Выгодны ли споры между Беларусью и Россией, связанные с транзитом запрещённых товаров, для литовских перевозчиков?

47rs141010a957-300x168

По оценке некоторых международных инстанций, Литва является одной из стран ЕС, которая больше всего страдает от санкций России. Однако, российские санкции против ЕС, в том числе и Литвы, показали, что литовские перевозчики могут подстроиться под ситуацию и найти решения, смягчающие вред, который наносят российские санкции транспортному сектору Литвы и показателям общей экономики.

Наносим вред друг другу?

Беспокойства в Украине, аннексия Крыма подчеркнули агрессивность внешней российской политики и вызвали беспокойство в Европейском Союзе. Такие действия России не остались незамеченными в США, Канаде, Китае и других больших государствах. Агрессия и вмешательство России во внутреннюю жизнь других государств повлекли за собой формирование мер других государств против ее политики. Ударили по больному – по российской экономике. Неудивительно, но Россия ответила ЕС тем же – пакетом санкций, предназначенного для ввозимых товаров. Сейчас сложилась такая ситуация: Россия и Запад бросаются санкциями друг в друга, только кто от этого выиграет? Конфликт между Россией и Украиной, Россией и демократичными западными странами зашел так далеко, что сложно объективно отследить его ход. Было высказано несметное количество комментариев различного рода от всех заинтересованных сторон, поэтому теперь уже не ясно кто, с кем и почему не договорились и есть ли возможность (и есть ли она вообще) распутать этот клубок разногласий. Проигрывают обычные потребители, рушатся экономические отношение, которые строились долгие годы.

Последствия для Литвы

Пока наше правительство придерживается политики «послушания» и оборачивается на соответствующие европейские инстанции, такие как Европейская Комиссии, пытаясь добиться заступничества и компенсации понесенных убытков из-за применяемой политики большой соседки, Россия не планирует полностью отменить санкции на импорт товаров. В начале августа, после того как Россия применила санкции против импорта продуктов питания из ЕС, появилось очень много различных оценок того, какие последствия будут для литовской экономики. Одним из главных направлений нашей оценки было предположение, что санкции в скором времени отменят – через месяц, максимум через три. Вместо этого мы дождались нового вызова, и в итоге результат один – перевозчики и экспедиторы не получили доход – головная боль из-за нарушения цепочки поставок и нарушений договоров с клиентами. Думаю, согласитесь, что любое ограничение торговли принесет потери компаниям и секторам экономики. На портале Конфедерации литовских промышленников представлены ужасающие цифры влияния российских санкций на литовский бизнес. Опираясь на эти данные, можно сказать, что введённые Россией санкции повлияли на 39 проц. производства и на 65 проц. транспортных компаний. Из-за двухсторонних санкций ЕС-Россия и общего напряжения в регионе СНГ к концу года бизнес не получит 670 млн лит запланированной выручки и 33,5 млн лит запланированной прибыли. Российские санкции больше всего повлияли на транспортный сектор и пищевую промышленность, на долю которой приходится 44 проц. экспорта товаров литовского происхождения в Россию. Доходы грузового дорожного транспорта, получаемые из заграницы, значительны и составляют 4,3 проц. ВВП Литвы. Это является причиной, почему, каждый раз, когда возникают ограничения торговли, мы очень внимательно оцениваем их влияние на развитие экономики страны и почему опасаемся негативных последствий. Опираясь на статистические данные, можно сказать, что российский рынок нестабилен, но он всегда растет и является выгодным для наших перевозчиков. Литовские промышленники и перевозчики, даже при наличии возможности работать в цивилизованных странах, не упускают этого рынка.

Беларусь – окно для товаров в Россию?

