Беспилотные автомобили: тенденции развития технологии и правовые аспекты использования (II)

platooning

Тенденция вполне очевидная – работа над производством автономных или полуавтономных грузовых автомобилей приобретает всё более широкий размах. Одновременно на европейском и национальном уровне разрабатывается соответствующая законодательная база. Однако, перевозчиков, как и любых других субъектов хозяйственной деятельности, интересуют, в первую очередь, практические вопросы: насколько велика вероятность того, что в один прекрасный день беспилотные грузовые автомобили появятся на дорогах общего пользования; если появятся – то когда, и какие это будут автомобили (автономные или полуавтономные); сколько будет стоить это «удовольствие», и как придётся изменить политику трудоустройства водителей?

 

Когда понадобится меньше водителей

Комиссар ЕС по вопросам науки и инноваций Карлос Моэдас, заявил, что в скором времени управляемый человеком автомобиль превратится в такой же пережиток прошлого, как лошадь в эпоху зарождения автомобильного транспорта. В случае с автономными грузовыми автомобилями «скорое время» означает, по всей вероятности, 2023 год. В мае 2017 года Ассоциация европейских производителей автомобилей (англ. ACEA) представила «Дорожную карту ЕС в области организации движения грузовых автомобилей в автоматизированных колонах», и там чёрным по белому написано следующее: «К 2023 году на магистралях ЕС (с возможностью беспрепятственного пересечения государственных границ) без особых исключений должны быть созданы условия для движения автоматизированных колон грузовых автомобилей, в составе которых могли бы быть грузовые автомобили различных производителей. В дальнейшем можно было бы обсуждать возможность отдыха водителей, находящимися в автомобилях, следующих за флагманом. Полностью автономные грузовые автомобили появятся позже».

Только подумайте – шесть лет спустя колоны из беспилотных грузовых автомобилей могут стать обычным явлением! Конечно, практика, как правило, отстаёт от теоретических планов, но даже если вышеупомянутые цели воплотятся в жизнь через десять лет, это не такой длительный срок, как может показаться. Международный транспортный форум (англ. ITF) и три партнёрские организации (в том числе и Международный союз автомобильного транспорта, англ. IRU) представили четыре сценария развития сегмента беспилотного грузового транспорта.

Согласно первому, на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей не будет – например, потому, что не удастся решить все технологические проблемы, или с появлением такого вида транспорта будут не согласны другие участники движения. Согласно второму, автономным грузовым автомобилям будет сложно занять свое место на рынке – прежде всего потому, что отдельные государства ещё долгое время будут придерживаться собственного мнения по этому вопросу, а использовать такой вид транспорта в какой-то отдельной стране вряд ли будет целесообразно. Третий сценарий предполагает, что беспилотные грузовые автомобили войдут в обиход транспортных компаний сравнительно быстро для работы на длинных расстояниях, а вот города они «завоюют» не раньше, чем через 20 лет. Согласно четвёртому сценарию, большинство государств встретят эту технологию с большим энтузиазмом, а настроенных скептически будет немного.

Если судьба беспилотного грузового транспорта будет развиваться по наиболее оптимистичным (третьему и четвёртому) сценариям, то в таком случае, по мнению экспертов, в работе перевозчиков ненужными станут миллионы водителей. Конечно, можно надеяться, что всё останется более или менее по-старому, или если будут перемены, то они будут незначительными, но в таком случае авторы отчёта, скорее всего, не предлагали бы: а)  создать на время переходного периода консультационный совет, который бы занимался вопросами занятости водителей; б) подумать о возможности в законодательном порядке контролировать темпы внедрения беспилотной технологии; в) разработать международные правила и стандарты использования автономных грузовых автомобилей; г) продолжать испытания технологий в области производства беспилотного грузового транспорта.

Как подчеркнул генеральный секретарь Международного транспортного форума Хосе Вьeгас (José Viegas): «В следующие десять лет беспилотные грузовики могут стать обыденностью на многих дорогах. Беспилотные грузовики уже работают на таких объектах с контролируемыми условиями, как порты и шахты. Во многих регионах, в том числе в США и Европейском Союзе, проводятся испытания таких грузовиков на общественных дорогах. Производители вкладывают значительные средства в автоматизацию, а многие правительства уже приступили к пересмотру нормативных актов. Своевременная подготовка к возможным отрицательным социальным последствиям сокращения рабочих мест снизит риски в случае быстрого перехода к автоматизированным перевозкам».

