В России обсуждают стратегию для дорог, стратегии для дураков еще нет…
21 января в Минтрансе России состоялось заседание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве России. Работа на заседании, как сообщает сайт Открытого Правительства, главным образом состояла в рассмотрении проекта обновленной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Открывая заседание, Министр транспорта РФ Максим Соколов отметил, что транспортная стратегия, наряду с утвержденной Правительством Государственной программой «Развитие транспортной системы», должны стать важнейшим инструментом стратегического и среднесрочного бюджетного планирования. Это системный документ, содержащий четкие целевые индикаторы и системные цели, позволяет двигаться в направлении развития транспортного комплекса в частности и реального экономического развития в целом.
Создание обновленной Транспортной стратегии обусловлено тем, что в настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием трех фундаментальных факторов:
1. усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, и других факторов экономического роста;
2. возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии;
3. исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, усиление приоритета мер инновационного характера и обеспечения глубокой переработки сырья, что требует повышения мобильности населения, грузов, услуг и капитала.
Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики.
Хотя в своем докладе директор департамента программ развития Минтранса РФ Георгий Петрушенко отметил, что в последние годы на транспорте наметились и закрепились определенные позитивные тенденции. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет в 2,3 раза и составляет 7 % валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг вырос почти в 5 раз и достиг в 2011 году более 14 млрд долларов. Это треть от экспорта всех видов услуг. Однако также Георгий Петрушенко сказал, что транспортная система в ее нынешнем состоянии не позволяет эффективно удовлетворять спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения (ее уровень на сегодня около 7 тыс. км на одного человека в год).
Предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста. Объем ее финансирования значительно ниже уровня, предусмотренного действующей редакцией Транспортной стратегии. В связи с этим растет количество участков железных дорог с ограниченными пропускными способностями, протяженность которых составляет более 6 тыс. км, а к 2015 году может составить более 13 тыс. км.
Не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог. В режиме перегрузки эксплуатируется более четверти общей протяженности федеральной сети, в том числе практически все участки дорог, примыкающие к крупнейшим городам России. Георгий Петрушенко отметил возрастающий дисбаланс между темпами развития российских портов и смежной транспортной инфраструктуры.
Поскольку в настоящее время Россия переходит к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития, стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, для этого ей требуется принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу. Стране требуется существенная перестройка в транспортной сфере.
Как указано в проекте, на новом этапе Транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. На заседании было отмечено, что основными целями реализации Транспортной стратегии являются:
формирование единого транспортного пространства России;
обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
интеграцию в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны;
повышение уровня безопасности транспортной системы; снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.
Как обещает Минтранс, выбранная Транспортная стратегия учитывает все социальные, экономические и международные интересы России: бюджетную политику, работу в рамках ВТО, Таможенного Союза, ЕврАзЭС, СНГ и пр. Кроме того, она учитывает опыт развития транспортных систем в странах с быстро развивающимися экономиками (Китай, Бразилия, Индия, ЮАР).Но что скрыто под этими высокопарными словами и обещаниями Транспортной стратеги пока не известно, но с учетом того, что дороги — это одна из двух великих бед России, то явно этого надо ждать с опасением.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.