Утилизационный сбор на экологичные грузовики снизят в 12 раз
Минтранс, Минпромторг и Минэкономразвития в срочном порядке пытаются выполнить поручение президента Владимира Путина, касающееся тарифных ставок утилизационного сбора на грузовые тягачи.
Хотя одной из ключевых задач была поддержка производителей из Таможенного союза, компании России, Белоруссии и Казахстана не способны удовлетворить спрос российских перевозчиков на седельные тягачи. Это подталкивает правительство снизить коэффициент утилизационного сбора и облегчить импорт новых тягачей экологических стандартов «Евро-4», «Евро-5» и выше.
В докладе на имя Владимира Путина, который был подготовлен Минтрансом, ведомство предлагает установить понижающий коэффициент 0,25 к утилизационному сбору на седельные тягачи экологических классов «Евро-4» и «Евро-5» — для международных перевозок. При этом таможенная пошлина на новые тягачи должна остаться на действующем уровне, для того чтобы осталась экономическая целесообразность производить такие машины в России, следует из материалов Минтранса.
Сейчас базовая ставка утилизационного сбора для грузовых автомобилей (сбор введен с 1 сентября 2012 года) составляет 150 тыс. рублей. Итоговый размер сбора на новые автомобили полной массой от 12 т до 20 т составляет 220,5 тыс. рублей, от 20 т до 50 т — около 435 тыс. рублей. В частности, коэффициент 2,9 сейчас действует на тягачи стандарта «Евро-4». Таким образом, после введения коэффициента 0,25 с импортеров такой техники будут требовать, соответственно, в 12 раз меньше — 37,5 тыс. рублей.
Минтранс в проекте доклада президенту указывает, что на новые седельные тягачи действует таможенная пошлина в размере 15%, тогда как по существующему законодательству Таможенного союза эта ставка равна 5%. В пресс-службе Минтранса не смогли объяснить, почему в письме на имя президента указана неправильная цифра. Министерство также указало в докладе Путину, что размер утилизационного сбора не влияет на себестоимость и эффективность транспортировки грузов.
Впрочем, противоречивость состоит в самой сути решаемых правительством проблем. Так, Минтранс готовил свои предложения, исполняя ноябрьское поручение вице-премьера Аркадия Дворковича о поддержке автопрома. Дворкович распорядился, чтобы Минтранс и Минпромторг рассмотрели вопрос об обеспечении транспортных компаний тягачами, производимыми на территории Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). С другой стороны, власти пытаются решать насущные проблемы перевозчиков. Так, после жалобы гендиректора автоперевозчика «Лорри» Юрия Ступака на резкое удорожание техники президент Владимир Путин в октябре поручил разобраться со сборами и пошлинами.
Минтранс уже предупреждал правительство о том, что завышенные ставки могут привести к повышению стоимости перевозок и снижению их объема, а также к ослаблению конкурентоспособности российских перевозчиков на международном рынке. Однако мнение Минтранса не было учтено, и после присоединения России к ВТО утилизационные сборы на новые тягачи стоимостью 4–5 млн рублей составили 10% их цены.
— Кроме того, не будем забывать, что свободных денег у перевозчиков очень мало. Покупки совершаются в кредит, а следовательно, растут и выплаты по кредиту, — констатирует эксперт «Финама» Алексей Захаров.
По мнению Андрея Шенка из «Инвесткафе», снижение утилизационного сбора поможет сгладить проблемы на рынке перевозок.
— Сбор стоит снижать, так как после вступления в ВТО пошлина на этот тип автотехники не снизилась, и утилизационный сбор оказывает давление, — объясняет Шенк.
Генеральный директор компании «Тонар» Денис Кривцов напомнил, что российские производители, в том числе «Тонар», в настоящий момент не производят седельные тягачи для международных перевозок, но в России работают производства Volvo, Renault, Scania, Iveco и др. — вполне способные, по его мнению, удовлетворить спрос на такие машины. Однако аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов указал на то, что объемы иностранных заводов, производящих тягачи на территории России, пока слишком малы.
— Отечественное производство пока не может удовлетворить спрос, и по качеству это самый слабый сегмент российских автопроизводителей. Спрос в этой сфере удовлетворялся в основном за счет импорта, так как по мощности и другим параметрам наша продукция не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляют перевозчики, — объясняет Беспалов.
Внести дополнительные нюансы в решение проблемы может Минэкономразвития — в начале прошлой недели ведомство сформулировало собственное мнение относительно тарифной политики на седельные тягачи. Однако в Минэкономразвития предпочли не афишировать свою позицию.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.