Революция на границе

Rusijos-muitine

Российские правительственные эксперты были вынуждены признать: таможня РФ работает по принципам, устаревшим примерно на 100 лет. В результате возник грандиозный тромб в кровеносной системе экономики.

Партия зелёных

Российскую таможню не назовёшь спокойным местом. С одной стороны пограничного шлагбаума стоят миллионы озлобленных коммерсантов, которым нужно протащить груз как можно быстрее и дешевле. С другой – 60 тыс. таможенников, которым правительство каждый год спускает повышенные планы по сборам в бюджет. Интересы у них противоположные. Не зря импортёры за глаза называют таможенников «зелёными» (по цвету формы).

Таможня крутится, как может, но физически не в силах проверить каждый пересекающий границу контейнер, мешок или ящик. Взять, к примеру, Псковский таможенный узел обслуживает грузы, пересекающие границы РФ с Латвией и Эстонией. По статистике, с начала 2012 г. через Псковскую таможню прошли 220 тыс. вагонов и 395 тыс. автофургонов. На весь этот вал в Пскове – 1 000 таможенников.

У перевозчиков свои проблемы. Товары двигаются через границу РФ настолько медленно, точно их возят на конной тяге. Вот цифры из ежегодного исследования «Всемирного банка»: чтобы груз пересёк границу России в среднем уходит 36 суток. Столько времени понадобится на провоз партии с нуля, включая сбор многочисленных документов. От проволочек одинаково страдают как импорт, так и экспорт (кроме сырьевого). Разумеется, те, кто постоянно возит однотипный товар, справляются быстрее.

Для импорта в РФ требуется до 10 различных документов, для экспорта – до 8. В том числе таможня требует копии контрактов, заверенные списки цен завода поставщика, техническую документацию, подробнейшее описание груза и прочее. Из-за бюрократической волокиты, стоимость перевоза через границу стандартного 20-футового грузового контейнера в РФ одна из самых высоких в мире – 1,8 тыс. долл. (56 тыс. рублей). Причём в эту сумму не входят собственно таможенные пошлины! Столько набегает за подготовку документов, оплату простоя товара на складе и сборы за оформление.

Для сравнения: в Германии та же процедура занимает 7 суток, достаточно 4 документов, средние расходы на перевозку контейнера – вдвое ниже (900 долл., или 28 тыс. рублей). Во Франции товар на экспорт оформляют за 2 дня, таможня довольствуется двумя документами. На первом месте Сингапур, где всё делают за сутки. Медленнее, чем в РФ, грузы двигаются в немногих странах. Нас обогнали Ботсвана (48 суток оформления экспорта), Конго (50 дней) и Афганистан с уникальным показателем – 74 дня.

Второй эшелон

Когда на кону огромные суммы пошлин и акцизов, у коммерсантов возникает немалое искушение найти чёрную дыру. Считайте сами: если работать по-белому, к стоимости груза придётся добавить 18% НДС плюс таможенную пошлину или акциз. На некоторые из товаров пошлина может достигать 15–30% и больше. Рекордсмен – спирт, за ввоз которого берут 100% таможенной стоимости (плюс 18% НДС). Мясо сверх квот дорожает на 50–80%, автомобили – на треть, одежда – на 20%, телевизоры – на 15%.

Если знаешь, где щели, – выгода существенная. Трюки всем известны: занижать вес или цену груза, выдавать товар с высокой ставкой за другой, который облагают меньше. Также понятно – в больших масштабах такие фокусы не пройдут без помощи изнутри таможни. Какие суммы ежегодно утекают через прорехи на таможенных постах – можно только догадываться. По самым осторожным оценкам экспертов, ущерб от незаконных таможенных схем – 4–5 млрд. рублей в год.

Две наиболее проблемные точки – Северо-Западное таможенное управление и таможня Владивостока. На работающих здесь таможенников ежегодно заводятся десятки дел. В 2010 г. со скандалом уволили руководство Петербургской таможни и закрыли два крупнейших таможенных поста – Выборгский и Пискарёвский. По официальным данным, через них проходило 30% поступающих в Петербург импортных грузов. По другим оценкам – около 60%.

Детонатором стала история с задержанием на Выборгском посту 22 фур, набитых контрабандной китайской одеждой и обувью. Как показал досмотр, таможенная стоимость товаров была резко занижена, кроме того, реальный вес груза оказался вдвое больше того, что фигурировал в документах. История получила огласку, пошёл шум, в результате ФТС пообещала закрыть 17 самых проблемных таможенных постов на Северо-Западе, что так не было претворено в жизнь.

Кому удобно?

Что характерно: пока «зелёные» усиленно треплют законопослушных граждан, нелегальный товар всё так же успешно проходит сквозь посты. Схемы отработаны до блеска и поставлены на широкую ногу. Они известны всем, включая первых лиц страны.

15 мая 2012 г. на заседании правительства президент В. Путин потребовал ликвидировать государственное унитарное предприятие – «ФГУП Ростэк». В начале 90-х предприятие было создано для строительства новых постов и пограничных переходов. Мало-помалу «ФГУП Ростэк» поглотил часть конкурентов и превратился в крупнейшую в РФ околотаможенную структуру. Посредничество в оформлении документов, хранение товаров на границе и т.д.приносили сотни миллиардов рублей в год. Структура открыла десятки собственных складов по всей стране, при них заработали таможенные посты. По сути, таможня начала обслуживать коммерческого посредника, а не наоборот.

Что в итоге? Ситуация на границе перевёрнута с ног на голову – честные платят вдвойне, организаторы нелегальных схем – процветают. В мае 2012 г. правительство предприняло очередную попытку, пообещав устроить таможенный переворот. По плану, одобренному президентом В. Путиным, через 8 лет служба должна преобразиться: средняя скорость движения грузов через границу вырастет в 5 раз, обычный срок прохождения грузов сократится до 7 дней. Стоимость провоза контейнера упадёт вдвое, число документов уменьшат с 10 до 4. Вопрос – сработает ли план? Таможню то и дело перетряхивают на протяжении последних 10 лет. Менялось начальство, законы, формальные и неформальные правила игры. Оформление грузов то переносили на границу, то возвращали обратно в крупные города. Осталось всего ничего: сделать так, чтобы таможня начала работать для удобства людей, а не самой себя.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0