По утверждению руководителя ассоциации перевозчиков «Linava» Альгимантаса Кондрусявичуса, из-за продолжающихся более двух недель ужесточенных проверок литовских грузовиков на российской границе, поток литовских машин начал двигаться не через Латвию, а через Беларусь. Руководитель также подчеркнул, что число TIR книжек в Россию значительно уменьшилось – около 20%. Ситуация показывает, что, пытаясь избежать российских проверок, литовские перевозчики стали возить товары через Беларусь.
Как отреагировала Россия? Напряжение между Россией и Беларусью появилось после того, как из-за агрессии в Украине, Запад ввел санкции против России. Москва обвинила Беларусь в реэкспорте запрещённых продуктов, который прикрывается транзитом в Казахстан. Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал это выдумками, обвинил Россию в нарушении международных договоров и пообещал адекватного ответа, заявив, что если Россия не будет покупать товар из Беларуси, то его будут покупать другие страны. Беларусь возобновила таможенную проверку, которая была прекращена в 2011 году, после создания Таможенного союза.

Двухсторонняя выгода

В данной ситуации мы можем увидеть выгоду для всех, в первую очередь для Литвы. В нашей стране из-за российских санкций образовалось большое количество товара, предназначенного для российского рынка и предприниматели понесли убытки, отправляя товар на другие рынки или реализуя его на литовском рынке за меньшую стоимость. Запланированные грузы не были доставлены – большие убытки для перевозчиков. Теперь появилась отличная возможность везти грузы через Беларусь, которая с удовольствие их принимает. В любом случае Литва из-за этого в выигрыше – у перевозчиков появляется возможность увеличить уменьшенные потоки грузов, предприниматели могут реализовать продукцию на соседних рынках. Данную ситуацию хорошо описывает поговорка: где двое дерутся, выигрывает третий.
Россия, не впуская определенные товары из ЕС, в том числе и из Литвы, столкнулась с проблемой – уменьшается выбор товаров для потребителей в торговых центрах России. Для решения проблемы, Россия стала принимать товары из стран, которые не входят в ЕС, например, из Беларуси. Беларусь не способна удовлетворить потребности российского рынка, поэтому пропускает товары из Литвы, которые может успешно продавать в России. Беларусь не заинтересована в уменьшении экспорта в Россию. Для того чтобы увеличивать экспорт своих товаров, Беларусь реэкспортирует литовские товары. В итоге, Литва выигрывает, Беларусь тоже довольна, а у российского потребителя увеличивается выбор, по сравнению с тем, который ему может предложить производство только России и Беларуси.
Однако, литовские перевозчики столкнулись с проблемами и в Беларуси. Ассоциация «Linava» постоянно получает жалобы от перевозчиков, что сотрудники белорусской таможни задерживают их транспортные средства, а суды назначают административные штрафы. Причина санкций — запрет на перевозки грузов с разрешениями третьих стран или ЕКМТ из одной страны Таможенного союза в другую. Тем не менее, эти проблемы с нашей соседкой решить проще и в данный момент они анализируются.

Долгосрочная перспектива

Опираясь на данные исследования, проведенного VŠĮ «Edukacijos ir tyrimų centras», российский рынок – мечта номер 2 для литовских перевозчиков. Оценивая нынешнюю ситуацию, литовские перевозчики нашли способ для смягчения ущерба, наносимого российскими санкциями и направляют товар в Россию через Беларусь. На спор между Россией и Беларусью мы можем смотреть, как на позитивный фактор для наших перевозчиков, но не как на долгосрочное решение. Рынки России и Беларуси тесно связаны и Беларусь слишком зависит от российской экономики и промышленности, поэтому ей не выгодно ввязываться в длительный конфликт. Долгосрочные отношения с соседкой мы можем обеспечить только с помощью тесного сотрудничества и сев за стол переговоров. Так как мы являемся членом ЕС, то наше сотрудничество должно быть на межгосударственном уровне и охватить общую политику ЕС и России. Наши перевозчики из долголетнего опыта знают, что российский рынок и принимаемые Россией решения не стабильны и в любой момент могут измениться, поэтому политикам следует найти компромисс и поддерживать тесные продолжительные экономические отношения с российскими политиками. Мы являемся соседними странами и экономические показатели показывают, что для обеих стран сотрудничество выгодно.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0