Вопрос не на один миллион: какой будет «вторая жизнь» грузовиков стандарта Евро 6?

Euro6

Грузовые автомобили стандарта «Евро 6», которые появились на рынке в январе 2014 года, постепенно заканчивают свой первый этап работы и начинают переходить в разряд подержанных транспортных средств. Казалось бы, на вторичном рынке техника такого высоко экологического стандарта должна быть нарасхват. Однако, технические характеристики этих автомобилей мало интересуют перевозчиков, работающих за пределами Европейского Союза, поэтому эти автомобили обречены оставаться в Европе. Каким будет будущее грузовых автомобилей стандарта «Евро 6»?

Стандарт «Евро 6»: в чём его особенности?

Начнём с ответа на вопрос, что такое «стандарт евро». Это европейские нормативы (они утверждаются в директивах Европейского Союза), регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах. Эти стандарты обязательны для всех транспортных средств, реализуемых на пространстве Европейского Союза и Европейского экономического сообщества. Первый экологический стандарт – «Евро 0» – появился в 1990 году. Постепенно требования к охране окружающей среды усиливались, и в 2014 году появился последний на сегодняшний день экологический стандарт – «Евро 6».

Необходимо заметить, что эта экологическая норма стала серьёзным испытанием для автомобилей с дизельными двигателями: по сравнению со стандартом «Евро 5», в стандарте «Евро 6» допустимая норма содержания твёрдых частиц уменьшена вдвое. Кроме того, согласно стандарту «Евро 5», допустимое количество оксидов азота, которое может выделять один автомобиль, в пять раз больше, чем по стандарту «Евро 6»!

Эти факты наглядно говорят о том, какой технологический прорыв должны были совершить конструкторы при создании двигателей, соответствующих последнему стандарту. Дело в том, что без добавления определённых химических веществ (они необходимы для нейтрализации выхлопных газов), современные двигатели соответствую стандарту «Евро 6» лишь наполовину. Для того, чтобы автомобили соответствовали этому стандарту полностью, в автомобили необходимо устанавливать специальную коробку из нержавеющей стали, в которой с помощью нескольких катализаторов, фильтров для твёрдых частиц, форсунок «AdBlue» и целого ряда датчиков происходит процесс нейтрализации выхлопных газов.

У каждого производителя есть своя методика очистки выхлопных газов, выделяемых тяжеловесным транспортном. Все производители используют систему вспрыска «common rail» , фильтры твёрдых частиц и системы селективной каталитической нейтрализации (англ. Selective Catalyst Reduction – SCR).  Все европейские производители, за исключением «Iveco», используют в производстве систему рециркуляции выхлопных газов ( англ. Exhaust Gas Recirculation  –  EGR),  а MAN – ещё и специальную технологию турбокомпрессоров. «Iveco» заявил, что отказался от EGR потому, что, во-первых, эта система очень сложная и ненадёжная, во-вторых, она ограничивает мощность двигателя. К тому же, для того, чтобы фильтры твёрдых частит выполняли свою функцию, необходимо использовать жидкий реагент «AdBlue».

Самый большой недостаток – стоимость

В результате для того, чтобы грузовой автомобиль соответствовал стандарту «Евро 6», его производители должны вложить много усилий. Все необходимые технологические составляющие стоят довольно дорого. Кроме того, как правило, это тяжёлые по своему весу, сложные узлы, зачастую поглощающие энергию двигателя. Несмотря на то, что производители всячески стараются компенсировать «прибавку в весе» за счёт других конструктивных элементов, грузовые автомобили стандарта «Евро 6» на 150-200 кг тяжелее, чем их «собратья» из версии «Евро 5». Любому перевозчику понятно, что этот дополнительный собственный вес автомобиля отнимает часть заработка, потому что перевозчику нужно соблюдать другое условие – требование к общей допустимой массе, т.е. в прицеп с тягачом стандарта «Евро 6» можно погрузить меньше груза, чем в другое транспортное средство.

