Российское «Евро-3»: третья попытка

euro3-fuel

Долгая песенка о переходе России на евростандарт 3 с 1 января 2013 года должна закончиться. Во всяком случае, об этом в первых числах декабря заявили целый ряд лиц, к этому делу близко причастных, в частности, два главных куратора ТЭК — вице-премьер Аркадий Дворкович и председатель комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев. Однако, полной уверенности в этом нет до сих пор. И даже появились звоночки, что уже придуманы аргументы для оправдания нового переноса…

Напомню, что «Евро-3» в России планировалось ввести еще с 2009 года, затем – с 2011-го. Но каждый раз сроки откладывались из-за неготовности НПЗ перейти на производство улучшенного топлива.

На этот раз, выступая на пресс-конференции в редакции газеты «Аргументы и факты», И. Грачев назвал такие цифры: доля топлива в режиме «Евро-3» составляет примерно 70%, «Евро-4» и выше – 14% и «Евро-5» — в районе 1%. То есть, дефицит после запрета заправляться «Евро-2» составит около 15%.

Учитывая это, Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ищут способы компенсации дефицита бензина на внутреннем рынке. По сведениям газеты «Известия», рассматривается вариант импорта недостающих объемов из Европы. Причем предлагается использовать схему так называемого свопа — обмена, при котором на экспорт в Европу будет уходить дизельное топливо, а соответствующий объем будет замещаться импортным бензином.

Любопытно, что в качестве одного из основных доноров рассматривается Беларусь. Дело в том, что в текущем году она должна была поставить в Россию 2,1 млн тонн бензина, однако не сделала этого. В ответ Минэнерго сократило поставку в республику нефти. Если двум сторонам удастся в таких условиях договориться, то прибегать к своповой схеме с Европой не понадобится, так как дефицит оценивается всего в 0,8-1 млн. тонн..

Кто кого?

На этот раз межведомственные мнения по поводу сроков перехода на «Евро-3» резко разделились. За очередную отсрочку, помимо нефтепромышленников, выступили Минфин, Минсельхоз и ФАС. В то же время Минэнерго занял твердую позицию: хватит тянуть резину!

Нефтяники еще в августе забросали ФАС просьбами сдвинуть сроки, ссылаясь на неувязки в реализации необходимых мероприятий по модернизации. Причин, как всегда, ворох: то строители виноваты, то оборудование вовремя не поступило…В конце концов в сентябре глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что считает целесообразным перенести на полгода запрет на использование топлива низких экологических классов.

Со своей стороны Минфин предупредил, что переход на «Евро-3» сегодня приведет к росту цен, так как закупать у белорусов придется по более высоким ценам. Ведь белорусские НПЗ формируют цены исходя из эффективности поставки нефтепродуктов на рынки Украины, Польши и Северо-Западной Европы. Поэтому российским покупателям придется платить более высокую цену.

Эти аргументы, впрочем, легко разбивают некоторые эксперты. В частности, зам. главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто отмечает, что подорожание за счет белорусского импорта возможно, но оно будет незначительным. Зато переход на более качественное топливо дает преференции за счет акциза: ведь он действует по понижающей ставке в зависимости от категории топлива. Кроме того, и НПЗ, которые выпускают высокосортный бензин, платят меньше налогов.

Кстати, не этим ли мотивом – перспективой сокращения налоговых поступлений – объясняется позиция Минфина?

По мнению Моржаретто, если что и подорожает, так это автомобили. Ведь с 1 января в России производители уже не смогут выпускать их ниже стандарта «Евро-4″. А это непременно скажется на их стоимости. Например, «КамАЗ» уже оценил прибавку в цене на свои тягачи на 10%.

Со своей стороны Грачев заявил на пресс-конференции, что бензин может подорожать на 2,4-4 руб. за литр. Но связано это вовсе не с переходом на «Евро-3″, а ростом акцизов.

Вплоть до декабря правительство демонстрировало твердость намерений следовать утвержденному в сентябре графику, согласно которому планируется отказаться от «Евро-2» с 1 января 2013 года, от «Евро-3» – с 1 января 2015 года и от «Евро-4» – с 1 января 2016 года. А 1 декабря вице-премьер А. Дваркович его подтвердил. Однако, уже 6 декабря в СМИ появилось по крайнем мере два сигнала о том, что и на этот раз затея с «Евро-3» будет сорвана. Один из них исходит от зам. министра финансов Сергея Шаталова, который ссылается на неготовность нефтяников. Другой исходит от министра энергетики, который также упомянул о такой возможности. Правда, аргумент он придумал другой: мол это из-за того, что к вводу стандарта не готовы партнеры по Таможенному союзу. Так что до Нового года все еще может измениться!

Плоды модернизации

Глава Минэнерго Александр Новак напомнил, что в июле 2011 г. нефтяными компаниями, ФАС, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) были подписаны четырехсторонние договоры по масштабной модернизации НПЗ. Планируется, что инвестиции в отрасль в период с 2011 по 2015 гг.достигнут 1 трлн. руб. И уже к 2015 г. страна сможет производить топливо класса «Евро-5» в размере до 38 млн. тонн бензина и 77 млн. тонн дизельного топлива в год. По мнению некоторых экспертов, если этим планам суждено будет сбыться, то уже в 2020 г. возможен существенный профицит автобензина, который составит более 10 млн. тонн.

Примечательно, что Москва в очередной раз решила подать пример стране: столичные власти постановили с 1 января 2013 перейти уже не на третий, а на четвертый стандарт. Об этом в начале октября заявил на совещании Моссовета мэр Сергей Собянин. И это не удивительно – ведь «Евро-3» было введено в Москве еще в 2007 году.

«Готовность Москвы к «Евро-4» обусловлена готовностью к этому трех крупных нефтеперерабатывающих заводов во главе с МНПЗ, — заявил «Газете.Ru» эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. Поэтому проблем с заправкой здесь не должно возникнуть. Москвичей обнадеживает опыт перехода в свое время на «Евро-3», который не создал особых проблем.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 113
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 52
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 458
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 188
0