Система МДП в России функционирует или «функционирует»?
Планируемые изменения условий применения процедуры МДП могут оказать негативное влияние на экономики всех стран, ведущих международную торговлю с Россией.
В начале июля, поступила информация Федеральной таможенной службы (ФТС) о том, что «…с 14 августа 2013 г. помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП может осуществляться при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза».
Суть изменений
Глава департамента МДП Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) Марек Ретельски говорит, что на практике введение такой односторонней меры будет означать, что с 14 августа каждая книжка МДП, используемая для перевозки груза в Россию или через её территорию, будет иметь второстепенное значение после дополнительной национальной таможенной гарантии. «Стоимость такой гарантии в разы превышает стоимость гарантии МДП и достигает 1000 евро за перевозку и больше, в зависимости от конечного пункта в России. Кроме того, выдача этих гарантий на границе станет причиной значительных задержек грузов и повышения расходов для международных перевозчиков», – говорит он.
По мнению экспертов, вступление в силу решения ФТС окажет негативное влияние на экономики всех стран, ведущих международную торговлю с Россией, в частности Литвы, а также самой России.
По словам перевозчиков это означает фактическое приостановление действия Конвенции МДП на территории России, что нанесет огромный социально-экономический ущерб не только перевозчикам других стран, но и странам в целом.
Президент Литовской национальной ассоциации перевозчиков автомобилями «Linava» Альгимантас Кондрусявичюс говорит что, в настоящее время ведутся дискуссии о том, каким образом будет осуществляться данное решение.
«Дополнительные требования на практике означают то, что система МДП больше не будет существовать. Стоимость перевозок значительно увеличиться, усложниться их организация. Если будет так, как хочет ФТС, то работать станет очень сложно. Мы планируем встречу с российской страховой компанией, на которой будут предлагаться новые более дешёвые варианты, чем предлагаемые организациями, работающими при таможенных постах. Теперь мы думаем, как поступать, если Россия решиться на такой шаг» , – говорит он.
По мнению перевозчиков, в случае сохранения позиции возникнут и иные трудности. В первую очередь, перевозчики столкнутся с нарушением сроков доставки товаров. Многие транспортные компании не будут готовы работать в новых условиях. Также на границе могут сформироваться очереди в связи с оформлением поручительства предприятий гарантов.
Руководитель таможенной практики Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Дмитрий Иванов говорит, что на практике планируемые изменения означают то, что для помещения иностранного товара под процедуру таможенного транзита под процедурой МДП декларант данной процедуры (перевозчик) должен будет дополнительно к книжке МДП предоставить иное обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Основными способами обеспечения таможенных платежей в соответствии с ТК ТС являются:
— денежные средства, которые вносятся на депозит таможенного органа.
— банковская гарантия;
— поручительство;
— залог имущества.
Законно или нет?
По словам М. Ретельски, данная односторонняя мера ФТС не соответствует духу и тексту Конвенции МДП (особенно ст. 4, 11, 23, 42 и 48), а также другим директивам и регламентам. «Члены-ассоциации МСАТ обратились к ключевым организациям на национальном и международном уровне с официальным письмом, дабы обратить их внимание на эту проблему. Кроме того, различные уполномоченные национальные органы находятся в постоянном контакте со своими коллегами из Министерства финансов, Министерства иностранных дел, Министерства транспорта и Министерства финансов Российской Федерации и ведут с ними переговоры о возможности незамедлительной отмены решения ФТС» – рассказывает он.
Представители Министерства иностранных дел Литвы рассказали CargoNEWS о том, что международные договоры подлежат обязательному исполнению всеми подписавшими их странами. Положения Конвенции МДП являются обязательными для всех членов Конвенции, в том числе и для России. Одностороннее изменение этих положений и применение дополнительных условий на территории одной конкретной страны без согласования с другими странами-членами не должны быть признаны, поэтому Министерство иностранных дел добивается того, чтобы введение этих положений не вступило в силу.
Руководитель таможенной практики Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» напоминает, что грузы перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и сборов в промежуточных таможнях (статья 4 Конвенции МДП).
