Европейский «Пакет мобильности»: борьба ещё не окончена
«Пакет мобильности», представленный Европейской Комиссией, актуален для всех европейских (в том числе литовских) перевозчиков, так как затрагивает и вопросы деятельности транспортного сектора. К сожалению, положения этого документа многих не устраивают, поэтому сегодня борьба за его окончательное содержание переместилась в Европейский Парламент и Европейский Совет. Пока этот пакет не приобрёл силу закона, у литовских перевозчиков ещё есть шанс скорректировать его в свою пользу. Редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться, каковы их успехи на данном направлении.
Для начала за разъяснением, зачем нужен этот документ, редакция обратилась в представительство Европейской Комиссии в Литве. Там пояснили, что «цель этих инициатив – повысить безопасность дорожного движения, способствовать внедрению справедливых систем дорожных сборов, уменьшить количество выбросов углекислого газа в окружающую среду, снизить заторы на дорогах, бороться с нелегальным трудоустройством, обеспечить надлежащие условия труда и отдыха водителей, а также снять с транспортных компаний часть бюрократического бремени».
Если сосредоточиться на конкретных транспортных моментах, то этот документ должен помочь в борьбе с так называемыми «компаниями-почтовыми ящиками»; обеспечить водителям надлежащие условия для отдыха (без ущерба для их зарплаты); поспособствовать в поиске компромисса относительно заработной платы водителей и других требований, выдвигаемых каждым европейским государством в отдельности.
Тем, кто не знаком с системой управления ЕС, очень трудно понять, что из себя представляет этот «Пакет мобильности», как проходит процедура его подготовки и принятия и какую юридическую силу он будет иметь, когда будет принят. Если в двух словах, то Европейскую Комиссию можно считать аналогом правительства Литвы. В Литве кабинет министров занимается подготовкой законопроектов и представляет их на утверждение Сейму. На европейском уровне ЕК это тот «кабинет министров», который занимается подготовкой законопроектов, а Европейский Парламент – это та институция, которая их утверждает. Окончательное решение Европейский Парламент принимает совместно с Европейским Советом, где министры стран-членов ЕС, курирующие разные сферы, проводят периодические встречи, во время которых обсуждают и вносят коррекции в законопроекты, а также координируют общую политику. Именно Европейский Парламент и Европейский Совет, а не Европейская Комиссия являются основными органами принятия законодательных решений.
Поскольку предложения Европейской Комиссии охватывают вопросы не только транспортной, но и социальной политики, основная работая будет проходить в комитетах Европейского Парламента по транспортным вопросам и по вопросам социальной политики, а также в соответствующих советах ЕС. В последних работа начинается с экспертных групп, а окончательные решения будут приниматься на уровне министров транспорта стран-членов ЕС. Таким образом, сейчас литовские перевозчики и госучреждения должны согласовать приоритетные задачи и приступить к активной лоббистской деятельности в вышеупомянутых комитетах и рабочих группах.
Что важно для литовских перевозчиков
Может сложиться впечатление, что Литва не сумела эффективно поучаствовать в первом этапе подготовки «Пакета мобильности» (пока он разрабатывался в кабинетах Европейской Комиссии). Однако, как редакции сообщила «Linava», изначальные предложения западноевропейских стран были куда более жёсткими, поэтому тот факт, что их удалось в некоторой степени смягчить, уже можно считать достижением. И всё же во время недавно проходившей в Брюсселе дискуссии, которой руководил секретарь по вопросам транспортной политики в ассоциации «Linava» Томас Гаруолис, её участники обратили внимание на то, что в «Пакете мобильности» преобладают предложения крупных европейских государств, поэтому на компромисс это не похоже (как когда-то заметил генеральный секретарь «Linava» Витаутас Миленас, западные страны, в стремлении отстоять свои позиции, очень часто пользуются примерами, которые характерны лишь для очень незначительной части перевозок, поэтому подобные аргументы не должны рассматриваться в качестве определяющих в транспортном секторе).
В целом, участники конференции пришли к выводу, что если бы «Пакет мобильности» был принят в нынешнем виде, то европейские перевозчики (особенно из «новой Европы») были бы поставлены в очень сложные условия из-за множества требований. Одновременно участники конференции подчеркнули, что проблемы западноевропейского протекционизма необходимо решать уже сегодня, так как принятие «Пакета мобильности» затянется (в какой-то степени это утешает, но расслабляться нельзя).
Если говорить по существу, то в «Пакете мобильности» содержатся 8 предложений по изменению существующего транспортного законодательства. По мнению «Linava», для литовских перевозчиков наиболее актуальны следующие моменты: применение директивы о командировках сотрудников в транспортном секторе; предложения относительно порядка проведения еженедельного обязательного отдыха водителей; предложения по регулированию доступа на рынок.
То, что европейские структуры намерены отказаться от позиции представителей в принимающих странах, стало бы облегчением. Более благоприятными должны стать и правила каботажных перевозок. До сих пор разрешалось выполнять 3 каботажные перевозки в течение 7 дней – в новом документе есть предложение не ограничивать количество каботажных перевозок в течение 5 дней. Однако Литву не устраивают предлагаемые изменения к режиму труда и отдыха водителей. Европейская Комиссия предлагает, чтобы еженедельный 45-часовой отдых водители проводили не в кабинах транспортных средств, но уже сегодня понятно, что выполнить это требование будет очень сложно из-за отсутствия необходимой инфраструктуры: в Западной Европе очень не хватает охраняемых площадок, рядом с которыми были бы гостиницы или другие места для проживания (например, в Германии таких площадок всего 12, во Франции – 6, в Бельгии вообще нет).
