Страхование грузов: показатели снижаются
По итогам 2012 года объем рынка страхования грузов сократился на 2,4%, до 21 млрд рублей. В то время как рост показали практически все сегменты страхового рынка. О том, почему это произошло, несмотря на видимые преимущества страхования в качестве механизма управления рисками, а также как правильно использовать данный инструмент, рассказала начальник отдела продаж в транспортной отрасли САО «ГЕФЕСТ» Елена Харламова.
– В развитых странах страхование грузоперевозок является очень востребованным продуктом. Почему в России этот вид страхования до сих пор не стал популярным?
– В России другая психология: поверить страховой компании, которая в качестве защиты предлагает «бумажку», гораздо сложнее, чем вооруженному охраннику, сопровождающему груз. Кроме того, рынок страхования грузоперевозок тормозит несовершенство российского законодательства.
Зачастую на местах сотрудники органов трактуют законодательство по-своему, в результате у страхователей возникают проблемы с получением документов, необходимых при урегулировании убытков, а у страховых компаний, соответственно, нет возможности произвести выплату. В итоге возникает недовольство услугами страховщиков со стороны клиентов, что препятствует дальнейшему развитию сегмента.
– Может, низкий спрос на страхование грузов связан с элементарной нехваткой времени на заключение договора, ведь зачастую груз нужно перевезти «завтра».
– Застраховать груз можно без предварительного осмотра на основе предоставленных страховщику необходимых документов, выбрав при этом самостоятельно условия заключения договоров. Эта форма отношений грузовладельцев и страховщиков очень удобна и оперативна.
Благодаря современным информационным технологиям заключение договора сводится к минутам.
Кроме того, существуют онлайн-сервисы по расчету условий страхования на различных информационных ресурсах, где можно оперативно рассчитать тариф на страхование перевозки и отправить заявку в страховую компанию для заключения договора. Например, одним из наших партнеров является портал АТИ, на котором можно оформить заявку на страхование по заранее рассчитанным условиям.
– Какие программы страхования существуют?
– В соответствии с международной практикой существует три варианта страхования, обозначенные буквами А, В и С соответственно.
Они отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски: в первый вариант включены все риски, второй вариант – страхование с ответственностью за частную аварию (то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены) и третий вариант – страхование без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. При желании в страховое покрытие может быть включена ответственность за риски хранения грузов, за поломку или простой рефрижераторного или термосного оборудования. Дополнительной гарантией тому, что грузовладелец не понесет убытков, если груз потеряется или с ним что-то произойдет, может выступать и страхование ответственности перевозчика или экспедитора.
– Что необходимо учитывать при заключении договора страхования грузоперевозок?
– При заключении договора страхования нужно внимательно читать условия, что является и что не является страховым риском, страховым случаем.
В договор могут включаться франшизы (минимальный невозмещаемый убыток), а также порядок ежемесячной сверки. Наличие у страховщика договорных отношений с сюрвейерской компанией является преимуществом при заключении договора, поскольку это дает возможность осуществить при необходимости оперативную и качественную оценку поврежденного имущества на территории многих стран. Также следует обратить внимание на порядок действий сторон при возникновении ущерба, куда и как сообщать о случившемся, как действовать.
Если цена полиса кажется слишком заниженной или, напротив, завышенной, то это не означает, что кто-то обманывает или неправильно считает. За тарифом скрываются многие параметры, так называемые понижающие и повышающие коэффициенты, которые в конечном счете и определяют стоимость страхования.
– Как действовать, если, например, авария и повреждение груза произошли не в России, а на территории другой страны? Каков порядок в данном случае?
– Порядок действий страхователя должен соблюдаться независимо от того, где произошел страховой случай – в России или на территории другой страны. Первое, что нужно сделать, – не позднее трех рабочих дней с момента, когда стало известно о причинении ущерба застрахованным грузам, сообщить в страховую компанию. Также должны быть составлены акты о недостаче и повреждении грузов и проставлены отметки в транспортных накладных. Для урегулирования убытка в страховую компанию необходимо предоставить документы, на основании которых можно сделать вывод о факте, обстоятельствах и размере убытка. При необходимости может быть привлечена сюрвейерская организация для оценки ущерба, в том числе и за рубежом. Как правило, перечень документов по каждому типу возможного страхового случая указан в договоре, но, бывает, их может оказаться недостаточно для подтверждения размера и обстоятельств понесенного ущерба, поэтому страховщик может запросить дополнительные документы для их уточнения.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.