Что думают перевозчики

Руководитель крупной эстонской транспортной компании Юрий Шеховцов считает, что идея использования автономных или полуавтономных грузовых автомобилей может быть ещё одной попыткой немецких и французских властей вытеснить с западноевропейского рынка восточноевропейских перевозчиков. Если эти и другие страны-старожилы ЕС заставят всех перевозчиков в обязательном порядке работать на беспилотных грузовых автомобилях (пусть даже во имя таких благородных целей, как технологический прогресс или защита окружающей среды), то понятно, что для транспортных компаний из «стран-новичков» это станет серьёзным вызовом – в первую очередь, в плане затрат, которых и так хватает (и хотя говорить о том, сколько будет стоить один беспилотный грузовой автомобиль или их колона, пока рано – этого не могут сказать даже производители, можно предположить, что недёшево). В то же время, по мнению Ю. Шеховцова, в реальных условиях работы перевозчиков автоматизированные колоны бесполезны – за исключением разве что европейских скоростных магистралей с качественным покрытием (что уж говорить о России и других странах постсоветского пространства) и таких относительно закрытых зон, как порты и крупные шахты или заводы.

Одна из крупнейших литовских транспортных компаний «Girteka Logistics» в 2016 году заключила контракт с компанией «Mercedes-Benz» на покупку 1000 современных грузовых автомобилей «Actros». Как редакции CargoNews.lt сообщил представитель компании по связям с общественностью, на сегодняшний день каких-то конкретных планов насчёт беспилотных автомобилей у неё нет, однако, по его словам, «если / как только эта технология станет общедоступной, компания обязательно её внедрит». Представители другой литовской транспортной компании – «Hegelmann Transporte» – считают, что беспилотные грузовые автомобили это вопрос обозримого будущего, и компании очень интересно, насколько эффективнее, экономичнее и безопаснее они окажутся в работе. Так как эта компания всегда проявляла большой интерес к новым технологиям и инновациям, она намерена приобрести беспилотный автомобиль одной из первых. Глава транспортной компании «Transekspedicija» Видмантас Пяледа в интервью CargoNews.lt отметил, что говорить о появлении беспилотной технологии в жизни транспортного сообщества ещё рано – нужно подождать, пока она обретёт более конкретные практические формы. Однако, по его словам, если жизнь заставит, то к этой технологии придётся приспособиться как к любой другой.

Таким образом, одни перевозчики относятся к беспилотным грузовым автомобилям скептически (если не сказать отрицательно), другие – в том числе и литовские – не боятся революционных перемен и готовы оперативно внедрить их в свой бизнес. Последний момент даёт основание предполагать, что Литва может стать одной из первых стран, где мы увидим не испытательные, а рабочие колоны беспилотных автомобилей, тем более, что подготовка соответствующей законодательной базы уже началась.

***

В заключении хочется поделиться довольно странным впечатлением, которое возникло в процессе углубления в тему. С одной стороны, в публичном пространстве множество сообщений о прогрессе в области создания беспилотных транспортных средств. С другой стороны, по ним трудно понять, насколько всё это серьёзно, и может сложиться впечатление, что все эти беспилотные колоны – всего лишь плод чьей-то фантазии. Но если вникнуть в детали, становится понятно, что в этой области ведётся активная работа по всем фронтам – проводятся испытания и конференции, принимаются законодательные акты и т.д. (кто хочет узнать больше, может ознакомиться с информацией здесь). И тогда напрашивается странный вывод – возможно, кому-то выгодно умышленно держать людей в неизвестности, чтобы в определённый момент поставить всех перед фактом, чтобы ни у кого не было возможности постоять за свои права и рабочие места.

В связи с этим вспомнились слова одного из рядовых (а может быть, совсем не рядовых) читателей Delfi.lt: «Отчаянный поиск ответов. Отрицание. Убеждение себя и других. Гнев. И, наконец, смирение. Это те пять шагов, которые вам придётся пройти, если не начнёте подыскивать для себя новые возможности уже сейчас, пока делаете то, что через 5 лет будет никому не нужно». Звучит очень жестоко, но довольно правдоподобно…

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-04 422
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками четвертого квартала 2024 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-02-02 1 456
0
8 (1)

Прокурор: случаи трудовой эксплуатации водителей в Литве учащаются

Вильнюсский окружной прокурор Эдита Игнатавичюте обычно расследует преступления, связанные с торговлей людьми и эксплуатацией. В последнее время все больше ее внимание привлекают проблемы мигрантов, которые приехали в Литву и устроились на работу водителями грузовиков.

2025-01-23 57
0
???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 46
0