Российское «Евро-3»: третья попытка
Долгая песенка о переходе России на евростандарт 3 с 1 января 2013 года должна закончиться. Во всяком случае, об этом в первых числах декабря заявили целый ряд лиц, к этому делу близко причастных, в частности, два главных куратора ТЭК — вице-премьер Аркадий Дворкович и председатель комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев. Однако, полной уверенности в этом нет до сих пор. И даже появились звоночки, что уже придуманы аргументы для оправдания нового переноса…
Напомню, что «Евро-3» в России планировалось ввести еще с 2009 года, затем – с 2011-го. Но каждый раз сроки откладывались из-за неготовности НПЗ перейти на производство улучшенного топлива.
На этот раз, выступая на пресс-конференции в редакции газеты «Аргументы и факты», И. Грачев назвал такие цифры: доля топлива в режиме «Евро-3» составляет примерно 70%, «Евро-4» и выше – 14% и «Евро-5» — в районе 1%. То есть, дефицит после запрета заправляться «Евро-2» составит около 15%.
Учитывая это, Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ищут способы компенсации дефицита бензина на внутреннем рынке. По сведениям газеты «Известия», рассматривается вариант импорта недостающих объемов из Европы. Причем предлагается использовать схему так называемого свопа — обмена, при котором на экспорт в Европу будет уходить дизельное топливо, а соответствующий объем будет замещаться импортным бензином.
Любопытно, что в качестве одного из основных доноров рассматривается Беларусь. Дело в том, что в текущем году она должна была поставить в Россию 2,1 млн тонн бензина, однако не сделала этого. В ответ Минэнерго сократило поставку в республику нефти. Если двум сторонам удастся в таких условиях договориться, то прибегать к своповой схеме с Европой не понадобится, так как дефицит оценивается всего в 0,8-1 млн. тонн..
Кто кого?
На этот раз межведомственные мнения по поводу сроков перехода на «Евро-3» резко разделились. За очередную отсрочку, помимо нефтепромышленников, выступили Минфин, Минсельхоз и ФАС. В то же время Минэнерго занял твердую позицию: хватит тянуть резину!
Нефтяники еще в августе забросали ФАС просьбами сдвинуть сроки, ссылаясь на неувязки в реализации необходимых мероприятий по модернизации. Причин, как всегда, ворох: то строители виноваты, то оборудование вовремя не поступило…В конце концов в сентябре глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что считает целесообразным перенести на полгода запрет на использование топлива низких экологических классов.
Со своей стороны Минфин предупредил, что переход на «Евро-3» сегодня приведет к росту цен, так как закупать у белорусов придется по более высоким ценам. Ведь белорусские НПЗ формируют цены исходя из эффективности поставки нефтепродуктов на рынки Украины, Польши и Северо-Западной Европы. Поэтому российским покупателям придется платить более высокую цену.
Эти аргументы, впрочем, легко разбивают некоторые эксперты. В частности, зам. главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто отмечает, что подорожание за счет белорусского импорта возможно, но оно будет незначительным. Зато переход на более качественное топливо дает преференции за счет акциза: ведь он действует по понижающей ставке в зависимости от категории топлива. Кроме того, и НПЗ, которые выпускают высокосортный бензин, платят меньше налогов.
Кстати, не этим ли мотивом – перспективой сокращения налоговых поступлений – объясняется позиция Минфина?
По мнению Моржаретто, если что и подорожает, так это автомобили. Ведь с 1 января в России производители уже не смогут выпускать их ниже стандарта «Евро-4″. А это непременно скажется на их стоимости. Например, «КамАЗ» уже оценил прибавку в цене на свои тягачи на 10%.
Со своей стороны Грачев заявил на пресс-конференции, что бензин может подорожать на 2,4-4 руб. за литр. Но связано это вовсе не с переходом на «Евро-3″, а ростом акцизов.
Вплоть до декабря правительство демонстрировало твердость намерений следовать утвержденному в сентябре графику, согласно которому планируется отказаться от «Евро-2» с 1 января 2013 года, от «Евро-3» – с 1 января 2015 года и от «Евро-4» – с 1 января 2016 года. А 1 декабря вице-премьер А. Дваркович его подтвердил. Однако, уже 6 декабря в СМИ появилось по крайнем мере два сигнала о том, что и на этот раз затея с «Евро-3» будет сорвана. Один из них исходит от зам. министра финансов Сергея Шаталова, который ссылается на неготовность нефтяников. Другой исходит от министра энергетики, который также упомянул о такой возможности. Правда, аргумент он придумал другой: мол это из-за того, что к вводу стандарта не готовы партнеры по Таможенному союзу. Так что до Нового года все еще может измениться!
Плоды модернизации
Глава Минэнерго Александр Новак напомнил, что в июле 2011 г. нефтяными компаниями, ФАС, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) были подписаны четырехсторонние договоры по масштабной модернизации НПЗ. Планируется, что инвестиции в отрасль в период с 2011 по 2015 гг.достигнут 1 трлн. руб. И уже к 2015 г. страна сможет производить топливо класса «Евро-5» в размере до 38 млн. тонн бензина и 77 млн. тонн дизельного топлива в год. По мнению некоторых экспертов, если этим планам суждено будет сбыться, то уже в 2020 г. возможен существенный профицит автобензина, который составит более 10 млн. тонн.
Примечательно, что Москва в очередной раз решила подать пример стране: столичные власти постановили с 1 января 2013 перейти уже не на третий, а на четвертый стандарт. Об этом в начале октября заявил на совещании Моссовета мэр Сергей Собянин. И это не удивительно – ведь «Евро-3» было введено в Москве еще в 2007 году.
«Готовность Москвы к «Евро-4» обусловлена готовностью к этому трех крупных нефтеперерабатывающих заводов во главе с МНПЗ, — заявил «Газете.Ru» эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. Поэтому проблем с заправкой здесь не должно возникнуть. Москвичей обнадеживает опыт перехода в свое время на «Евро-3», который не создал особых проблем.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.