Знакомьтесь, Японец!
В отличие от легковых автомобилей, японские грузовики не сильно известны в мире. В основном они продаются в самой Японии, где доля импорта ничтожно мала, а за ее пределами – более 100 тыс в год — в Азии и Океании, особенно на китайском рынке. На европейском и американском рынках их присутствие лишь символическое. Чем же примечателен японский коммерческий автопром, и в силу каких причин складывается именно такая рыночная ситуация?
Япония — страна с очень тесным пространством. Плотность населения в ней и уровень урбанизации (80%)- одни из высочайших в мире. Эта особенность среды обитания отражается даже в подготовке водителей и манере их вождения, от которых требуется особое мастерство. Например, ради большей пропускной способности от них требуют в потоке держать близкую дистанцию – как спереди, так и сбоку. Практикуется даже такой «высший пилотаж», когда к одной фуре крепится большая спичка, а к идущей навстречу – коробок, и нужно суметь разъехаться столь плотно, чтобы зажечь спичку.
Непривычным является и такой фирменный атрибут, как праворулевое управление. Однако, к нему быстро привыкают. Например, в дальневосточных районах России многие водители уже забыли о левом руле, а привыкнув выходить из кабины на тротуар, уже не хотят лишаться этого комфорта. С другой стороны, рынок диктует свое и производителям: к примеру, компания «Sumotori», торгующая в России, уже продает «Hino» с левым рулем.
Теснота определяет структуру японского грузового парка, где преобладают машины малого (минигабаритного, грузоподъемностью до 2 т) и среднего класса (полной массой до 8 и грузоподъемностью до 5 т), хотя тяжелые седельные тягачи (соответственно свыше 8 и 5 т ) также присутствуют в программах всех основных производителей: «HinoMotors», «NissanDiesel», «Isuzu»и «Mitsubishi Fuso». На долю последних приходится меньше половины японского автопарка (около 42%), а машин грузоподъемностью 20 т среди них немного. Зато доля мини-грузовиков в общем производстве коммерческого сектора составляет около 30%. И это поощряется: налоговая сетка в данном случае предусматривает размер налога в 5 и более раз меньший, чем положенный для автомобилей с большим объемом двигателя и внешними размерами.
С этим связан и главный минус “японцев”в глазах европейцев — размер кабины. С учетом миниатюрности страны и самих японцев для них комфорта в ней вполне достаточно. А вот для европейца – тесновато. В японской компоновке она всегда расположена над мотором, и даже в очень больших и мощных машинах редко шире 60 см. Впрочем, даже в машинах среднего класса, как правило, есть спальное место.
Приметой японского автопрома является «опора на собственные силы»: вышеуказанные компании работают без привлечения сторонних подрядчиков, обладаясвоими собственными мощностями, подвесками, двигателями, рамами и т.д.
Возможно, именно эти черты японского автопрома привели к тому, что из стран, которые относят к Западному миру, пожалуй только в Израиле он завоевал ведущие позиции в сегменте грузовиков малой грузоподъемности. Однако, японцы стараются наверстать упущенное. Первым сделал прорыв производитель грузовиков и автобусов «Hino Motors»: с начала 2004 года вСША начались продажи специально разработанной модели грузовика, модификации которого относятся к весовым классам 5-8. Это машина капотной, нетрадиционной дляЯпонии компоновки.
В Россию в основном экспортируются б/у. Причиной этого является крайне низкая по сравнению с новыми моделями цена. Связано это с тем, что в Японии очень высокие налоги на б/ у машины, и японцы предпочитают лучше продать, чем платить налоги. В результате даже машины с минимальнымизносом и мизернымпробегом можно приобрести на 30-50% дешевле.
Однако, приход в 2009 в Россию Daimlerи создание в Набережных Челны совместного предприятия «FusoKamAZTrucksRus» по сборке среднетоннажника «Mitsubishi Fuso Canter», безусловно, будет способствовать освоению и этого огромного рынка.
Маленькие, да удаленькие
Вначале коротко о минигрузовичках. Класс этот определяется такими нормативами: длина – до 3,4 м, объем бензинового двигателяс водяным охлажденим-660 см3, его мощность — от 43 до 50 л.с.,максимальная полная масса не превышает 1300 кг, а грузоподъемность бортовых грузовиков 350 кг.Энергия от мотора передается на них через пятиступенчатые механические КПП или трехступенчатые «автоматы».
В настоящее время данный класс представлен моделями: «Daihatsu HiJet», «Honda Acty», «Mitsubishi Minicab», «Suzuki Carry», «Mazda Scrum».
При этом имеются варианты надстроек и бортовыми и самосвальными кузовами, в виде фургонов с тентованным верхом для облегчения конструкции, с рефрижераторами и цистернами емкостью 437,5 л.Большинство моделей имеют антиблокировочные тормозные системы (ABS) иподушки безопасности.
Такие машины идеальны для срочного развоза в условиях города. При этом доступ к грузовому пространству с ними удобней, чем у конкурирующих типов автомобилей-минивэнов и универсалов. А вместимость позволяетединовременно загрузить 40 двадцатилитровых канистр или 52 коробки с фруктами. Еще до 30 кг. можно прицепить с помощью багажника на крыше. Небольшой расход топлива и топливный бак емкостью до 40 л позволяют проехать без дозаправок существенное расстояние.Впечатление портит лишь откровенно тесный салон.
