Дорожные сборы в Европе: как не заблудиться в информационных джунглях?
Европейские тарифы дорожных сборов повышаются, и, похоже, будут продолжать повышаться. Если не так давно при поездках в Европу дорожные сборы составляли не очень значительную часть общих расходов, то сейчас они начали доходить до стоимости расходуемого грузовыми автомобилями топлива. Это очень отчётливо почувствовали те перевозчики, которые раньше ездили в Россию, а в последнее время переориентировали свою деятельность на запад. Что должны знать о дорожных сборах владельцы транспортных компаний?
Европейская система дорожных сборов – это сложный и постоянно меняющийся механизм. Для того, чтобы понять, как этот механизм работает, нужно знать не только правила оплаты дорожного сбора в каждой отдельной стране, но и систему назначения и порядок взыскания штрафов, а также тарифы дорожного сбора, список облагаемых налогом магистралей и систему скидок. Более того – за этой информацией нужно постоянно следить, так как она меняется. К сожалению, очень часто страны, в которых появляются изменения, в первую очередь обнародуют эту информацию на своём государственном языке и не спешат с переводом на общедоступный язык. Если некоторые крупные транспортные компании могут позволить себе содержать в штате сотрудников, выполняющих мониторинг, обработку и обновление этой информации, то другим приходится обращаться к услугам компаний, занимающихся администрированием oплаты дорожных сборов.
„У меня сложилось впечатление, что при расчёте расходов на поездку, перевозчики основное внимание уделяют затратам на топливо, а о таких расходах, как дорожные сборы, очень часто забывают», – говорит Артур Михеенко, руководитель представительства «DKV Euro Service GmbH» в странах Балтии и Скандинавии. По его словам, об этой статье расходов чаще всего забывают те перевозчики, которые долгое время работали в российском направлении и лишь недавно переориентировали свою деятельность на запад. Иногда дорожные сборы становятся «сюрпризом» и для тех перевозчиков, которые прорабатывают новые маршруты. «Бывают случаи, когда перевозчики жалуются на то, что работа в Европе в конечном итоге превращается в „минус“, хотя свой заработок они получают. Мы начинаем анализировать маршруты поездок, и выясняется, что перевозчики едут транзитом через те страны, где проезд стоит довольно дорого, хотя есть возможность выбирать другие маршруты», – говорит А. Михеенко.
Сигита Йоде, руководитель литовского представительства компании «Easytrip Services», говорит, что при планировании маршрута поездки очень важно учитывать места приобретения топлива, поскольку за топливо, приобретённое в таких странах, как Бельгия, Франция, Испания, Италия, можно вернуть часть топливного акциза.
Между тем в других европейских странах проезд по дорогам стоит примерно столько же, сколько и топливо. Так, в Венгрии эти статьи расходов практически одинаковые, а в Австрии расходы на oплату дорожного сбора больше, чем расходы на топливо.
Тарифы дорожных сборов будут повышаться
Как правило, в Европейском Союзе тарифы дорожных сборов повышаются в соответствии с уровнем инфляции. В 2015 году общеевропейский уровень инфляции не был высоким, поэтому такие страны, как Австрия, Чехия, Словакия, Франции повысили тарифы дорожного сбора на 1 – 2 проц.
Однако, не следует надеяться на то, что постепенное повышение тарифов дорожных сборов будет долгосрочной тенденцией. Например, несколько лет тому назад тариф дорожного сбора в Чехии увеличился на 10 проц. В апреле нынешнего года, когда в Бельгии заработала новая система взимания дорожного налога, проезд по этой стране подорожал примерно в три раза.
Ещё один пример – Германия. В этой стране расширяется сеть платных региональных дорог, однако, водители этого не замечают, потому что расчёт суммы дорожного сбора выполняется с помощью систем GPS, а не стационарных устройств для оплаты. Поэтому в таких случаях перевозчики, которые своевременно не поинтересовались подобными нюансами, сталкиваются с неприятным сюрпризом в виде счёта за проезд. По мнению А. Михеенко, хорошим примером того, как нужно распределять средства, поступившие в бюджет в качестве дорожного сбора, можно считать Польшу. С тех пор, как в Польше появилась плата за проезд по магистральным дорогам, состояние дорожной инфраструктуры в Польше резко улучшилось. С другой стороны, строительство новых дорог продолжается, поэтому к 2018 году тариф дорожного сбора в Польше, скорее всего, увеличится.
Такая страна, как Болгария, не является приоритетной в работе литовских перевозчиков. Однако, в 2017 году Болгария планирует переход с системы виньеток на электронную систему оплаты за проезд. Как правило, в таких случаях тарифы дорожного сбора увеличиваются, так как система должна «отработать» вложенные в неё средства.
«Что касается актуальности той или иной страны, то её не следует игнорировать. Например, до недавнего времени Венгрия считалась не очень важной для перевозчиков страной, но когда тариф дорожного сбора в Венгрии повысился до 0,27 евро за километр, все обратили на это внимание. В настоящее время за проезд по венгерским дорогам перевозчикам приходится платить примерно 150 евро. Большинство восточноевропейских стран, т.е. стран постсоветского пространства, считают дорожные сборы отличной возможностью пополнить свои бюджеты. Они постепенно внедряют системы оплаты, работающие на основе спутниковых данных, и будущем будут облагать перевозчиков ещё большими налогами», – говорит А. Михеенко. По его словам, в 2017 – 2018 г.г. изменения в системе взимания дорожного сбора планируются и в Эстонии. Решения, как это будет реализовано, пока нет, но ясно одно – эта страна тоже «подорожает».