По каждой перевозке с применением книжки МДП гарантируется уплата таможенных пошлин и налогов в пределах 60 000 Евро. То есть, применение книжки МДП является одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей, принятие которого является одним из обязательных условий помещения товара под процедуру таможенного транзита (ст.217 ТК ТС).
«Суть планируемых изменений – исключить возможность использования Книжки МДП в качестве средства обеспечения уплаты таможенных платежей», – говорит Д. Иванов.
В РФ гарантийной ассоциацией при транзите под таможенным контролем с соблюдением процедуры МДП является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Между ГТК России и АСМАП заключено Соглашение об обязательствах, связанных с применением Конвенции МДП, от 7 июня 2004 г. (далее — Соглашение). ФТС России считает, что соглашение основано на нормах законодательства РФ, которые в настоящее время утратили силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Соглашения гарантия ответственности АСМАП перед таможенными органами в связи с операциями с применением книжек МДП обеспечивается путем заключения всеобъемлющего договора страхования, заключенного между международными страховщиками и гарантийным объединением. Вместе с тем страхование как форма обеспечения исполнения обязательства не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ.
По словам Д. Иванова, на основании изложенного следует сделать вывод, что с юридической точки зрения, планируемые с 14 августа 2013 года ФТС России изменения не означают выход России из Конвенции МДП. Юридически, предпринимаемые ФТС действия по изменению процедуры МДП направлены против АСМАП.
В соответствии со статьей 1 Конвенции МДП правом выбирать гарантийное объединение, которое будет выступать гарантом для лиц, использующих процедуру МДП, наделены таможенные органы. Поскольку Соглашение от 7 июня 2004 года между ГТК и АСМАП официально не опубликовано, то дать объективную юридическую оценку действиям каждой из сторон не представляется возможным. Однако, основываясь на положениях конвенции можно сказать, что правом выбирать гарантийное объединение и определенным образом воздействовать на него у таможенных органов имеется.
Претензии ФТС
По мнению МСАТ, ФТС пытается оправдать своё решение, используя данные и статистику количества претензий по МДП, которая совершенно не совпадает с количеством успешно урегулированных претензий в гарантийной цепочке МДП, указанных в статистике МСАТ, предоставляемой каждый год ООН и проверяемой Международными аудиторами.
На самом деле, фактическое число претензий к МДП указывает на то, что в последние несколько лет международная гарантийная цепочка МДП в полной мере исполняет все свои обязательства в соответствии с положениями Конвенции МДП и российским законодательством. Положительная практика урегулирования претензий по МДП в России может быть продемонстрирована следующими цифрами:
В 2010-2013 гг. всего 5 млн. книжек МДП были приняты российскими таможенными службами.
В этот же период Таможня России выслала АСМАП всего лишь 105 запросов на денежное возмещение, что составляет 0,002% от всего количества транспорта МДП. Из них лишь 7,8% случаев не были успешно разрешены и находятся в процессе рассмотрения на соответствие Конвенции МДП.
Уже ведутся совещания
В настоящий момент в российских таможнях ведутся совещания с участниками внешнеэкономической деятельности, посвященные планируемым изменениям условий применения процедуры МДП.
Д. Иванов говорит, что в частности, на состоявшемся в Санкт-Петербургской таможне совещании, посвященному планируемым изменениям условий применения процедуры МДП, со стороны таможни участникам ВЭД было предложено осуществлять доставку товара в рамках процедуры таможенного транзита с использованием Сертификатов обеспечения уплаты таможенных платежей (документ, предусмотренный Соглашением стран – участников ТС от 21 мая 2010 года).
Сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей выдается таможенным органом, который принял такое обеспечение.
Такой сертификат может быть получен получателем товара, который планирует проводить его таможенную очистку, и передан перевозчику для перевозки товара под процедурой таможенного транзита.
В Кингисеппской таможне также прошла встреча с участниками внешнеэкономической деятельности, на которой обсуждалась совместная работа в рамках исполнения письма ФТС России.
Было отмечено, что перевозчик вправе сам выбирать, каким образом гарантировать уплату таможенных платежей: через банк, склад временного хранения или коммерческую организацию. Однако желательно сделать это заранее, до приезда на границу.
В настоящее время практики подобного оформления кроме ФГУП «Ростэк» и появившегося в последнее время ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ» нет ни у кого.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.