Аналитика
В Клайпеде – споры из-за дорожных виньеток
В Клайпеде возмущение собственников и водителей транспортных средств вызывает то, что выехав из Свободной экономической зоны (СЭЗ) и заехав на кольцо Яку, они должны платить дорожный налог, даже если едут по этой дороге совсем небольшое расстояние. Кольцо Яку является частью магистральной дороги, поэтому водители без виньеток наказываются. Собственники фирм говорят, что этот порядок нелогичен, и они не намерены мириться с такими решениями государственных организаций.
Три года назад министр транспорта подтвердил опись, в которой указана форма виньеток, требования и порядок их использования и приобретения. Согласно этой описи, водители и собственники транспортного средства обязаны приклеить основную часть действующей виньетки на лобовое стекло машины до того, как заедут на платные магистральные дороги. Так же указываются исключения – в тех случаях, когда прибыв на территорию Литвы и выехав из места загрузки или местонахождения фирмы нет возможности приобрести виньетку, это необходимо сделать на ближайшей заправке или в другом месте, где они продаются. Налог не применяется, если платная часть дороги используется в качестве объездной дороги, при пересечении платной дороги и на кольцевых перекрёстках. От оплаты магистральных дорог так же освобождены фермеры, когда они едут на своё поле или возвращаются с него.
С первого взгляда в этом законе нет изъянов, однако посмотрев глубже на проблему использования платных дорог, выяснилось, что в нём немало неразберихи.
Избежать штрафа почти невозможно
Должностные лица Мобильной группы Департамента таможни Литвы в Клайпеде работают особенно усердно – избежать штрафа за неуплату дорожного налога почти невозможно. Собственники транспортных фирм говорят, что возле магазина “Ermitažas“, находящегося около дороги Клайпеда-Паланга, действует неофициальный таможенный пост.
«Движение отрегулировано так, что выехав из СЭЗ, попадаешь на кольцо Яку, которое считается магистральной дорогой. Например, если нужно перевезти стройматериалы из порта в “Ermitažas“, приходится из-за нескольких сотен метров покупать виньетку, хотя едешь по объездной дороге города. Дорожный отрезок от кольца Яку до перекрёстка на Кретингу не должен быть платным. Сейчас там постоянно стоят таможенники с биноклем и поджидают нарушителей. Недавно водитель нашей фирмы был оштрафован на 900 лт», — возмущается Артурас Тялмянтас, собственник ИП А. Тялмянто.
Грузы – по рельсам (часть 2)
В первой части обсуждались недавние проекты, предназначенные для упрощения перевозки грузов. На этот раз беседуем с перевозчиками и экспедиторами, которые предлагают услуги перевозки грузов по железной дороге.
Популярный маршрут – на Восток
Литовские экспедиционные компании пользуются железнодорожным транспортом при перевозке грузов в Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и пр. Перевозить грузы в Западном направлении мешает разная ширина рельсовой колеи. В последнее время всё громче обсуждается проект “Rail Baltica“ и продление европейской колеи до Каунаса – тогда можно было бы направлять больший грузопоток и в Западную Европу.
В этом году, еще до того как колея будет протянута, планируется начать экспериментальный проект по замене подвижного состава в Моцкаве – это временно поможет решить проблему перевозки грузов в Польшу.
Скорость
Экспедиторы утверждают, что перевозить грузы на дальние расстояния по железной дороге выгоднее, чем с помощью тягачей.
«На поездах перевозим всё, что вы видите в магазинах – от продуктов питания, промтоваров до автомобилей. Вагоны для перевозки товаров мы берём напрокат у АО “Железные дороги Литвы”, они присоединяются к составу и отправляются на место назначения», — рассказывает руководитель фирмы “Rolando logistika“ Роландас Кямялкис, который занимается перевозками грузов в Казахстан и Узбекистан. Хотя состав до места назначения еще не раз перевешивается и переформируется, по словам Р. Кямялкиса, перевозка товаров на поезде не занимает больше времени, чем перевозка автомобилями. «Если, например, на полуприцепе до места назначения груз доезжает за 10 дней, то перевозка на поезде займёт примерно четырнадцать», — говорит Р. Кямялкис.
Компания “Autoverslas“ перевозит грузы в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, они перевозятся с помощью контейнеров, автовозов, полуприцепов. «Безусловно, перевозка грузов по железной дороге занимает немного больше времени, но разница не слишком большая», — говорит представитель “Autoverslas“ Нериюс Кярнагис.
Кстати, составляя договоры о перевозке грузов по железной дороге, термины обычно не оговариваются: скорость доставки груза зависит от многих факторов, которых часто нельзя предусмотреть и посчитать.
Литовские экспедиторы хорошо оценивают проект “Викинг”. Руководитель фирмы “Spedlita” утверждает, что этот поезд привлекает быстрыми терминами, хорошими ценами и регулярностью. Для груза, прибывшего в Клайпедский морской порт, заказываются контейнеры, затем они загружаются на платформы поезда и едут до точки назначения. Мы на этом поезде перевозим грузы до Минска. От Клайпеды до Минска груз едет примерно двое суток», — рассказывается коммерческий директор “Spedlita” Лукас Руткаускас. Хорошо этот поезд оценивают и другие заинтересованные экспедиторы: он всегда едет в одно и то же время, является достаточно быстрым, а тарифы – привлекательными.