Впрочем, теснота кабин не лишает их всех прочих удобств, таких как электростеклоподъемники, кондиционеры, магнитолы.Доступ к органам управления автомобиля прост и продуман, показания приборов легко читаемые.Грузовики 3-х местные. Среднее сиденье объединено с пассажирским, оснащено спинкой уменьшенной высоты, которая складывается и ее в таком положении можно использовать как стол. Внекоторых моделях вместо среднего места устанавливаются ящики разной конфигурации с приспособлениями для креплния и хранения необходимых в дороге предметов.
По мере увеличения габаритов машины несколько увеличивается и размер кабины. На многих грузовиках рычаги КПП и ручного тормоза складываются, тем самым позволяя использовать кабину как спальное место. Фургоны зачастую оснащаются камерами обзора заднего вида. Вгрузовикахгрузоподъемностью от 2-х тонн нередкикабины с ручным подъемом. В остальных доступ к двигателю осуществляется из салона.
В сегменте среднего класса «Hino», «Isuzu», «Mitsubishi Fuso» и«Nissan Diesel»представляютмодели «Ranger», «Forward», «Fighter», «Condor»соответственно. Наиболее часто среди пятитоннок встречаются фургоны, рефрижераторы, бортовые с гидроманипулятором, самосвалы и миксеры.В этом классе бесспорно лидирует «Isuzu». Она выпускает грузовики на пневмоподвеске, на рессорах, с усиленной рамой, с разной компоновкой шасси, с разными КПП и двигателями и т.д. Все больше выпускает легких грузовиков и компания «Hino», входящая в концерн «Toyоta», считающаяся главным японским производителем машин в тяжелом классе. Сейчас онаактивно продвигает бортовой грузовик, оснащённыйгибридным силовым агрегатом. Он производит работу благодаря сжатому газу и электрической тяге. Никель-металл-гидридные аккумуляторы служат основным источником питания. Они являются одними из самых экологически безопасных источников тока. «Hino» также оснащены системамипревентивной безопасности PCS, очистки выбросов Air Loop, и системой VSC (курсовая устойчивость).
Тягач по-японски
Тяжелые грузовики выпускаются в трех- или четырехосном исполнениях. Из недорогих машин этой категории популярны машиныс широко используемой в Японии колесной формулой 6х2, оснащенные двумя передними поворотными осями, укомплектованными односкатными колесами. Такиемашины грузоподъемностью порядка 10 тонн используются как база для установки фургонов, цистерн, а также рассчитаны на буксировку прицепов. Разновидностейфургонов тьма — ониразличаютсямежду собой по размерам и объему, числу, расположению, способу открывания дверей. Часть фургонов, называемые “бабочками”, для облегчения загрузки-выгрузки снабжены подъемными боковыми стенками.
Седельные тягачи выпускаются как в двухосном, так и в трехосном исполнении. При этом в Японии тягачи с колесной формулой 4х2 занимают примерно70%.Нагрузка на седельно-сцепное устройство для тягачей 4х2 составляет 8,5-9 т., для 6х4 18-20 т., допустимая полная масса для 4х2 40 т., для 6х4 50-55, хотя есть «Isuzu EXZ5Y3»- 115 т.
Говоря об их особенностях, следует отметить, что в Японии требования к двигателям применяются несколько иные, чем в США или Европе. Далеко не все моторы с турбонаддувом. Дополнительный прирост мощности в основном обеспечивается увеличением количества кубов (чего стоит 30-ти литровый, V10 двигатель «Isuzu»). Это положительно сказывается на надежности и ресурсе японских моторов. В итоге все равно получается, что энерговооруженность и крутящий момент японских грузовиков находится на одном уровне с этими же параметрами американских и европейских машин (мощность двигателей составляет 350-600 л.с.).
В Японии, как и в Европе, техника все больше «зеленеет»: расширяется число грузовиков, оснащенных газовыми и гибридными силовыми агрегатами. Постепенно снижается рабочий объем двигателей при сохранении большей мощности. Если еще в 90-х гг.на тяжелых машинах широко использовались дизельные моторы с рабочим объемом около 20 и более литров без применения турбонагнетателей, то теперь их место занимают 12-13 литровые двигатели.
Коробки передач на них в основном 7-ступенчатые., реже 6-ступенчатые. На более новых грузовиках применяются также автоматизированные 12 и 16 ст. трансмиссии, при которыхпедаль сцепления используется только при трогании с места.
Пагоды на колесах
Даже краткий рассказ о японских автомобилях нельзя закончить, не упомянув хотя бы в двух словах о буйстве фантазий тамошнего тюнинга. В этом японцы успешно конкурируют как с американцами, так и с индийцами. Впрочем, сравнивать японский художественно-декоративный стиль, названный «Decotora»(от объединения слов decorationи truck), довольно сложно: уж больно колоритен национальный стиль. Глядя на эти сооружения, порой напоминающие сияющую иллюминацией пагоду, трудно бывает понять, как оно вообще способно передвигаться.
В Японии увлечение декором началось в 1975 году, когда на экран вышел сериал «Trucker», рассказывающий о водителе, колесившем по стране в необычно декорированном грузовике. Фильм имел огромный успех у зрителей.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.