Европейские производители грузовой техники очень старались, чтобы у автомобилей стандарта «Евро 6» не было «повышенного аппетита» к топливу, и за счёт большого числа конструктивных и технологический решений им это удалось. Следует отметить, что большинство двигателей нового поколения экономичнее старых.

Итак, основной недостаток, которого не удалось избежать – стоимость. Считается, что за счёт двигателей, соответствующих самым жёстким экологическим требованиям, стоимость грузовых автомобилей повысилась примерно на 10 проц.

Существенная экономия – на дорожных сборах

Все перевозчики знают, что на европейских дорогах применяется обыкновенный принцип – «кто загрязняет, тот и платит», т.е. владельцы не очень «дружелюбных» к окружающей среде транспортных средств платят за проезд по европейским дорогам больше, чем владельцы «зелёных» транспортных средств. Что в этом отношении можно сказать об автомобилях стандарта «Евро 6»? Могут ли перевозчики экономить за счёт тарифов дорожных сборов?

Миндаугас Келпшас, представитель компании «Easytrip», говорит, что могут, причём довольно существенно. «Как только на рынке показались тягачи стандарта „Евро 6“, oдним из первых вопросов, задаваемых нашими клиентами, был вопрос, будет ли тариф дорожного сбора для этих тягачей меньше? В первое время мы не могли порадовать своих клиентов положительным ответом, потому что в большинстве европейских стран автомобили стандартов „Евро 5“ и „Евро 6“ облагались одинаковыми дорожными налогами. Однако, обычно раз в год тарифы дорожных сборов пересматриваются, кроме того, мы заметили, что в последнее время некоторые европейские страны начали выделять грузовики стандартов „Евро 5“ и „Евро 6“ в отдельные тарифные категории – владельцы автомобилей стандарта „Евро 6“ уже платят по меньшему тарифу в Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии. В будущем таких „льготных“  стран должно быть больше», – говорит собеседник.

Между тем во Франции тарифы для автомобилей «Евро 5» и «Евро 6» одинаковые, однако, некоторые операторы (например, SANEF, SAPN, AREA, APRR) предоставляют владельцам грузовых автомобилей стандарта «Евро 6» скидки (до 3 проц.).

По словам М. Келпшаса, во всех западноевропейских странах (за исключением Франции) тарифы дорожных сборов для автомобилей стандарта «Евро 5», по сравнению с «Евро 6», на 8 – 15 проц. больше. Владельцы автомобилей стандарта «Евро 5», работающих в Западной Европе, в месяц на одни только дорожные сборы могут потратить от 700 до 1500 евро, одну треть или половину этой суммы – в одной лишь Германии. Поэтому, как утверждает эксперт, за счёт дорожных сборов владельцы самых новых грузовых автомобилей могут сэкономить значительные суммы.

Одна из мер – стимулирование рынка

Разговоры о том, что стандарт «Евро 6» повлияет на рынок бывших в употреблении грузовых автомобилей, идут уже давно. Всем известно, что подержанные грузовые автомобили других (не таких строгих) стандартов с успехом расходятся по таким рынкам, как Беларусь, арабские страны, Казахстан и т.д. Перевозчики из этих стран охотно покупают подержанные и более простые модели потому, что они подходят для работы в условиях этих стран.

На сегодняшний день подержанные автомобили стандарта «Евро 6» покупателей с традиционных вторичных рынков не интересуют, потому что они дорогие, тяжёлые и, что самое главное, работают только на качественном топливе. Всё это означает, что основная часть таких подержанных транспортных средств останется в пределах ЕС.

Учитывая эти обстоятельства, некоторые производители заранее позаботились о специальных программах по использованию этих грузовых автомобилей на вторичном рынке. Например, «Iveco» предлагает свои клиентам заключать специальные договоры, на основании которых автомобили стандарта «Евро 6» после первого цикла работы (спустя примерно 3 года) можно вернуть прямо на завод – там их приводят в порядок (с заводской гарантией!), и затем автомобили выходят на работу «по второму кругу». При определённых условиях автомобили «Iveco» могут получить даже третью заводскую гарантию.

