Таможенный союз несет потери от серых схем

download (2)

Несовершенство нормативной базы Таможенного союза (ТС) Беларуси, Казахстана и России, по мнению экспертов, создает широкие возможности для экономических преступлений — контрабанды, серых импортно-экспортных схем, незаконного вывода капитала и коррупции. Проблемы в Таможенном союзе, констатируют аналитики, возникают из-за разных целей участников этого интеграционного объединения

Окно в Европу

О размахе ущерба, который наносит экономике стран ТС применение серых схем, заговорили после обнародования летом Центробанком России информации о размере капитала, выведенного посредством фиктивных экспортных контрактов. Только за 2012 год через фирмы, зарегистрированные в Беларуси, из России вывели 15 миллиардов долларов, а через фирмы из Казахстана — 10 миллиардов. «Получилось такое огромное окно в Европу. Ведь выведенные в оффшоры 25 миллиардов — это 45 процентов общего оттока капитала из страны за минувший год», — рассказал DW старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Сергей Алин, ссылаясь на данные Центробанка.

Схема, которую используют злоумышленники, проста, поясняет эксперт. Оплата за несуществующий товар, якобы поставленный в Россию из Беларуси или Казахстана, проводится на основании товарно-транспортных накладных. При этом отследить фактические поставки невозможно из-за отсутствия таможенного контроля.

Правда, в российское законодательство сразу же были внесены поправки, разрешающие банкам отказывать в платежах по подозрительным сделкам даже при наличии документов по ним. Но критерии отмены сделок по такому основанию могут нанести ущерб и добросовестным российским компаниям, и добросовестным экспортерам, полагает Алин.

По его словам, данные Центробанка свидетельствуют о том, что отток капитала из России продолжается: только за 1 полугодие 2013 года выведено более 38 миллиардов долларов. Сколько денег при этом ушло с помощью серых схем, еще предстоит выяснять. «Но если экспорт по-прежнему будет оформляться по данным бумажных товарно-транспортных накладных, то ситуация не изменится», — предупреждает Сергей Алин.

Точных данных нет

Российский политолог Андрей Суздальцев также привел DW примеры ухода от налогов и уплаты пошлин в рамках ТС. Это, по его словам, ввоз в Беларусь беспошлинного табачного сырья, сигареты из которого потом продаются в России или контрабандно вывозятся в ЕС, а также поставки через казахстанскую границу по сомнительным документам огромных партий обуви из Китая, которая затем попадает на рынок Таможенного союза.

«Китайские чиновники указывают одну сумму, на которую поставлены товаров в Казахстан, но в самом Казахстане показывается сумма в три раза меньшая», — добавляет президент казахстанского Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.

Проблема в том, что нет также достоверной и открытой статистики о взаимной торговле в рамках ТС, отметил Худайбергенов в интервью DW. О том, что статистические данные в Таможенном союзе не являются точными, сообщала и российская Федеральная таможенная служба (ФТС). По выражению Худайбергенова, эта бесконтрольность порождает коррупцию.

«Союз монополистов и контрабандистов»

Глава минского Исследовательского центра Мизеса, белорусский экономист Ярослав Романчук в интервью DW отметил, что нарушители легко избегают многих препятствий, пользуясь несовершенством нормативной базы Таможенного союза. Например, отмена таможенного контроля на границах между Беларусью, Казахстаном и Россией и перенос его на внешний контур Таможенного союза с июля 2011 года в целом облегчили транспортировку грузов внутри ТС.

Но при этом, напомнил Романчук, у Россельхознадзора не раз возникали сомнения по поводу поставок молока и мясной продукции из третьих стран под видом белорусских. Классическим образцом серого экспорта белорусский экономист назвал использованную Минском схему вывоза за пределы ТС так называемых органических разбавителей и растворителей. По разным оценкам, она нанесла ущерб бюджету России на сумму от 1,5 до 2,5 миллиардов долларов.

Все опрошенные DW эксперты уверены, что схемы контрабанды и ухода от уплаты налогов и пошлин в крупном размере вряд ли могли бы применяться без потворства властей стран-участниц Таможенного союза. Поэтому Ярослав Романчук называет это интеграционное объединение «союзом монополистов и контрабандистов».

Когда телега впереди лошади

«Надо было сначала подготовить нормативную базу ТС, а уж потом снимать таможенные посты между государствами, но получилось, что телегу поставили впереди лошади», — посетовал Романчук.

По его мнению, необходимо создавать единую электронную базу данных о движении товаров на территорию и с территории Таможенного союза. При этом нормативные акты ТС должны иметь приоритет над законодательством стран-участниц.

С тем, что противостоять серым схемам сложно из-за недостатка координации в ТС, согласен и Андрей Суздальцев. Основной недоработкой Таможенного союза он считает отсутствие единой таможни с пунктами по периметру внешних границ ТС, где работали бы россияне, казахи и белорусы.

Но, подчеркнул Суздальцев, несмотря на то, что вопрос о едином таможенном органе неоднократно выносился на обсуждение Евразийской экономической комиссии, «в Астане и Минске на это реагируют болезненно, ссылаясь на нормы своих национальных законодательств».

Проблемы в Таможенном союзе возникают на почве разных целей его участников, уверен Суздальцев. По его словам, «Россия намерена создать мощное интеграционное объединение на постсоветском пространстве, в то время как Беларусь и Казахстан пользуются единым рынком для решения своих сиюминутных экономических проблем».

Inotv.rt.com

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 106
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 50
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 187
0