В России льготный тариф «Платона» – 0,02 евро за километр – будет применяться до октября 2016 года. В октябре этот тариф повысится до 0,04 евро за километр, но об этом перевозчики проинформированы заранее, каких-то других резких изменений в России быть не должно.
Серьёзная проблема заключается также в том, что, как уже говорилось, многие страны считают дорожный сбор и штрафы за его неуплату способом пополнить казну. Например, в Венгрии штраф за неуплату дорожного сбора составляется 500 евро, в Бельгии – 1000 евро. Кроме того, в Бельгии первое напоминание о неуплаченном штрафе повышает сумму штрафа на 20 проц., а повторное – на 50 проц.
Можно не сомневаться, что в национальных системах дорожных сборов заложена тенденция к повышению, а не к понижению тарифов. Европейские страны взялись за инициативу увеличить объём железнодорожных грузоперевозок, а это можно осуществить за счёт повышения тарифов дорожных сборов.
В джунглях бортовых устройств
«Я не думаю, что через пять лет в Европе останется хоть одна страна, где дорожный сбор будет взиматься не с помощью электронной системы. Я понимаю, что многим не нравятся лобовые стёкла, разукрашенные множеством бортовых устройств для оплаты проезда. К сожалению, в ближайшее время эта проблема не будет решена. С инициативой унифицировать бортовые устройства ЕС выступил давно, эта инициатива должна была быть реализована в 2013 году. К сожалению, этого не произошло, так как у каждой отдельной страны есть собственные интересы, собственная фискальная система и т.д., поэтому перевозчики вынуждены возить с собой кучу различных приборов для оплаты проезда», – говорит А. Михеенко.
Единым бортовым устройством можно пользоваться во Франции и в Испании. Коммерческие компании предлагают устройство, которым можно пользоваться во Франции, Испании Италии, Бельгии и в Польше (правда, только для оплаты проезда по магистрали А4) – на сегодняшний день это можно считать достижением, к которому в скором времени может присоединиться Австрия. Для оплаты проезда по дорогам Чехии, Словакии, Австрии, Польши, Германии, Норвегии, Бельгии перевозчики должны иметь отдельные устройства. Все они отличаются по размерам, стоимости, системам управления, сумме абонентной платы и административных платежей. Даже при наличии бортовых устройств перевозчикам иногда приходится покупать платёжные карточки. Кроме того, как и любые другие аппараты, бортовые устройства выходят из строя – в таких случаях, чтобы не остановилась работа, перевозчики должны в срочном порядке приобретать новые устройства.
Практически все бортовые устройства (кроме австрийских) сдаются в аренду. По окончании срока аренды их необходимо возвращать операторам систем по сбору дорожных налогов. «Можно представить, какую дополнительную административную работу приходится проделывать перевозчику, продавшему, например, один грузовой автомобиль, в котором было 6 – 8 бортовых устройств. Ведь все эти устройства нужно вернуть владельцам – а они разбросаны по всей Европе. Кроме того, за невозвращённое устройство перевозчики платят штрафы – в Италии, например, штраф за одно устройство составляет 55 евро», – говорит С. Йоде.
Всегда ли игра со скидками «стоит свеч»?
Перевозчики знают, что в некоторых странах плательщики дорожных сборов могут рассчитывать на скидки. Однако, С. Йоде утверждает, что реальные скидки предоставляют только французы, итальянцы и испанцы. Такие страны, как Чехия, Словакия, Словения, ориентированы на интенсивно работающих местных перевозчиков, поэтому по условиям, на которых работают транзитные перевозчики (в том числе и литовские), получить какие-то ощутимые скидки практически невозможно.
В одних странах скидки применяются автоматически, в других – только после предварительной регистрации. Так или иначе, но возможность почувствовать ощутимую пользу от скидок очень ограничена, так как скидки предоставляются интенсивно работающим перевозчикам. Кроме того, скидки не применяются при оплате дорожных сборов наличными. Так, в Италии скидки применяются только при после предварительной регистрации в системе одного из итальянских дорожных консорциумов и при оплате сбора с помощью карточки «Viacard» или бортового устройства «Telepass».
„Все знают, что во Франции применяются скидки, но не все знают, что для того, чтобы их получить, нужно зарегистрироваться в системе получателей скидок, и заплатить за эту регистрацию. В ходе анализа ситуации мы заметили, что регистрационные и административные платежи бывают больше, чем скидки», – говорит А. Михеенко. С. Йоде добавила, что во Франции нет единой скидки, применяемой для проезда по всем дорогам. Систему скидок устанавливает каждый дорожный оператор в отдельности. Кроме того, операторы применяют ступенчатые системы скидок, поэтому заранее определить, на какой процент скидки может рассчитывать перевозчик, практически невозможно. По словам С. Йоде, средняя величина скидки во Франции составляет 7 проц. Наибольшие скидки применяются за проезд по самым дорогим, самым протяжённым и самым главным магистралям страны. Однако, за активацию бортового устройства для оплаты проезда по таким дорогам начисляется административный налог, поэтому перевозчики должны заранее оценить предполагаемую пользу, так как в полной мере её могут ощутить только перевозчики, выполняющие каботажные перевозки.
В заключение хочется сказать, что ваше отношение к планированию маршрутов поездок и осведомлённость о системах дорожных сборов (включая штрафы за неуплату этих сборов) в странах, куда вы отправляетесь, могут привести либо к дополнительным расходам, либо к работе без дополнительного напряжения. Все затраты, связанные с перевозкой, планируйте заранее, чтобы ни вы, ни ваши клиенты не сталкивались с неприятными сюрпризами. Внимательно следите за изменениями в тарифах и правилах оплаты дорожных сборов – избежать этих расходов, точно также, как расходов н топливо, невозможно, однако, предупредить неприятности вполне в ваших силах.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.