В Таможенном союзе «глючит» электронная система

sistemos-gedimas

У участников внешнеэкономической деятельности осложнилась жизнь в связи с введением Федеральной таможенной службой обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых в Таможенный союз автотранспортом. Перевозчики признают, что идея сама по себе хорошая, но опасаются, что она превратится в формальность: электронная система ФТС часто дает сбои, у перевозчиков появились дополнительные расходы на брокеров и значительно увеличился объем бумажной волокиты.

«А у нас про вас ничего нет»

Суть системы в том, что сведения обо всех товарах подаются отправителем, перевозчиком или получателем через бесплатный раздел портала ФТС не менее чем за 2 часа до ввоза. Специалисты выбирают объекты контроля еще до прибытия транспортного средства.

«Часто получается так, что предварительная информация не доходит до таможенного поста, и тогда все надо начинать оформлять заново, что затягивает процесс в два раза, — утверждает вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло. — На сегодняшний день мы не добились даже того, чтобы предварительные сведения гарантировано оказывались у таможенного инспектора в режиме реального времени, чтобы решение о выпуске товаров готовилось уже на стадии подачи предварительной информации. Теперь, если информация не поступает вовремя, смысл предварительного информирования теряется».

В пресс-службе ФТС «эпизодические сбои» объясняют «большим наплывом сообщений». В такой ситуации водителю нужно связаться со своей транспортной компанией, которая подавала сведения. Они, заверили в ФТС, никуда не потеряются, и водителя все равно «в конце концов примут». А если сведения все-таки не удастся найти, то можно пожаловаться в региональное таможенное управление, где находится пункт пропуска.

Заместитель гендиректора ООО «Траско» (транспортно-экспедиционная компания) Александр Шилинчук не исключает, что сбои в системе ФТС могут быть связаны со злоупотреблениями брокеров и сотрудников таможенных органов на погранпереходах.

«Требуется слишком подробная предварительная информация. На это уходит лишнее время и возникают проблемы с защитой персональных данных, поскольку электронные базы недостаточно защищены. Брокеры могут начать продавать базы клиентов с подробнейшей информацией о грузах, их получателях и отправителях», — допускает он.

В ФТС на это ответили, что перечень необходимых сведений определен Кодексом Таможенного союза (статьи 159, 182), поэтому объем предварительной информации нельзя для простоты «сократить».

Дорогие посредники

Еще одна претензия перевозчиков к новым правилам: рост расходов на брокеров, оказывающих услуги в оформлении документов. Цены их услуги составляют от 1 до 5 евро за один код товара. «У нас был груз на 45 разных групп товаров, — приводит пример Александр Шилинчук. — Предварительное информирование через брокеров в Бресте с отправкой туда копий документов обошлось нам в 49 евро. Однако на границе выяснилось, что оформление сделано неверно, и нашему водителю пришлось оформляться у этого же брокера с оригиналами документов для всех партий груза, но уже за 240 евро. Фактически пришлось сделать 7 уведомлений для одного грузовика!»

«Нас атакуют перевозчики с просьбой оградить их от навязывания услуг коммерческих посредников в пунктах пропуска, которые влекут для них серьезные дополнительные затраты, — говорит замруководителя департамента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Виталий Шаманов. — Еще в 2006 году Владимиром Путиным было указано на недопустимость сращивания интересов коммерческих структур и государственных чиновников в пунктах пропуска. В 2008 году правительство приняло решение, не предусматривающее такой вид деятельности, как оказание платных околотаможенных услуг в пунктах пропуска. В результате коммерческие структуры должны быть выведены из пунктов пропуска».

Бумажные заботы

Крупные перевозчики могут и своими силами справиться с проблемой оформления, но для этого им нужно будет нанимать дополнительных сотрудников. Например, «Траско» (автопарк включает 200 автопоездов) планирует увеличить штат на 3 человека. Оформление — трудоемкий процесс, на грузы в 200 кодов уходит по 5-7 часов, отмечают в компании. Другие неудобства связаны с возросшей бумажной волокитой: приходится разрабатывать дополнительную документацию, допсоглашения с перевозчиками и клиентами, с субподрядчиками, новые формы транспортных заявок.

Начальник таможенного отдела IKEA в России Юлия Гертель (в месяц компания получает более 1000 грузов) акцентирует внимание на проблемах иностранных перевозчиков, которым затруднительно оформлять декларации на русском языке. «Сложности возникают как у получателя, так и у отправителя», — говорит она.

Уменьшения очередей на границе участники ВЭД ожидают только в отдаленной перспективе и сходятся во мнении, что предварительная информация прежде всего нужна самой таможне, чтобы минимизировать ценовые риски. Окончательную статистику по работе системы (с данными по регионам) ФТС обещает представить через 2-3 недели. Сейчас, сообщают в ведомстве, более 95% всех приезжающих на границу автоперевозчиков подают предварительные сведения. 17 июня таможней было получено почти 3 тысячи сообщений, тогда как в январе в день в среднем поступало не более 1,5 тысячи.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 102
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 187
0