В транспортной войне между Польшей и Россией – мирный договор. Что он означает для Литвы?
Польские и российские перевозчики, при поддержке представителей своих правительств, в очередной раз встретились в Кракове, где провели переговоры о квотах разрешений на международные перевозки на 2017 год. Двухдневные переговоры завершились заключением важного соглашения. Какое влияние оно может оказать на деятельность литовских предпринимателей?
Встреча, которая состоялась 9-10 ноября в Кракове, проходила в сложных условиях. В последнее время в отношениях между странами чувствовалось серьёзное напряжение, поводом для которого стали различия в толковании и применении правил международных перевозок. Польские перевозчики неоднократно напоминали России о том, что она игнорирует предыдущие соглашения, Россия, в свою очередь, обвиняла поляков в «нестабильной политике в отношении российских международных автомобильных перевозчиков».
Попытка обойти Польшу или козырь в переговорах?
8-го ноября, когда заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул провёл встречу с представителями паромной линии DFDS, на которой обсудил возможность повысить мощность этой линии в сообщении между российскими и германскими портами, обстановка накалилась ещё больше. Этот факт был широко освещён в средствах массовой информации с целью показать полякам, что ещё до начала переговоров Россия готовится к альтернативам в обход Польши. В официальных сообщениях российского транспортного ведомства говорилось, что политика Польши по отношению к российским перевозчикам является «нестабильной», поэтому российские перевозчики вынуждены искать пути попадания в Европу в обход Польши. Также сообщалось, что DFDS выразила готовность предложить российским перевозчикам необходимое количество паромов.
Вайдас Клумбис, глава отдела маркетинга в компании «DFDS Seaways», редакции CargoNews.lt сообщил, что в ходе встречи обсуждалась возможность повысить мощность только существующих паромных переправ, и руководство «DFDS Seaways» пообещало представителям российского правительства провести оценку перспектив в этом направлении. С учётом того, что на сегодняшний день DFSD может предложить паромное сообщение из Киля (Германия) в Усть-Лугу (Россия), речи об открытии новой линии из Калининграда на этот раз не было.
По словам В. Клумбиса, порт Усть-Луга не может заменить потенциала Клайпедской морской переправы. Во-первых, потому, что этот северный российский порт удобен далеко не для всех российских перевозчиков, направляющихся в Европу. Во-вторых, переправа из Усть-Луги занимает гораздо больше времени, чем переправа из Клайпеды. Тот факт, что на встрече обсуждался вопрос лишь об увеличении мощности существующих линий, позволяет предполагать, что мысли возродить паромное сообщение из Калининграда в Германию ни у одной из сторон не было. Похоже, что беседа Н. Асаула с руководством DFDS была попыткой заручиться козырем накануне переговоров с Польшей, а не поиском реальных путей в обход это страны.
В этой связи уместно сделать экскурс в начало нынешнего года, когда Польша отказала России в выдаче своих разрешений, и Россия была вынуждена в скором порядке искать другие пути попадания в Западную Европу. Действия России выразились в том, что из порта Усть-Луга в порт Балтийск был переправлен старенький паром «Санкт-Петербург». Он сделал несколько полупустых рейсов, и линию «временно» закрыли. Как оказалось, Россия была не в состоянии собственными силами открыть новую паромную переправу, поэтому российские грузы продолжали двигаться через Клайпедский порт и литовские терминалы. Для Литвы эти разногласия между соседями стали счастливым билетом.
Соседи пришли к перемирию
Многим казалось, что польско-российские переговоры пройдут безрезультатно. Однако, к удивлению скептиков, стороны пришли к обоюдоприемлемому соглашению. Польша и Россия договорились об обмене 190 тыс. разрешений. Из них 48 тыс. трёхсторонних российских разрешений достанется польским перевозчикам, 10 тыс. польских трёхсторонних разрешений – российским перевозчикам. Делегации также договорились, что разрешения на 2016 год будут действительны до 31-го января 2017 года, а разрешения на 2017 год – до 31-го января 2018 года.
Мечисловас Атрошкявичюс, президент Союза литовских перевозчиков, считает, что такое количество разрешений удовлетворяет обе стороны. Российским перевозчикам не придётся искать морские переправы, и они смогут свободно ехать транзитом через Польшу в страны Западной Европы, а польские перевозчики смогут свободно доставлять в Россию грузы третьих стран.
Напомним, что конфликт разгорелся летом, когда российские транспортные инспекторы стали требовать у польских перевозчиков не одно, а два разрешения (двустороннее и трёхстороннее) на одну перевозку. Понятно, что поляки не были готовы к подобному требованию, так как оно шло вразрез с международными соглашениями. К сожалению, напоминания о международных нормах не спасли польских перевозчиков от нешуточных штрафов, поэтому поляки были вынуждены приостановить перевозки в Россию. De jure эта проблема была решена осенью, на встрече представителей обеих стран в Санкт-Петербурге. Однако, польские перевозчики утверждают, что de facto произвол российских должностных лиц не прекратился. Поляки то и дело сталкиваются с необоснованными требованиями и штрафами.
В таких ситуациях хочется вспомнить латинское выражение «когда двое дерутся, третий радуется». В подобных случаях в качестве «третьего» может выступать Литва. За счёт ограничения квот разрешений других стран литовские перевозчики могут поднимать стоимость своих услуг и зарабатывать на свободных грузах. Клайпедский порт и Клайпедская морская переправа также могут повышать свои обороты. Главное, чтобы такими благоприятными моментами умело воспользовались все заинтересованные стороны.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.