Переклеим, будем есть

main

Рассуждения о распределении выгод и издержек от веденных правительством ограничений поставок продовольствия из стран Евросоюза можно дополнить еще одним пунктом. Он очевиден, работает на стороне издержек, но почему-то проигнорирован аналитиками. Речь идет о нерегистрируемом (сером или даже черном) импорте продовольствия, который можно оценить в $2-4 млрд ежегодно.

Такие оценки — результат простой арифметики, складывающейся из зеркальных подсчетов потерь от введенных Россией санкций. Их в ЕС обозначили в $12 млрд исходя из данных экспорта продовольствия в РФ, а в самой РФ — в сумму от $8 млрд (согласно статистике ФТС за 2013 год) до $9,5-10 млрд по расчетам Raiffeisen Research и ING Eurasia (правда, с учетом импорта продуктов с Украины).

Проблему черного и серого продовольственного импорта в РФ трудно назвать надуманной. Всерьез озаботившись ею в 2013 году, аналитики Российского зернового союза (РЗС) обнаружили, что за несколько последних лет она стала напрямую отражаться на благополучии отечественного агропромышленного комплекса. Из порядка $300 млрд внутреннего потребления товаров (при доле отечественного производства на рынке до 87% и ежегодном импорте в $40 млрд за вычетом наценок оптового и розничного звена) импортного продовольствия потребляется не менее чем на $100 млрд, подсчитывал глава РЗС Аркадий Злочевский. Соответственно, до $60 млрд потребляемого импортного продовольствия либо не декларируются на таможне, либо проходят границу по заниженной таможенной стоимости («товары прикрытия»), либо «теряются» при транзите; в цифре есть, и доля «челноков», и приграничного завоза товаров физлицами, но вряд ли она составляет даже 10% от фантастической цифры $60 млрд в год — даже если она вдвое превышает реальную.

Самая уязвимая для России позиция в списке — говядина и свинина (собственное производство мяса — 70% потребности внутреннего рынка, импорт 2013 году составил $6,7 млрд), и теоретически усилия Северо-Западной таможни, через которую в РФ идет значительная часть мясного импорта, и таможен на западных границах РФ, призванных не допустить импорт «запрещенных» товаров из-под санкций, могут привести к закрытию мясокомбинатов, товарному голоду и социальным потрясениям.

Но зная, что объем, как бы это сказать мягче, внетаможенных продовольственных операций только из ЕС сейчас составляет не менее трети от санкционного, а всего в год вне таможни проскакивает в Россию в несколько раз больше продовольствия — стоит ли сомневаться в том, что проблема дефицита будет решена в течение нескольких месяцев переклейкой этикеток с раздачей взяток? Не знаю, правда, хорошие это новости или плохие. Смотря для кого.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 102
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 185
0