Спирт вместо нефти

etanol

Биотопливо как альтернативное горючее бензину и солярке быстро расползается по планете. При этом наиболее популярным стал биоэтанол. Известен он и в Литве, где производство его начато еще в 2004 г. Организована и продажа в некоторых сетях (Lukoil Baltija, Statoil). Вот только пока альтернатива нефтепродуктам распространена на легковой бензиновый транспорт, приживаясь в разных странах с разным успехом. Однако еще 20 лет назад шведы сумели соединить этанол и с дизтопливом, и уже технически решили проблему распространения его на грузовики. Вот как выглядит общая картина сегодня.

Этанол (биоэтанол) – это, в сущности, не что иное, как спирт. Цифры в его названии ( от Е5 до Е100) означают процентное содержание в смеси с бензином. При этом чаще всего он сегодня применяется в пропорциях Е10(например, в Германии) и Е85(в Швеции). Заливать бак чистым этанолом (Е100) могут позволить себе только в теплых странах, поскольку у него есть один существенный недостаток: при низких температурах двигатель на спирту плохо заводится. Впрочем, проблема решается просто — достаточно небольшой (около 5%) добавки бензина или специальной смеси. В Литве, например, с ее сравнительно мягким климатом, Е10 можно смело пользоваться.

О том, что спирт могут пить не только люди, но и автомобили, известно давно: первенец Г. Форда «Model T», кстати, заправлялся чистым этанолом. От него отказались просто потому, что нефти тогда было много, и была дешевая.

А вот вспомнили об этаноле именно тогда, когда у нефти эти плюсы поменялись на минусы. Пример подала Бразилия, где находящие в 70-е годы у власти полковники под впечатлением нефтяного кризиса заставили нефтяного монополиста «Petrobas» начать производство этанола, хотя компании это и не было выгодно. А в течение первого десятилетия автопроизводители вывели на местный рынок машины с моторами, способные работать на смесях в любых пропорциях, и довели их количество до 90%. Это позволило Бразилии стать первой в мире крупной страной, в 2006 отказавшейся от импорта нефти.

Примеру Бразилии в Европе первой последовала Швеция, которая также поставила цель к 2020 отказаться от нефти. Впрочем, в Европе интерес к биотопливу усилен заботой о свежем воздухе. «Экологический психоз» стал, пожалуй, определяющим мотивом, который побудил Евросоюз (ЕС) принять ряд ценных указаний, побуждающих своих членов заняться биотопливом, В частности, Директиву 2009/28/, требующую довести его долю до 10%. Дело в том, что даже 10%-ная добавка этанола в бензин позволяет до 30% снизить вредные выхлопы, так как спирт способствует полному сгоранию смеси. При этом при малых дозах спирта годятся любые моторы, работающие на бензине, а расход топлива практически не увеличивается.

Сегодня, когда этанол используется в 18 европейских странах, а в некоторых из них (прежде всего, в Германии, Англии, Франции, Швеции, Финляндии и др.) уже созданы достаточно плотные заправочные сети, рассказом о нем никого не удивишь. Однако, пока речь идет о заправке легковых автомобилей, работающих на бензине. А вот применение его в смеси с дизтопливом и распространение на коммерческий транспорт – это пока перспективная задача, которую предстоит решить. И первую скрипку на заданную тему сыграли шведы.

Шведская энергетическая революция

Как и в Бразилии, нефтяной кризис семидесятых годов родил у шведов навязчивую идею отказаться от нефти вообще. И в течение 30 лет им удалось сократить ее долю в энергобалансе с 77% до 34%. При этом по доле возобновляемых источников энергии (около 25%) она является европейским лидером. А в апреле 2007 была принята программа, предусматривающая к 2020 вообще отказаться от потребления нефти.

Реально речь в данном случае идет о транспорте, поскольку уже давненько в этой сфере сконцентрировано до 95% потребления нефти: ведь электроэнергетика этой страны целиком базируется на атомной и возобновляемой энергии. Ставка делается при этом на этанол, который здесь производят в основном за счет отходов лесной промышленности, т.е по технологиям второго поколения (не из продуктов питания, как в большинстве стран).

Следует отметить, что к моменту принятия программы в стране уже более 80% автомобилей работали на этаноле, а к 2008 г. уже все АЗС были переведены на работу с ним. При этом используется Е85, т.е с 85%-ным содержанием этанола. А благодаря тому, что он изготавливается из древесины, его себестоимость на четверть дешевле бензина.

Заслуга шведских ученых и инженеров состоит еще и в том, что помимо освоения самых передовых методов производства этанола, они первыми освоили технологию смеси его с дизтопливом. Вначале ее они апробировали на автобусах. И сделала это «Scania», которая еще в 1995 перевела на Е85 в Стокгольме 82 автобуса. И не смотря на то, что сырьем для него служит целлюлоза, результаты оказались не хуже, чем у бразильцев, где используется сахарный тростник: содержание углекислого газа уменьшается на 90% по сравнению с дизельным топливом. Согласно данным компании «Stockholm PublicTransport» (SL), которая является крупнейшим пассажирским перевозчиком в Стокгольме, в ходе эксплуатации городских автобусов «Scania» на этаноле не было обнаружено никаких недостатков, если вовремя проходить запланированное сервисное обслуживание. Их комплектация обычная и состоит из стандартных компонентов «Scania». Большинство автобусов работают в шведских городах, однако, они встречаются и в Норвегии, Испании, Италии, Польше, Великобритании, Бразилии, Китае и Австралии.

Для автобусов «Scania» использует 9-литровые двигатели мощностью 270 л.с. и с крутящимся моментом 1200 Нм, которые работают по принципу дизельного сгорания (сжатие-зажигание), с использованием системами охлаждения и EGR (рециркуляция выхлопных газов). Такой двигатель соответствует стандартам EEV, которые являются строже, чем стандарты «Евро 5». Их эффективность на уровне дизельных. Этанол, используемый для дизельного сгорания содержит 5-7 % добавок, улучшающих процесс зажигания и смазки.

Этот двигатель, впервые продемонстрированный на ганноверском автосалоне в 2008, подходит и для грузовиков. Об этом свидетельствует эксперимент, объявленный в марте прошлого года в шведском городке Сёдертелье, где внутренние перевозки одного из предприятий города осуществляются на восьми автомобилях под наблюдением «Scania Transport Laboratory». Здесь же происходит и процесс обучения водителей. А в конце прошлого года появилась и первая заправочная станция, на которой продается рапсовый метиловый эфир (РМЭ), этанол (ED95) и биогаз.

О результатах тестов пока еще не сообщалось, но предварительные оценки оптимистичны. Если они будут столь же успешными, как в автобусном секторе, то по их завершению Швеция с помощью «Scania» сможет полностью закрыть тему отказы от чистых нефтепродуктов, распространив биотопливо и на грузовой транспорт.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0