Таможенный компромисс с Россией для Украины исключен

download (3)

Многолетняя история переговоров о вступлении Украины в Таможенный союз, судя по всему, подходит к финалу. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, комментируя вчера итоги многочасовых переговоров, заявил, что у Украины нет никакой возможности интегрироваться в ЕС, одновременно сохранив прежний относительно либеральный таможенный режим с Россией. По его словам, Киеву следует готовиться к ужесточению этого режима вплоть до применения ко всем украинским товарам единого таможенного тарифа. Ассоциация Украины с ЕС, судя по тону высказываний, рассматривается российскими властями уже как дело решенное

Украина не может одновременно участвовать в Таможенном союзе и заключить соглашение о свободной торговле с ЕС, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, дальнейшие переговоры по этому вопросу бессмысленны. «Украинцы хотят найти формат, который был бы совместим. Мы пытались найти варианты даже с переходным периодом. Даже если бы здесь мы нашли компромисс и мы на него готовы, по единому таможенному тарифу у них нет возможности. Они (соглашением о зоне свободной торговли с ЕС.— «Ъ») связаны абсолютно»,— пояснил господин Шувалов.

В понедельник в Москву прилетела делегация во главе с украинским премьером Николаем Азаровым. Предполагалось, что в ходе обсуждения на уровне экспертов, а затем переговоров премьеров удастся найти компромиссные решения по условиям взаимной торговли. Две недели назад российская таможенная служба перешла к сплошной проверке продукции всех украинских производителей, обращая особенное внимание на верификацию страны происхождения товара. Теперь понятно: действия ФТС были призваны продемонстрировать украинским властям объем проблем, которые возникнут при интеграции страны в ЕС.

«Мы, проводя переговоры, исходили из того, что они подписывают это соглашение (с Евросоюзом.— «Ъ»),— сказал Игорь Шувалов.— Параллельно они могут нам говорить, что хотят вступить в Таможенный союз. Говорить-то они могут, но могут ли они это сделать? Проанализировав абсолютно все, мы поняли, что мы компромиссов не видим».

Первый вице-премьер пояснил, что, согласно соглашению Украины и ЕС, около 95% товаров облагаются нулевой таможенной пошлиной. В результате европейские товары придут на украинский рынок, а затем «будут проникать на территорию Таможенного союза бесконтрольно» либо вытеснять на рынок ТС соответствующие украинские товары.

Николай Азаров привез в Москву предложения об ускоренной интеграции Украины и Таможенного союза, которые позволили бы Киеву сохранить текущие таможенные преференции и договориться с каждой страной ТС о мерах компенсации. Однако Россия считает такой сценарий невозможным. «Это может затянуть Украину и страны Таможенного союза в бесконечные мучительные переговоры о таможенно-тарифном регулировании. По сути, это означает, что никакого Таможенного союза не будет»,— заявил Игорь Шувалов.

Хотя позиция России была известна давно, нынешние переговоры примечательны тем, что никто из российских чиновников не пытался критиковать геополитический выбор Украины и даже вскользь не упоминал о выгодах для Киева в случае присоединения к Таможенному союзу. Напомним, подписание соглашения об ассоциированном членстве и свободной торговле с ЕС должно состояться 28-29 ноября в Вильнюсе. Украинская сторона свою позицию на переговорах и их итоги вчера официально не комментировала.

Сейчас на Россию приходится более четверти украинского экспорта. Ранее советник президента РФ Сергей Глазьев оценивал потери украинской экономики в результате подписания соглашения с ЕС в 1,2% ВВП. Опрошенные «Ъ» экономисты согласны с тем, что краткосрочные экономические последствия для Украины будут негативными. «Для Украины это, конечно, будет очень чувствительный удар,— полагает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский.— На данном этапе зона свободной торговли с ЕС никакой экономической компенсации Украине не даст: здесь все нацелено на будущее». Сергей Улатов из Всемирного банка считает, что «европейский рынок что-то компенсирует», однако Украине потребуется реструктуризация промышленности, чтобы ее продукция пользовалась спросом в Европе. «Интеграционные связи были в значительной степени утрачены, поэтому сейчас заменить украинскую продукцию на российском рынке больших проблем не составит»,— добавляет он.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

jaunas_vairas

Обзор транспортных событий в марте

Выборы в «Linava», ситуация литовских перевозчиков и новости из Брюсселя. Новые тарифы Евровиньетки и дилемма оплаты / обжалования штрафов в разных странах Европы. Специфика работы с Китаем и грузовики, экономящие топливо. Об этом и не только в мартовском обзоре транспортных событий от «Cargonews».

2025-04-01 36
0
servisas

Лучшие автосервисы Литвы

Платформа автосервисов «Nevažiuoja» уже несколько лет подряд в рамках инициативы «Top Rated» выбирает лучшие автосервисы Литвы на основании отзывов тысяч водителей. Список ниже.

2025-03-31 6
0
derybos

В Европе протестуют водители литовских перевозчиков из Центральной Азии (дополнено)

Мы уже не раз писали о проблемах литовских перевозчиков с водителями из Центральной Азии (подробнее – здесь, здесь и здесь). Теперь появилось новое сообщение на эту тему: в Нидерландах группа водителей из Центральной Азии требует якобы невыплаченные деньги от «Hegelmann», «Baltic Transline» и «Hoptrans», и в деле фигурирует тот же голландский профсоюзный деятель. Здесь — продолжение истории. На ситуацию обратили внимание и литовские СМИ.

2025-03-27 138
0
images

Важное для работодателей и сотрудников решение литовского суда

Важным правовым прецедентом стало решение Каунасского окружного суда от 07.01.2025 по гражданскому делу № е2С-55-587/2025. Суд постановил, что литовские суды не обладают юрисдикцией рассматривать иск работодателя к работнику-гражданину Белоруссии о возмещении ущерба. Хотя ответчику было выдано разрешение на временное проживание в Литве, это не было сочтено достаточным основанием полагать, что его постоянное место жительства находится в Литве. В результате суд первой инстанции правомерно отказался принять иск, как неподсудный для литовских судов. Кроме того, суд подчеркнул, что, заключая трудовой договор с лицом, постоянное место жительства которого находится в Белоруссии, работодатель принял на себя риск того, что в случае возникновения споров они не будут рассматриваться в судах Литовской Республики.

2025-03-21 39
0