XXXIII конгресс «Linava» – что это было? (плюс эксклюзивное интервью президента «Linava» Эрландаса Микенаса)
Повестка дня XXXIII конгресса «Linava» обещала много интересного – участники должны были обсуждать текущие моменты в процессе учреждения страховой компании, изменения в уставе ассоциации, результаты независимого аудита, избрать новую ревизионную комиссию. Участники настроились на обычный режим работы, но в определённый момент ситуация вдруг приобрела для многих неожиданный поворот.
Как и следовало ожидать, первая попытка провести очередной конгресс «Linava» была неудачной – собралось всего 75 перевозчиков. Тем не менее, пока мандатная комиссия подсчитывала собравшихся участников, с докладом о продвижении в процессе учреждения страховой компании выступил её назначенный руководитель Саулюс Пелецкас.
Страховая компания перевозчиков начинает приобретать очертания
На этот раз С. Пелецкас с радостью заявил, что «страховая беременность» развивается хорошо. Уже подготовлен бизнес-план, который 30-ого апреля вместе со списком кандидатов в правление компании будет представлен Банку Литвы, а 30-ого июня банк получит все остальные документы, необходимые для выдачи лицензии. Теперь ближайшей задачей является учреждение закрытого акционерного общества, которое после выдачи лицензии станет страховой компанией.
С. Пелецкас также рассказал, как прошли переговоры с перестраховщиками. В первую очередь он обрадовал собравшихся обещанием о том, что создаваемая страховая компания будет перестрахована (иными словами, высказал веру в удачу с этим проектом). Во-вторых, по словам С. Пелецкаса, перестраховщики считают, что цены на страховые услуги в Литве вырастут ещё на 10%. Таким образом, плохая новость заключается в том, что цены будут расти, хорошая – в том, что они практически достигли своего «потолка». В-третьих, перестраховщики предупредили перевозчиков, чтобы они не вмешивались в процесс создания страховой компании – подобный проект был реализован в Венгрии, там в процессе создания страховой компании принимали участие перевозчики, и эта практика дала настолько плохой результат, что положение пришлось исправлять профессионалам.
С. Пелецкас также отметил, что с перестраховщиками, как вариант, обсуждается страхование с определённой долей финансовой ответственности самих перевозчиков. Иными словами, перевозчикам могут быть предложены договоры, согласно которым страховщик покрывает весь ущерб, но при этом перевозчики должны вернуть ему часть денег. С. Пелецкас также отметил, что в настоящее время разрабатывается план мер по предупреждению возможных ущербов. В рамках этого плана в компаниях перевозчиков намечается проведение аудита, по результатам которого будет определена стоимость страхового полиса для каждого конкретного перевозчика. Одновременно, по словам С. Пелецкаса, чтобы в будущем стоимость страхового полиса была меньше, страховая компания «Linava» будет консультировать перевозчиков по вопросам отбора водителей (в этом плане продумывается, как можно было бы создать базу данных водителей высшего уровня, при этом не нарушая закона о защите личных данных), использования информационных технологий, действий во время ДТП и т.д. Для этих целей будет создан информационный центр, в который можно будет позвонить с места происшествия, и подготовлены специальные инструкции.
В заключении С. Пелецкас заявил, что создаваемая страховая компания сможет застраховать около 6 тыс. грузовых автомобилей. Это немного, но как отметил эксперт, задача организации заключается не только в снижении стоимости страховых полисов, но и в определённом сбалансировании рынка. Иными словами, другие страховые компании своим прибыльным клиентам будут вынуждены предлагать привлекательные цены, и таким образом у перевозчиков появится выбор. Будущей страховой компании так или иначе придётся думать о расширении своей деятельности, и для этого придётся увеличивать уставной капитал. По мнению С. Пелецкаса, к этому процессу можно привлечь состоятельных перевозчиков или частных инвесторов, но для этого у новой страховой компании должны быть постоянные клиенты.
После выступления С. Пелецкаса, когда участники конгресса уже собирались уйти на обед, слово попросил член президиума Витас Бучинскас, чьё выступление многим испортило аппетит.
Президиум против президента
Полный текст выступления В. Бучинскаса (на литовском языке) можно найти здесь. Основная мысль заключается в том, что нынешний президент ассоциации Эрландас Микенас не соответствует занимаемой должности, так как не способен руководить командой, не соблюдает регламент, путает личные интересы с интересами «Linava», манипулирует информацией и подталкивает к конфронтации членов ассоциации, оказывает давление н секретариат, своей противоречивой репутацией «тормозит» создание страховой компании и т.д. «Исходя из вышеуказанных причин, мы публично осуждаем действия президента и выражаем ему недоверие», – заявил В. Бучинскас от своего имени и от имени ещё пяти членов президиума (Бронисловаса Гележюнаса, Ромаса Восилюса, Олега Тарасасова, Артураса Тельментаса и Римантаса Мартинавичюса). В ответ Э. Микенас категорически отклонил все обвинения и заявил, что против него готовится внутренний заговор (в кулуарах конгресса даже прозвучало предположение, что это могут быть происки конкурирующих страховщиков). Участники конгресса разделились на два лагеря – одни выражали президенту поддержку, другие остро критиковали.
