», – говорит руководитель компании «Launerta» Рита Балинайте. Согласитесь, эта история тоже к оптимизму не располагает.

Кроме того, компании перевозчиков должны постараться присоединиться к системе по предупреждению незаконной миграции – соответствующие структуры Великобритании проверяют, как в этом отношении компании регулируют свою деятельность. Если претензий к руководству компании нет, тогда, возможно, штраф за перевозку нелегалов на компанию не будет наложен – всю ответственность понесёт только водитель.

Позиция юристов

Перевозчики, которые сталкивались с нелегалами и были вынуждены заплатить штрафы, редакции CargoNews.lt сказали, что шансов избежать штрафов почти нет. Помощник адвоката Доната Пундинайте утверждает, что выходы всё-таки есть, но чтобы их найти, придётся потратить немало времени и денег, кроме того, потребуются соответствующие знания. «В некоторых случаях перевозчики платят штраф потому, что были явные факты неосмотрительности самих перевозчиков. Кроме того, если это первый случай, то сумма штрафа может быть меньше, чем сумма судебных издержек. В других случаях мы оспариваем штраф в судебном порядке, так как налицо максимально осмотрительные действия самого перевозчика. Нередко перевозчики избегают судебного разбирательства и платят штраф потому, что дело будет рассматриваться в суде Великобритании. Всем известно, что услуги местных адвокатов стоят очень дорого, перевозчикам кажется, что лучше заплатить штраф и продолжать свою деятельность. Но если нарушения повторяются, штрафы увеличиваются, кроме того, перевозчики попадают в своего рода „чёрный список“.

Тем перевозчикам, которые решатся оспаривать штраф в суде, советую обращаться за помощью к литовским адвокатам, у которых есть опыт в разрешении вопросов, связанных с нелегальной иммиграцией. Они, как правило, прекрасно владеют английским языком и могут квалифицированно составить процессуальные документы. Назначение штрафа советую оспаривать в суде, а не разбираться с Border Agency (пограничная служба – прим. автора). Эта служба, как правило, затягивает процесс, неохотно идёт на контакт, и в конце концов, у перевозчика остаётся единственный выход – заплатить штраф. В данном случае судебный процесс намного эффективнее.

Так как масштаб нелегальной иммиграции в Великобританию довольно большой, не достаточно знать, кого и в каком порядке нужно обжаловать. Перевозчики сами должны принимать максимальные меры предосторожности. Начинать нужно с водителей. Водители должны быть лично заинтересованы в том, чтобы в машины нелегалы не пробрались. Они должны осматривать свои машины после погрузки и любой остановки. Как только водители заметят повреждение тентов, они обязаны немедленно обратиться в полицию, а до прибытия полиции лично зафиксировать все обстоятельства. Очень часто бывает так, что прибывшие полицейские вносят в протокол не 2, а 4 нелегалов, хотя их там не было. Кроме того, нелегалы пробираются не только внутрь полуприцепов – они ухитряются пристроиться на оси автомобиля, и таким образом едут сотни километров… Водители обязаны очень тщательно проверять свои машину».

Как правило, штраф за перевозку нелегалов должна платить компания-перевозчик, но может быть и так, что штраф будет наложен в том числе и на водителя. Сумму штрафа водителя заплатит компания, но возникает вопрос – как впоследствии вычесть эту сумму из его зарплаты?

«Для этого следует утвердить внутренние правила компании, можно даже составить должностную инструкцию водителя, в которой были бы чётко указаны его обязанности во время пребывания в Великобритании. Если водитель не будет соблюдать правила, под которыми поставил свою подпись (например, проявит неосторожность), у руководства компании будет основание взыскать штраф у водителя», – советует помощник адвоката.

Р. Балинайте, комментируя ситуацию, говорит: «По поводу нелегалов я консультировалась с 2 литовскими адвокатами – они посоветовали успокоиться и заплатить штраф, так как выиграть дело в суде шансов нет. Тогда я дополнительно проконсультировалась с адвокатом из Великобритании – он также посоветовал не заниматься эскалацией проблемы, в особенности, если сумму штрафа удалось уменьшить. Если перевозчик обратится в суд, существует большая вероятность того, что суд сумму штрафа увеличит. Единственный выход – пытаться доказывать, что компания неплатёжеспособная. Но если перевозчик наймёт адвоката, его услуги будут стоить не менее 4000 фунтов стерлингов – суд вряд ли поверит, что компания неплатёжеспособная, если может платить такое вознаграждение адвокату, но не может заплатить штраф», – говорит руководитель компании, столкнувшейся с нелегалами.

Англичане стремятся защититься от нелегалов и просят помощи у перевозчиков

Очень часто непрошенных гостей (в качестве «живого груза») в полуприцепах грузовых автомобилей обнаруживают четвероногие помощники пограничников. Великобритания утверждает, что депортация одного нелегала обходится государственной казне примерно в 5000 фунтов стерлингов, поэтому контроль на границе очень строгий. По данным службы пограничного контроля Великобритании, с помощью организованных преступных группировок и отдельных лиц в страну ежегодно попадает от нескольких до нескольких десятков тысяч нелегалов. В последние годы в числе нелегалов преобладают жители Албании и Пакистана. Раньше основной поток нелегалов шёл из Индии. Несмотря на то, что за трудоустройство нелегалов британских предпринимателей наказывают штрафом в размере до 10 000 фунтов стерлингов, а нелегалов сажают под арест (сроком от нескольких месяцев до полутора года) и потом высылают из страны, спрос на дешёвую (очень даже дешёвую) рабочую силу не уменьшается.

