Таможня и ее верные друзья

muitine-rusija

Депутат Дмитрий Горовцов — о том, к чему приводит дружба чиновников с бизнесменами. В последние годы в таможенном пространстве России господствовала, немыслимая для мировой практики, связка из чиновников ФТС (Федеральной таможенной службы) и коммерсантов из холдинга ФГУП РОСТЭК

Итоги этого сращивания оказались печальны, и классический пример — уголовное дело советника гендиректора РОСТЭКа А. Романова, судебный процесс по которому скоро начнется в Брянске. По мнению следствия, именно «обширные связи в ФГУП РОСТЭК и государственных структурах Российской Федерации» помогли Романову — бывшему сослуживцу главы Федеральной таможенной службы (ФТС) А. Бельянинова — создать ОПГ, которая обкладывала данью коммерческие структуры, провозившие свои грузы через один из таможенных постов Брянской области.

В мае 2012 года президент Путин поставил задачу ликвидации РОСТЭКа. Правительство РФ внесло в Думу проект закона «О таможенном регулировании», принятие которого сегодня вышло на финишную прямую.

Но как этот закон будет реализовываться, во многом зависит от надзора со стороны «ока государева» — прокуратуры. Вот здесь у меня оптимизма немного, и связано это с конкретными фактами.

Несколько месяцев тому назад появились сообщения о странной закупке ОАО «Оборонсервисом» огромной партии итальянских бронетранспортеров, по всем параметрам уступавшим нашей отечественной технике. Я просил прокуратуру проверить эту сделку на предмет наличия в ней криминала и дать оценку действиям руководства ФТС. Ведь именно с их ведома, участники сделки сумели уклониться от установленных платежей. На борта закупленных итальянских машин нацепили наклейки Красного Креста, затащили носилки — и таможня тут же признала эту бутафорию медицинской техникой, освобождаемой от налоговых пошлин. Эта комбинация не вызвала никакой реакции московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Лишь когда дело приобрело огласку, участники сделки вынуждены были заплатить в бюджет 350 млн рублей, но виновные лица в ФТС не понесли никакой ответственности.

Другой мой запрос был связан с незаконной выдачей в ФТС спецталонов на автотранспорт, являющихся документами оперативного прикрытия, ограничивающими право досмотра и проверку людей и грузов. В ФТС их раздавали, как пирожки в собственном буфете, — сотрудникам центрального аппарата, их друзьям и родственникам. Но как только начались следственные действия, примчались всё те же транспортные прокуроры, которые получателей «непроверяек» объявили секретными агентами. Смысл этого кульбита ясен: с помощью засекречивания избежать публичного разбора прокурорских постановлений. В настоящее время дело находится на рассмотрении судебной системы, которой предстоит, на мой взгляд, принять решение, имеющее самое принципиальное значение.

Добавлю, что просил я и дать оценку действиям главы ФТС, который всячески, в том числе с помощью личных угроз препятствует проведению следственных действий в своей вотчине. Персональная заинтересованность А. Бельянинова в этом деле — неоспорима. Ведь понятно, что раздача подобных документов без санкции первого лица — просто невозможна. Эта оценка принципиально важна: при исполнении своих обязанностей следователи должны быть гарантированы от хамства чиновников любого ранга.

Еще по одному эпизоду я решил даже не обращаться в прокуратуру. Речь идет о самолете ТУ-134 А, который был передан ФТС в целях повышения эффективности работы «при проведении операций по выявлению и пресечению контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотических средств». Кроме дорогостоящего ремонта борта, было потрачено 46 млн рублей на дооборудование салоном в VIP-варианте. Можно только порадоваться, что для вылетающих на операции таможенников соорудили буфетные стойки — как же без них. В смете на ремонт фигурирует и некий «главный пассажир», для которого обустроено «персональное купе». Кто этот пассажир и только ли сотрудники ФТС пребывали с ним на борту в ходе служебных полетов? Еще важнее выяснить, зачем авиалайнер по 10 раз летает в отнюдь не приграничную Киргизию или что за операции проводили наши таможенники в Испании или Тель-Авиве?

Но есть ли смысл обращаться в прокуратуру, если ее взаимодействие с руководством ФТС носит совершенно определенный характер. Последний пример связан с деятельностью АСМАП (Ассоциация международных грузоперевозчиков). После того как ФТС вдруг заговорила о некоем долге этой организации в 20 млрд рублей, транспортные прокуроры тут же объявили о внеплановых проверках АСМАП в области «исполнения законодательства о внешнеэкономической деятельности». В АСМАП эту синхронность объясняют так — «кошмарить» их будут по простой причине: президентом этой общественной организации является Е. Москвичев, председатель думского комитета по транспорту, последовательно выступающий против всех форм сращивания чиновников с коммерсантами.

Автор — член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции

Известия

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0