Правда, согласно утверждениям некоторых клиентов составить договора о перевозке грузов на поезде "Викинг" не просто. "Мы могли бы быть постоянными клиентами этого поезда — каждый месяц грузы из Украины везут около 50 наших тягачей. С удовольствием загрузили бы их на "Викинг". Увы, попытавшись договориться о возможности перевозить грузы по железной дороге, мы столкнулись с бюрократическими помехами. Так и не удалось узнать, сколько стоит перевозка грузов на "Викинге", где можно загрузить тягачи на состав. Создаётся впечатление, что в АО "Железные дороги Литвы" работают не очень компетентные люди", — возмущался один из менеджеров вильнюсских фирм производителей.
Проект “Меркурий”, по мнению экспедиторов, погубили слишком частые проблемы при оформлении грузов в Москве и не всегда конкурентоспособные тарифы.
Дешевле?
Популярно утверждение, что перевозки грузов по железной дороге обходятся примерно на третью часть дешевле, чем перевозки автомобильным транспортом. Так ли это? Экспедиторы, с которыми мы беседовали, утверждают, что тарифы на железнодорожные перевозки меньше, но не на столько. Тарифы на перевозки грузов устанавливает АО “Железные дороги Литвы”, ежегодно они пересматриваются. «Тарифы на перевозку грузов устанавливаются, учитывая себестоимость (постоянные и переменные издержки), налоги инфраструктуры, рыночную ситуацию», — политику составления расценок комментировал заместитель директора Дирекции перевозок грузов АО “Железные дороги Литвы” Томас Кяршис.
На сегодняшний день АО “Железные дороги Литвы” предоставляет скидки крупным и надёжным клиентам – они могут предоставляться либо перевозчику, либо товарной группе, либо отдельному грузу.
Чем больше размер перевозимого груза, тем меньше расходы транспортировки на единицу товара. «Если товар большой, его дешевле перевозить по железной дороге. В один вагон можно поместить столько товара, сколько влезет в 3 тягача»,- говорит представитель “Autoverslas“ Н. Кярнагис.
Р. Кямялкис утверждает, что перевозка грузов по железной дороге не всегда обходится дешевле – больше всего цена зависит от размера и количества единиц груза. При перевозке груза автомобилем, не важно, что именно ты перевозишь – цена одинаковая, а на железной дороге тарифы устанавливаются по достаточно сложной системе. Цена зависит и от ассортимента товара, и от его веса», — особенности железной дороги перечисляет Р. Кямяклис.
Грузы – по рельсам (часть 1)
Кто будет спасать утопающих?
Водитель – лицо фирмы
Женщины в транспортном бизнесе (часть 1)
Винить в своих бедах можно кого угодно… Но справедливее – начинать с самого себя (часть 2)
Продолжение первой части
Винить в своих бедах можно кого угодно… Но справедливее – начинать с самого себя (часть 1)
Ровно два года назад в журнале «Дальнобойщик» и на разных сайтах перевозчиков я высказывал свои соображения по поводу тех бед, с которыми вынуждены уживаться и работать автоперевозчики. И по поводу того, почему перевозчики винят в этих бедах кого угодно, только не сами себя. Я считал и считаю, что у меня есть право на самые резкие, нелицеприятные оценки: я был в шкуре и автоперевозчика со своим парком, и экспедитора без парка вообще…
Одни тогда поддержали мою точку зрения, другие нет. Среди тех, кто желал мне всяческого «добра», особо выделялись «коллеги», решившие, что свой взгляд на проблемы взаимоотношений «перевозчик-экспедитор» я высказал только потому, что «мне не дают рубить по 50% с перевозки и поэтому меня перевозчики кидают…». Даже предрекали мне разорение через пару лет…
Особенности литовской экспедиции (часть 2)
Продолжение первой части
В первой части «Особенностей литовской экспедиции» деятельность экспедиторов рассматривалась через призму перевозчиков. А как на лицензирование своей деятельности смотрят сами перевозчики?
С одной стороны, экспедиционный бизнес юридически недостаточно регламентирован – всего несколько параграфов в Гражданском кодексе Литовской Республики. Необходимо каким-то образом лицензировать или создать минимальные барьеры для вхождения в этот бизнес. Действительно, очень важно, чтобы в Литве работали постоянные, конкурентоспособные, и главное – платёжеспособные участники рынка, которые поднимали бы престиж транспортного сектора государства.
С другой стороны, в Литве свободный рынок, поэтому, согласно теории экономики, участие государства в нём должно быть минимальным. А как в этом случае избежать неплатёжеспособных клиентов и партнёров и дальше распространять только добрые вести о транзитном бизнесе Литвы?