Таможня не сдает добро

8720

Чиновники целый год не могли исполнить поручение Владимира Путина. Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Анд­рей Бельянинов демонстрирует чудеса изобретательности. Ликвидировать подведом­ственное службе ФГУП «РОСТЭК», доминирующее на рынке таможенных услуг во многих регионах России, Владимир Путин поручил еще в мае 2012 года, но предприятие до сих пор работает. Его судьбу обсудят на этой неделе на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

В январе 2012 года эффективность работы Федеральной таможенной службы стала главным вопросом заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Тогда Дмитрий Медведев заявил о необходимости реформировать систему таможенного админи­стрирования. «До сих пор не работает электронное декларирование… таможенные посты закрываются без каких-либо согласований или предупреждений. В результате растет стоимость таможенных услуг, складских услуг, а скорость оформления грузов… просто ниже низшего», — критиковал тогдашний глава государства.

Предприниматели жаловались, что РОСТЭК выдавливает частный бизнес с рынка растаможки и склад­ских услуг. «Местные таможенные органы вынуждают участников внешнеэкономической деятельности помещать товары на склады РОСТЭКа, даже когда в этом нет никакой необходимости, — констатирует руководитель практики «Таможенное право и внешнеторговое регулирование» юридической компании «Пепеляев Групп» Александр Косов. — А если кто-то создает новый склад, РОСТЭК пытается влезть в качестве владельца этой организации».

«Нас РОСТЭК давил всеми способами, — вспоминает член совета директоров STS Logistics (компания — сертифицированный таможенный брокер.) Кирилл Власов. — Два года назад в Краснодаре начальник местной таможни буквально заставил выгрузиться на РОСТЭКе». Впрочем, с тех пор стало легче, добавляет он. «Теперь нас никто работать с коммерческими компаниями («дочками» РОСТЭКа.) не заставляет. Более того, сейчас нас приглашают открывать филиалы в тех регионах, где мало бизнеса, например в Тыве», — говорит г-н Власов.

В начале мая 2012 года тогдашний премьер-министр Владимир Путин дал поручение разработать «проект нормативного акта, предусматривающего исключение возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в области таможенного дела подведом­ственным и зависимым от ФТС организациям». Соответствующие поправки к закону «О таможенном регулировании», разработанные Минэкономразвития, в конце августа были внесены в Госдуму. Федеральная антимонопольная служба и крупнейшие бизнес-ассоциации — РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России» и ТПП — одобрили законопроект.

Тогда же по РОСТЭКу был нанесен еще один удар: в коррупции был обвинен советник гендиректора структуры Александра Повстяного Александр Романов. Он подозревается в отмывании не менее 10 млн руб., уголовное дело до сих пор не закрыто. 5 октября 2012 года г-н Повстяной был уволен.

Осенью прошлого года, 26 октября, Госдума наконец приняла в первом чтении долгожданный законопроект с по­правками к таможенному регулированию. Но с тех пор работа над ним ведется в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова, знает источник в правительстве. Второе чтение было запланировано на 22 февраля этого года, но так и не состоялось.

Законопроект в первоначальном виде оставил для РОСТЭКа лазейку: ФГУП смог перестроить структуру владения дочерними предприятиями, чтобы продолжить деятельность. «Все местные РОСТЭКи сейчас приватизировались, каждый из них сейчас какая-то маленькая компания, — описывает ситуацию г-н Власов из STS Logistics. — Но люди в них остались те же, то есть сами же сотрудники приватизировали компанию. Остался только ФГУП «РОСТЭК», но без права коммерческой деятельности».

Чтобы прикрыть лазейку, ряд депутатов предложили запретить коммерческую деятельность не только компаниям с прямым участием РОСТЭКа, но и аффилированным с ним через третьих лиц. Парламентариев поддержали Мин­экономразвития, Росимущество и ФАС. ФТС выступила против, сославшись на то, что понятия об аффилированности в Гражданском кодексе нет. Впрочем, этот аргумент вскоре утратит смысл.

11 июня на совещании у Дмитрия Медведева по «дорожным картам» премьер-министр поручил Игорю Шувалову в трехдневный срок провести совещание для урегулирования разногласий между ФТС и Минэкономразвития по новым поправкам. Этот срок выдержать не удалось. Совещание у Игоря Шувалова по вопросам деятельности структур, аффилированных с ФТС, состоится на текущей неделе, сообщил представитель секретариата первого вице-премьера.

«Я не могу комментировать внутреннюю работу правительства, — сказал гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. — Знаю одно: есть соответствующее решение председателя наблюдательного совета (АСИ Владимира Путина.) и поручение главы правительства. Как известно, приказы не обсуждаются, а выполняются».

Александр Косов из «Пепеляев Групп» напоминает, что изначально РОСТЭК де-факто был строительной компанией: создавал таможенные посты и пункты пропуска и управлял ими. Нынешняя цель властей — не ликвидировать его совсем, а всего лишь вернуть ему прежние полномочия, уточняет эксперт.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 104
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 187
0