На сайте пограничной службы Великобритании (UK Border Force) размещена достаточно подробная информация  о том, какие меры должны предпринять компании и водители для того, чтобы избежать попадания нелегалов в автомобили. На помощь водителям, а также владельцам и руководителям компаний, может прийти специальная программа, участники которой должны вести специальный контрольный лист («vehicle security checklist»). Если этот лист заполняется постоянно, он может стать доказательством того, что водитель и его руководство предприняли все меры по предотвращению попадания нелегалов в грузовые автомобили. В противном случае, если нелегалы будут обнаружены, штраф вам гарантирован.

Пограничная служба Великобритании обращает внимание на основные особенности работы водителей в приграничной зоне, и приводит основные требования, соблюдение которых поможет избежать штрафов.

Перед поездкой:

  • Водитель должен иметь при себе письменные инструкции по обеспечению безопасности транспортного средства и акт проверки транспортного средства, составленный работодателем.
  • Если это возможно, водитель должен наблюдать за погрузкой, чтобы убедиться, что никакой посторонний человек не проник внутрь транспортного средства.
  • Водитель обязан проверить кузов автомобиля (холст/брезент/тент), и все замеченные повреждения внести в акт проверки.

Сразу после погрузки:

  • Необходимо запломбировать транспортное средство: нужно закрыть заднюю дверь и навесить на неё навесной замок с пломбой. Внести номер пломбы в акт осмотра транспортного средства или в CMR накладную.
  • Проверить воздушную заслонку и все оси транспортного средства.

Во время поездки после каждой остановки:

  • Проверить крышу, заднюю дверь, воздушную заслонку, все оси, исправность замков.
  • Определить, есть ли повреждения или следы прикосновения к замкам и пломбе.
  • Если замечены какие-либо повреждения или следы попытки проникновения в транспортное средство, проверить транспортное средство и грузовой отсек, затем снова закрепить все запорные устройства.

Перед тем, как переправиться в Великобританию или въехать в зоны контроля (United Kingdom Control Zones):

  • Повторно проверить крышу, заднюю дверь, воздушную заслонку, все оси, исправность замков.
  • Определить, есть ли повреждения или следы прикосновения к замкам и пломбе;
  • Если замечены какие-либо повреждения или следы попытки проникновения в транспортное средство, проверить транспортное средство и грузовой отсек, затем снова закрепить все запорные устройства.
  • Если запломбировать транспортное средство было невозможно, выполните тщательный физический внутренний осмотр груза и транспортного средства.
  • В акте проверки зарегистрируйте все выполненные проверки (на погрузке, после остановок, до въезда в контрольную зону Великобритании и до переправы в Великобританию).

Запомните, что вы всегда обязаны:

  • Быть осторожными;
  • Быть бдительными;
  • Возить с собой запасные запорные устройства и акт проверок;
  • Хранить письменные инструкции и акт проверок в кабине водителя;
  • Вносить результаты всех проверок в акт проверок;
  • Сообщать властям Великобритании, в частности, пограничной службе ((Border Force), полиции о любых подозрениях, если вы считаете, что кто-то пытался проникнуть в транспортное средство без вашего ведома.

Подробную информацию – «Кодекс поведения по предупреждению нелегального проникновения на территорию Великобритании» (Code of Practice on the Prevention of Clandestine Entry), разработанный Министерством внутренних дел (Home Office ) – можно найти перейдя по ссылке

Связаться со службами можно следующим образом:

по электронной почте civilpenaltyunit@homeoffice.gsi.gov.uk

или обращаясь по телефону или по факсу в пограничную службу:

Border Force

Clandestine Entrant Civil Penalty Team

Border Force South/South East & Europe

Amadeus Building

The Quadrant

Mondial Way

Harlington

Middlesex

UB3 5AR

Тел.: +44 (0)20 3014 8180

Fax: +44 (0)20 3014 8006

Перевозчикам, чьи маршруты пролегают через границу Франции и Великобритании, советуем распечатать эти правила и раздать их водителям – за подписью, что водители с правилами ознакомились. Во-первых, водители обязаны знать эти правила. Во-вторых, если в грузовых автомобилях будут обнаружены нелегалы, и из-за них водители окажутся в неприятной ситуации, великобританским должностным лицам можно предъявить копию этого документа. Власти Великобритании рассматривают это как усилия компании предотвратить попадание нелегалов в транспортное средство.

Между прочим, может случиться так, что перевозчик заработает штраф, не подозревая об этом. Если нелегалов не заметил ни водитель, ни сотрудники пограничной или таможенной службы, но их, покидающих транспортное средство, заметил рядовой англичанин – будьте готовы к штрафному талону. В этом отношении жители Великобритании проявляют активную гражданскую позицию, и, как правило, сообщают соответствующим службам об автомобиле, в котором были замечены нелегалы. Солидный штраф вам почти гарантирован. Поэтому ещё раз напоминаем – будьте предельно бдительны, когда приближаетесь к границе Франции и Великобритании.

В качестве заключения

В этой истории о нелегалах можно было бы поставить точку, но…Нелегалы, оказавшиеся в автомобиле без ведома водителя – это один из возможных сценариев. Другой – это жестокий и для кого-то очень доходный бизнес торговли людьми. К сожалению, в этом бизнесе перевозчикам иногда отводятся не самые «чистые» роли.

Собеседники CargoNews.lt подтвердили слухи о том, что на парковках, расположенных в окрестностях порта Кале, некие люди предлагают принять в машину «попутчика» с поддельными документами. Стоимость такой «услуги» –  примерно 1000 евро. Перевезёшь через границу – заработаешь «лёгкие» деньги. Такие предложения – часть будней перевозчиков.

Могли ли вы себе представить, что человеку может вздуматься пересечь государственную границу в такой «упаковке»?

Или в такой…

nelegalas2

nelegalas3

Такое бывает – но об этом в нашей следующей публикации.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0