Подобные меры направлены на продолжительное использование грузовых автомобилей стандарта «Евро 6». С одной стороны, производитель таким образом «привязывает» к себе клиента (чтобы тот не задумывался о покупке нового автомобиля), с другой – такие условия выгодны и для перевозчиков, потому что им не надо ломать головы над тем, кому продать неновые автомобили. Что касается конкретно «Iveco“, то в данном случае производитель одним выстрелом убивает двух зайцев: благодаря этой программе, владельцам грузовых автомобилей «Iveco не надо переживать из-за сравнительно небольшой остаточной стоимости этой марки.

Однако, вопрос о ликвидности грузовых автомобилей стандарта «Евро 6» волнует далеко не всех производителей. Рамунас Мурачевас, сотрудник представительства «Mercedes-Benz», говорит, что особой проблемы со сбытом автомобилей этой марки на вторичном рынке компания не видит. «Производство грузовых автомобилей стандарта „Евро 6“ началось в 2011 году, так что на сегодняшний день на вторичном рынке уже много таких автомобилей. Некоторые из них прошли более миллиона километров. Перевозчики достаточно хорошо изучили этот рынок, поэтому могут сами продать свои подержанные автомобили без особых проблем», – говорит Р. Мурачевас. По его словам, подержанные «Mercedes-Benz» пользуются большим спросом, поэтому случаи, когда бывшие владельцы предлагают представителю или производителю выкупить автомобили, встречаются довольно редко.

Автомобили останутся у своих владельцев надолго

Некоторые эксперты считают, что спрос грузовых автомобилей стандарта «Евро 6» на внутриевропейском рынке будут поддерживать такие факторы, как сравнительно небольшой расход топлива, более длительные интервалы между проведением текущего техобслуживания и привлекательные тарифы дорожных сборов. Кроме того, в Европе стремительно расширяется сеть так называемых «зелёных зон» (в них могут попасть только грузовые автомобили самого высокого экологического класса), поэтому шансы на то, что владельцы таких грузовых автомобилей не будут спешить их продавать, очень велики.

Дес Эванс, бывший руководитель представительства MAN в Великобритании, высказал мнение, что по этим причинам рынок покупки-продажи подержанных автомобилей стандарта «Евро 6» придёт в оживление, и производителям придётся смириться с тем, что эти автомобили будут находится у своих владельцев долгое время. Это означает, что производители и представители должны готовиться к тому, что им придётся зарабатывать не столько на продажах новой техники, сколько на обслуживании уже приобретённых транспортных средств (обеспечивать их владельцев необходимыми запчастями, разрабатывать специальные программы по технической и другой поддержке и т.д.). MAN надеется, что за счёт специальных программ по обслуживанию, автомобили стандарта «Евро 6» будут служить своим владельцам, по меньшей мере, 6 лет, и за это время смогут пройти не менее 1,5 млн километров.

В начале производства автомобилей этого стандарта многие считали, что для успешной продажи за пределами ЕС эти автомобили придётся перерабатывать под более низкие экологические стандарты. Сейчас наступает время, когда об этом нужно серьёзно задуматься. Некоторые представители отметили, что, возможно, подобные преобразования можно было бы выполнить и в официальных представительствах, однако, никто не решился «давать руку на отсечение» без официального подтверждения производителей. Если кому-то из вас такое решение кажется полезным и выгодным, советуем посоветоваться с представителями производителей вашей техники.

И в заключение – один любопытный вопрос: можно ли предположить, что в будущем дизельные двигатели должны будут соответствовать стандарту «Евро 7»? На сегодняшний день многие эксперты считают, что для этого нет никаких технических предпосылок: те строгие экологические требования, которым должны соответствовать современные дизельные двигатели, поставили под вопрос сам факт существования двигателей такого типа (не говоря об их экономической эффективности). В данном смысле «масло в огонь» подливают проекты в области создания грузовых автомобилей, работающих на электричестве или водороде.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0