При таком раскладе дел любой сторонний наблюдатель оказывается в очень незавидном положении. Для того, чтобы понять, кто прав и что происходит, ему нужно переговорить едва ли не с каждым членом президиума и сотрудниками ассоциации (в особенности с сотрудниками секретариата), ознакомиться и проанализировать огромное количество внутренних документов и т.д. Без этого делать объективные выводы невозможно.
И тем не менее, некоторые моменты выглядят очень странно. Во-первых, почему конфликт такого размаха принял публичную форму? Нельзя ли было попытаться его урегулировать без скандала? Во-вторых, не за горами время, когда нужно будет принимать окончательные решения по поводу страховой компании. Скорее всего, Банк Литвы, который очень внимательно следит за безупречной репутацией и отсутствием конфликтов на стороне учредителей, не оставит без внимания того, что произошло. В-третьих, не понятно, чего именно добивается оппозиция – отставки Э. Микенаса или всего лишь несколько иного поведения? С другой стороны, если в адрес президента поступают такие обвинения, трудно представить, как он может «вдруг» исправиться и продолжать работать с теми, кто его обвиняет. Если предположить, что президент подаст в отставку – найдётся ли у оппозиции достойный кандидат на его место? Об этом нужно было обязательно подумать, потому что в ситуации, которая сложилась на сегодняшний день, «Linava» не может оставаться без авторитетного президента.
В целом, в этой истории Э. Микенас выглядит более солидно (по крайней мере, на данный момент), чем его оппоненты, которые – даже если они правы – явно не подготовились к своей акции. Вопрос в другом – а что дальше?
Важно понимать, что президента «Linava» избирают не члены президиума, а конгресс. Поэтому было бы логично, если во время повторного конгресса его участники высказались, доверяют они своему руководителю или нет. Э. Микенас заявил, что он готов к проверке доверия. Правда, это будет дополнительный, заранее не согласованный вопрос повестки дня. Но даже в том случае, если вердикт перевозчиков не будет иметь формальной силы, он всё равно станет фактическим приговором либо для президента, либо для его противников в президиуме. Готовы ли они к этому?
Ну, а до того, как состоится повторный конгресс, место и дата проведения которого пока неизвестны, у членов «Linava» будет достаточно времени, чтобы изучить текущую ситуацию и решить, чья позиция – Э. Микенаса или его оппонентов – им более приемлема, в чьи руки они склонны отдать судьбу ассоциации. В такой ситуации неявка на конгресс равносильна преступлению – тем более, что на повторном конгрессе намечается ещё один «показательный эпизод» (история с отставкой члена президиума Р. Восилюса в Каунасе).
***
Скажем прямо – наблюдать со стороны за тем, что происходит в ассоциации, не очень приятно. Хочется, чтобы литовские перевозчики были едины в своих мыслях и действиях, тем более, что вызовов, с которыми им приходится сталкиваться, более чем достаточно. Однако, верить в лучшее позволяет тот факт, что в последнее время даже самые острые разногласия ассоциация старается решать цивилизованно, в рамках утверждённых процедур. Остаётся лишь пожелать, чтобы этот внутренний конфликт не разрушил, а укрепил ассоциацию, и чтобы она вышла на новый уровень работы во главе с руководителем, пользующимся всеобщим доверием.
Далее предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с президентом «Linava» Эрландасом Микенасом, где он отвечает на самые острые вопросы нашей редакции.
РЕДАКЦИЯ: Как вы считаете, почему некоторые члены президиума выразили вам недоверие? Почему они сделали это именно таким образом, и какие цели они преследуют?
Эрландас Микенас: В президиуме заметны разногласия по самым разным вопросам. Одни члены видят одно продолжение деятельности ассоциации, другие – другое. Возможно, таким образом кто-то преследует свои собственные цели. Почему это произошло именно сейчас, когда мы решаем вопросы учреждения страховой компании, и когда такие действия могут вызвать неоднозначную реакцию в государственных учреждениях, которые контролируют страховой рынок и выдают лицензии? Возможно, эта часть членов президиума не хочет, чтобы появилась страховая компания? Подобный поступок может приостановить процесс её учреждения. Я думаю, что цели оппозиционных членов президиума известны только им самим. На разные мысли наводит и тот факт, что группа членов президиума, выразившая недоверие, объединяется с лицами, которые в прошлом, когда растрачивались средства ассоциации, сами были членами президиума.
Одно из самых серьёзных обвинений в ваш адрес связано с тем, что адвокаты, которые представляют интересы вашей компании в правовых спорах, одновременно предоставляют юридические услуги и ассоциации «Linava». Как вы можете прокомментировать этот момент?
