Из-за увеличения объёмов продаж, услуг и количества строительных объектов, перевозящие тяжеловесные грузы транспортные средства используют всё больше дизельного топлива. Производители альтернативного топлива предлагают более широко использовать биологическое топливо или его смеси с традиционным топливом и таким образом сильно уменьшить загрязнение окружающей среды.
Гибридные и электрические двигатели уже проходят испытания и в ближайшее время начнут использоваться в развозящих товары легковых грузовиках и городских автобусах. Приспособление таких транспортных средств пока что ограничено из-за дорогостоящих технических инноваций. Тяжеловесные транспортные средства, ездящие по международным маршрутам, должны быть не только современные и комфортные, но и экономичные, поэтому их эксплуатирование с гибридными или электрическими двигателями пока что является слишком большой роскошью.
Концерн “Shell” вместе с учёными провёл специальное исследование о постоянно растущем спросе на топливо в Европейском союзе. В исследовании представлены варианты, как с наименьшими затратами традиционное топливо заменить на биологическое или их смеси в разных пропорциях. Таким образом можно не только сильно уменьшить загрязнение окружающей среды, но и в ближайшем времени уменьшить расходы перевозчиков.
Нынешний транспортный потенциал
По словам одного из инициаторов исследования, экономического руководителя концерна “Shell” доктора Йорга Адольфа, на сегодняшний день в 94% грузовых автомобилей установлены дизельные двигатели, 99% тяжеловесных грузовиков используют дизельное топливо. По словам представителя “Shell”, дизельные автомобили составляют стрежень грузовых транспортных средств, а энергетический стержень этих автомобилей пока что состоит только из традиционного дизельного топлива. По данным исследования, на сегодняшний день в одной только Германии объём грузового транспорта составляет около 670 млрд. тонно-километров, а до 2030 г. этот объём увеличиться до одной тысячи миллиардов тонно-километров. Парк транспортных средств с дизельными двигателями постоянно растёт, в течение ближайших 20 лет его рабочий объём увеличится на 50% и составит около 3 400 миллиардов тонно-километров. Автомобили пока что остаются самым гибким и надёжным видом транспорта, обеспечивающим стабильную и непрерывную работу торговых центров, строительных площадок и других, жизненно важных для общества объектов.
Средства для уменьшения загрязнения
Постоянно увеличивающиеся транспортные потоки отрицательно влияют на людей, так как загрязняется окружающая среда и воздух, которым мы дышим. Стремясь уменьшить загрязнение окружающей среды, европейские законодатели с 1993 г. начали применять Евро стандарты в отношении эмиссии вредных выхлопных газов. Прежде всего, было ограничено допустимое количество оксидов азота (NOx) и частиц сажи (PM), а затем – количество диоксида углерода (CO2).
С начала вступления в силу этой директивы ЕС до сегодняшнего дня производителям транспортных средств удалось почти до 90% уменьшить общую эмиссию вредных веществ. И всё-таки здесь возникла серьёзная проблема: при уменьшении эмиссии оксидов азота (NOx), увеличивается эмиссия частиц сажи (PM), и наоборот. Кроме того, после внедрения этих технологий на первом этапе увеличился общий расход топлива, а вслед за ним – эмиссия диоксида углерода (CO2). Отчасти решив и эту проблему, сейчас эмиссия диоксида углерода грузовых транспортных средств Германии, по данным исследования, составляет всего 5% от общего объёма выбросов. И всё-таки, по словам представителя “Shell” Й. Адолфа, объём перевозок грузов автомобилями до 2030 г. сильно увеличится, поэтому необходимо искать способы уменьшения загрязнения окружающей среды, особенно в быстроразвивающихся странах третьего мира.
Потенциал будущего грузовиков – альтернативное топливо
Что же делать, чтобы дорожно-транспортные средства не были одними из основных загрязнителей окружающей среды? Инициаторы исследования предлагают оптимальное решение, осуществив которое, в целом можно на 10% уменьшить использование дизельного топлива, заменив его альтернативным топливом. Производителям транспортных средств рекомендуется начать устанавливать двигатели, приспособленные для биотоплива.
