Таможенный союз пока бесполезен

tamognia-union

За два года, прошедших с момента создания Таможенного союза, доли взаимного товарооборота всех стран-участниц не изменились. Более того, цифры сохраняются на прежнем уровне с 2005 года. К таким выводам пришел институт «Центр развития» Высшей школы экономики в исследовании, проведенном за 3,2 млн рублей по заказу Минэкономразвития РФ.

Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии заработал два года назад. Однако в июльском исследовании «Разработка модели долгосрочного прогнозирования основных макроэкономических показателей стран Единого экономического пространства» говорится, что «влияние создания Таможенного союза на развитие регионального товарооборота пока не проявилось в полной мере».

В 2011 году доля регионального товарооборота в совокупном объеме внешней торговли стран-участниц не превышает средние значения за пять лет до вступления соглашения в силу (2005–2009 годы), отмечают авторы. Показатель давно находится в пределах 10–12%. При этом товарооборот без учета топлива имеет более ярко выраженную тенденцию к снижению.

— В рамках исследования мы первый раз проследили долю регионального товарооборота стран Таможенного союза, — говорит старший научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов.

На результатах, а точнее их на отсутствии, сказались последствия мирового кризиса и прошлогодняя нестабильность Белоруссии, объясняет Пухов. После 2008 года ВВП России и Белоруссии растет медленнее, чем в среднем у других развивающихся стран, исключение составляет только Казахстан (у него 7,5% за 2011 год против 6,2% в среднем у развивающихся экономик). Пухов отмечает, что смысл интеграции заключается в том, чтобы страны смогли найти связку для успешной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках.

— Это позволит более точно развивать перспективные сектора, — говорит Пухов.

В Минэкономразвития подтвердили выводы ВШЭ по товарообороту, но также подчеркнули, что пока рано делать поспешные заключения об эффективности работы Таможенного союза. В Минэкономразвития приводят тот же аргумент про кризис. Второй момент: изменились структура торговли, механизмы работы и перечень товаров. В Минэкономразвития отмечают, что даже стабильные показатели развивающихся стран — это уже неплохо, ведь с учетом всех негативных волнений в экономике страны союза смогли сохранить на прежнем уровне показатели товарооборота. Если рассматривать отдельно Россию, то здесь, по мнению министерства, наблюдается более оптимистическая картина.

Показатели у России по интенсивности торговли с 2009 по 2011 года выросли в 1,5 раза, в других странах союза увеличение наблюдается незначительное. Импорт России из третьих стран за два года также удвоился, в странах — участницах Таможенного союза такие показатели увеличились всего в 1,5 раза. В Федеральной таможенной службе солидарны с Минэкономразвития и в доказательство своих слов замечают, что в России объем товарооборота увеличился на треть с 2010 по 2011 год.

Эксперты же, опрошенные «Известиями», более скептичны. Партнер BDO Елена Хромова отмечает, что Таможенный союз пока находится в стадии становления и показатели исследования вполне реалистичные.

— Для России я так и не увидела преимуществ после вступления в Таможенный союз. Очевидно, что конкурентоспособность сейчас не на таком уровне, как ожидалось два года назад. Безуспешность союза объяснима плохой проработкой механизмов сотрудничества.

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев удивлен, что нет роста.

— Безусловно, сказались значительные экономические волнения Белоруссии — от этого процесс развития всего союза немного замедлился, — говорит Николаев.

О том, что Белоруссия ничего не потеряла, но пока и не выиграла от участия в Таможенном союзе, Александр Лукашенко заявил еще год назад. Подводя промежуточные результаты работы в союзе, он назвал его просто бесполезным.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0