Так уж бывает, что юридическим лицам приходится участвовать в судебных разбирательствах. Качественные услуги могут предоставить только лидеры. Интересы «Linava» представляют несколько адвокатских контор, компании, акционером которой являюсь я, приходилось работать только с одной из них. Это элементарное совпадение, потому что для получения адвокатских услуг мы объявляем конкурсы, и адвокатов, с которыми сотрудничает «Linava», подбирает не президент. Это решает президиум. С одной из упомянутых адвокатских контор моя компания сотрудничает на протяжении нескольких лет, я никогда этого не скрывал, однако, этот момент стал «бельмом на глазу» у некоторых членов президиума только сейчас, когда они подняли вопрос о недоверии.
Как вы можете прокомментировать упрёки насчёт вашей сомнительной репутации (по информации на Creditinfo об участии в судебных процессах), что, как утверждают некоторые члены президиума, тормозит процесс создания страховой компании, потому что вы, по их мнению, очень хотите контролировать её деятельность?
Я обязан обеспечить, чтобы создаваемая, а впоследствии действующая страховая компания работала прозрачно, чтобы все вложенные в компанию средства выполняли справедливую миссию. Мы советовались с юристами, которые постоянно сотрудничают с Банком Литвы. Они нам сказали, что претензии к репутации минимальные. Однако, я не хочу оставлять за собой никаких «зацепок» и не хочу рисковать судьбой страховой компании, поэтому я решил не участвовать в работе правления создаваемой страховой компании. Меня одинаково волнует и репутация ассоциации, и достижение намеченных целей. В ближайшее время я оглашу свою личную анкету, и вы убедитесь, что моя биография не создаёт никаких препятствий.
Говорят, что вы покрываете бывшего генерального секретаря Витаутаса Миленаса и заставляете нынешний секретариат действовать по вашей воле, и что вы в целом проводите в ассоциации диктаторскую политику по принципу «кто не со мной – тот против меня» и «Linava – это я». Какая доля правды в таких словах?
Что касается бывшего генерального секретаря, то я всегда просил только об одном – предоставьте документы, и если выяснится, что я совершил проступок – обращайтесь в суд за возмещением ущерба. Однако, до сих пор я слышу одни только устные упрёки, никаких документальных доказательств моей вины нет. Это не делает чести некоторым членам президиума, тем более, что по уставу все члены президиума наделены одинаковыми полномочиями. Подобные упрёки я слышу от перевозчиков Каунасского региона, которые организуют отзыв члена президиума от своего региона.
Что касается секретариата, то его деятельность контролирует генеральный секретарь. С сотрудниками ассоциации я общаюсь в такой мере, какая необходима для выполнения определённых заданий, поэтому обвинения в каком-то давлении я считаю полным абсурдом. Естественно, я даю указания сотрудникам ассоциации, но они относятся к сугубо профессиональным рабочим отношениям, и в них нет никакого намёка на личную выгоду.
Что вы почувствовали в нынешней ситуации – «время отступать» или «я всё делаю правильно, и у меня ещё куча незаконченных дел»?
Я столкнулся с ещё одним вызовом. В прошлом году во время выборов президента я чувствовал огромную поддержку, в особенности со стороны небольших перевозчиков. Я обязан отстаивать их позицию до конца – точно также, как представлять интересы всех членов «Linava». Однако, я не держусь за свой пост – если наберётся такое количество перевозчиков, которое по уставу может выразить мне недоверие, я с честью уйду. А до этого времени я обязан доказать, кто есть кто, и защитить не только честь «Linava», но и свою позицию, и свою репутацию. Я пока не могу представить, как придётся работать в такой ситуации, но верю, что те члены президиума, которых ввели в заблуждение, в будущем изменят своё отношение к нынешней ситуации – конечно, при условии, если их нынешняя позиция не была обусловлена моментами личной или финансовой выгоды.
Иными словами, вы согласны, чтобы члены «Linava» проголосовали за доверие к вам во время повторного конгресса, и согласны уйти в отставку, если результаты голосования будут не в вашу пользу?
Без всяких сомнений. Диктаторские времена в «Linava» закончились. Если на повторный конгресс соберётся большое число участников с правом голоса, то такая «проверка» развеет любые сомнения и даст точные ответы на многие вопросы. Однако, такое голосование должно быть проведено в соответствии с уставом – я заметил, что в последнее время у некоторых членов президиума нарушения устава вошли в норму.
Удастся ли ассоциации, на ваш взгляд, выйти из нынешнего кризиса более закалённой – с пользующимся доверием большинства руководителем и с собственной страховой компанией?
Я даже не сомневаюсь, что и этот кризис мы преодолеем, а перевозчики разберутся в истинных целях отдельных лиц. Меня больше всего беспокоит, чтобы этот кризис не затормозил процесс создания страховой компании.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.