Многим производителям и пользователям новых транспортных средств уже знакомо несколько лет назад на рынке появившееся биодизельное топливо FAME, т.е. смесь жировых кислот – метилэстера, а так же рапсового, соевого и пр. использованных масел или животных жиров. По данным исследования концерна “Shell” и учёных, в скором времени в баки можно будет заливать чистое FAME или B100 (RME – рапсовый метилэстер). Уже начато использование 7% смеси RME с традиционным топливом (B7). Смесь топлива такого состава, по сравнению с традиционным дизельным топливом, позволяет до 45% уменьшить загрязнённость окружающей среды. По данным исследования, в прошлом году на заправках “Shell” продано 2,6 млн. т биотолива, 2,3 млн. т составляет биодизельное топливо. Чаще всего использовались смеси биологического и традиционного топлива.
Новейшие современные грузовики уже могут использовать чистое биотопливо, однако его использование в более старых автомобилях может вызвать серьёзные проблемы. По данным экспертов, FAME топливо, по сравнению с традиционным дизельным топливом, обладает не такими хорошими свойствами смазки, чаще приходится менять масло и фильтры, быстрее портятся прокладки двигателя и уплотнители. Кроме того, чистое биодизельное топливо пока что стоит дороже, чем традиционное дизельное топливо. Поэтому организации по защите окружающей среды вместе с общественностью и структурами ЕС должны поощрять не только производителей транспортных средств, но и производителей топлива, а также пользователей. Необходимо ввести льготный налог на использование FAME, RME и других экологических видов топлива и их смесей.
Преимущества и недостатки альтернативного топлива разных видов
.content .news .text table.styled.light_blue_with_header * {
font-size: 11px !important;
}
Название
топлива
Влияние на климат (уменьшение загрязнения по сравнению с дизельным топливом из ископаемого сырья)
Эффекти-вность использования энергии (количество энергии, поступающее в силовую установку, вращающую колёса)
Эффекти-вность посевной площади (пройдённое расстояние / на гектар)
Потенциал топлива (исполь-зование сырья (4))
Приспособ-ленность
для транспорт-ного средства
(учитывая эффектив-ность мощности двигателя, дополните-льный вес, запас
пробега)
Издержки топлива (по сравнению с дизельным топливом из ископаемого сырья, учитывая производство и подготовку (5))
Инфраст-
руктура
заправок
(сеть зап-
равок, надёжность, совмести-
мость
со средой)
Биодизельное топливо (RME, FAME)
37- 46 %
18- 19 %
< 2 000 km
84 TWh
Подходит
для всех дизельных двигателей, специаль-
ная адапта-ция не требуется
20 -59 %
Нужны небольшие изменения
Синтетическое дизельное топливо (BTL)
95– 97 %
19 -21 %
5 350–6 400 km
229 TWh
Подходит
для всех дизельных двигателей, специаль-
ная адап-тация не требуется
100 – 140 %
Изменения
не требуются
Диметилэфир (DME)
95 – 97 %
20 – 26 %
9200–11 000 km
374 TWh
Подходит
для боль-шинства двигателей, недорогая адаптация
60 – 99 % / меньше чем у дизельного топлива из ископаемого сырья
Манипули-рование сжиженным газом при
низком
давлении
Сжиженное и газовое топливо для грузовиков с карбюратор-ными (бензинными) двигателями
Ментол (2)
89 -92 %
19 – 25 %
8 700 – 10 500 km
374 TWh
Подходит
для боль
шинства двигателей, недорогая адаптация
60 – 99 % / меньше чем у дизельного топлива из ископаемого сырья
Нужны
большие изменения
Этанол (1)
-10 – 75 %
13 – 18 %
700 – 4 350 km
255 TWh
Подходит
для бол-ьшинства двига
телей, недорогая адаптация
100 – 140%
Нужны большие изменения
Биогаз (3)
77 – 93 %
18 %
7 900 km
414 TWh
Подходит
для огра-ниченного использо-вания,
дорогая адаптация
60 – 99 %/ 20 – 59 %
Манипули-рование сжатым или сжиженным газом с большим давлением при низкой температуре
Биогаз + биодизельное топливо (3)
3 950
2010-11-29