Также литовских перевозчиков не устраивают предлагаемые правила командировок – по мнению перевозчиков, они не только усложнят ведение учёта рабочего времени водителей, но и поставят водителей в неравные финансовые условия, так как их заработки (минимальная зарплата) будут зависеть от направления командировок (восток или запад), а не от проделанной работы. Литовское правительство считает, что требования к минимальной зарплате приемлемы только при условии того, что Комиссия согласится отменить ограничения к доступу на рынок.
Кроме того, в Литве считают, что очень отрицательно на работе всего транспортного сектора может сказаться предложение ЕК, согласно которому, раз в три недели водители будут обязаны возвращаться в страну регистрации автомобилей, так как оно связано с дополнительными финансовыми и временными затратами. Наконец, в «Пакете мобильности» ничего не сказано о третьих странах: как нужно будет выполнять европейские требования в этих странах, как их контролирующие учреждения будут проводить проверки по выполнению требований, будет ли проводиться обмен информацией между странами ЕС и третьими странами и т.д.?
«Linava» отметила, что у всех стран-членов Европейского Союза есть замечания относительно «Пакета мобильности», поэтому каждая из них будет «тянуть одеяло на себя». Если раньше чувствовалось противостояние между Востоком и Западом, то сейчас в «Пакете мобильности» можно усмотреть неблагоприятные предложения по отношению к некоторым «периферийным» странам ЕС. Поэтому, по мнению «Linava», по некоторым вопросам можно (и нужно) искать союзников среди таких государств, как Дания, Ирландия, Португалия. С другой стороны, по основным вопросам «Linava» находит поддержку среди «молодых» стран блока. Не остаётся в стороне и Международный союз автомобильного транспорта (IRU), который тоже пытается найти приемлемый для всех «общий знаменатель».
Какая ведётся работа
Как сообщила «Linava», руководство ассоциации проводит активную работу на уровне учреждений ЕС. В частности, уже состоялось несколько встреч с литовскими европарламентариями, во время которых представители «Linava» изложили свои пожелания по поводу того, на каком уровне и каким образом должны быть представлены интересы литовских перевозчиков.
Как отметил литовский европарламентарий Валентинас Мазуронис, интересы граждан и предпринимателей нашей страны в Европейском Парламенте представляют всего 11 депутатов из 751, поэтому при обсуждении таких важных вопросов как «Пакет мобильности» приходится искать союзников в рядах представителей других стран. Также, по мнению В. Мазурониса, к работе с представителями Европейского Парламента необходимо подключить литовское правительство.
«Linava» утверждает, что она «заручилась серьёзной поддержкой со стороны государственных учреждений», и благодарна им за то, что они понимают позицию перевозчиков. Это большая редкость, чтобы предприниматели отзывались о действиях властей с благодарностью. Однако интересно, что именно предпринимает государство для того, чтобы условия работы наших перевозчиков были не хуже, а лучше. На этот вопрос в Министерстве транспорта и коммуникаций редакции ответили: «По вопросам, касающимся „Пакета мобильности“, министерство ведёт диалог со всеми социальными партнёрами, в том числе с „Linava“. В ходе выработки общей позиции Литва активно сотрудничает с другими странами – Польшей, Чехией, Словенией, Словакией, Латвией, Румынией, Болгарией, Венгрией. Мы стараемся, чтобы международные организации, в первую очередь IRU, как можно активнее выражали свою позицию в отношении этого документа. Сотрудники литовского представительства постоянно встречаются с литовскими европарламентариями и с европарламентариями других стран – эти встречи проводятся для того, чтобы вопросы, беспокоящие литовских перевозчиков, были изложены и услышаны на самом высоком европейском уровне».
В последнем случае имеется виду Постоянное представительство Литвы в Европейском Союзе. Сотрудники этого учреждения предоставили редакции CargoNews.lt следующую информацию: «Диалог с „Linava“ по поводу „Пакета мобильности“ уже завязался. Он протекает очень активно и плодотворно. В Европейском Совете образовалась группа единомышленников, в состав которой входят Литва, Польша, Чехия, Словения, Словакия, Латвия, Румыния, Болгария, Венгрия. На заседаниях Совета эта группа неоднократно выступала с общими заявлениями, направленными на защиту интересов перевозчиков. Вместе с литовскими перевозчиками мы стараемся повлиять на позицию международных организаций, в первую очередь, на позицию IRU. Мы постоянно проводим встречи с членами Европейского Парламента. Они ознакомлены со всеми проблемами литовских перевозчиков».
***
Подводя итог, можно отметить два момента. Первый – «Linava» активно работала и работает в направлении коррекции положений «Пакета мобильности», чтобы они максимально соответствовали интересам литовских перевозчиков. Второй – в настоящее время многое зависит не только от усилий ассоциации, но и от способности государственных учреждений «проломить лёд» в бюрократических коридорах Европейского Парламента и Европейского Совета. Можно порадоваться тому, что литовское правительство и литовские дипломаты слышат просьбы перевозчиков и, по возможности, стараются отстоять их позицию на европейском уровне, оказывая сопротивление диктату со стороны «крупных игроков».
Как в интервью CargoNews.lt отметил руководитель компании «Transekspedicija» Видмантас Пяледа, Западная Европа загоняет литовских перевозчиков в угол потому, что хочет вытеснить их со своих рынков, и это делается в том числе с помощью «Пакета мобильности». В этом смысле борьбу «Linava», по словам собеседника, можно сравнить с поединком мыши и слона, поэтому всем литовским перевозчикам так или иначе придётся приспособиться к возможным неприятным переменам. Но чтобы не заканчивать на невесёлой ноте, давайте вспомним слова из одной популярной литовской песни: «Лучше не жить, чем вообще не верить. Ведь мы не из тех, кто сдаётся без боя».
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.