Налог на фуру
Автомобильных перевозчиков ожидает новогодний сюрприз: с 2013 по всей вероятности в России будет-таки, введен налог за проезд для машин массой свыше 12 тонн. Соответствующий проект постановления правительства уже размещен на сайте Минтранса.
Из текста документа следует, что взиматься будет по 3,5 руб. с каждого пройденного км. Любопытные уже подсчитали, что практически это означает плату за отрезок пути по маршруту Москва-Санкт-Петербург около 2,45 тыс. руб., Москва-Нижний Новгород – 1,5 тыс., Москва-Челябинск – 6,3 тыс., Москва-Новороссийск — 4 тыс. руб.
В документе отмечается, что собранные деньги будут переводить на счет Дорожного фонда для развития автомобильной сети.
Идея о том, чтобы деньги на ремонт дорог собирать с тяжелых фур, у российских чиновников возникла еще года три назад. Вначале ее пропагандировал министр транспорта Игорь Левитин. Она пришлась по вкусу и минфину, и летом прошлого года вице-премьер Сергей Иванов дал указание заняться этим вопросом вплотную. При этом свои услуги предложила дочерняя компания АФК «Система» «Навигационные информационные системы» (НИС) и немецкая компания «T-systems», которые берутся обеспечить учет через спутниковую систему ГЛОНАСС. Еще бы: ведь для них это настоящая золотая жила, поскольку создается прецедент для принудительное оснащения транспортных средств устройствами с чипами системы. Каждое стоит порядка 150 долларов. Согласно проекту документа, без регистрации в системе перевозочная деятельность большегрузов станет невозможной.
Новый налог планировалось ввести уже с этого года, причем был даже сделан подсчет поступлений в бюджет – порядка 10 млрд. руб. в год.
При этом установленная плата подается как милостивая в отношении владельцев фур: дескать, для того, чтобы полностью покрыть убытки, надо бы установить тариф 6,2 руб. Для сравнения вспомнили про Европу, где в подобного рода случаях берут в среднем по 8,2 руб. за км. То есть откровенно намекается, что 3,5 руб. – мера временная.
Плачу налоги, а где дороги?
В пояснительной записке к проекту постановления принятое решение мотивируется следующим образом. «Владельцы грузового транспорта посредством принадлежащих им транспортных средств пользуются полезными свойствами автомобильных дорог в предпринимательских целях, нанося им тем самым сверхнормативный ущерб, который значительно больше ущерба от воздействия легкового транспорта. Система взимания платы вводится как средство компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам и не возмещаемого за счет действующих налогов».
Однако, эта аргументация не слишком убедительна для публики. Реакция грузоотправителей в основном негативная. По подсчетам директора ООО «Новотранс» Владимира Назаркова следствием введения «налога на фуры» будет рост тарифов на перевозки на 12%. «Естественно, грузоотправители включат эти расходы в стоимость товара, который мы перевозим. Этот сбор на самом деле будет платить не перевозчик, а все население: и те, у кого есть автомобили, и те, у кого их нет. Эти 3,5 рубля будут в цене каждого товара, начиная с продуктов и заканчивая стройматериалами», — рассуждает он.
А, учитывая современный российский опыт, помимо прописанной в законе суммы перевозчикам, вероятно, также придется платить за организационно-технические меры и все формальности по соблюдению норм данного закона, предполагает гендиректор предприятия «Совтрансавтоэкспедиции» Леонид Шляпников.
По мнению эксперта, из проекта неясно, как новый порядок будет действовать в отношении иностранных перевозчиков. В документе прописано, что устройства для сбора информации будут выдаваться на специальных пунктах не далее 50 км от границы с Россией. Вместе с электронными формами регистрации и оплаты это должно создать основу для оплаты любым перевозчиком — как резидентом РФ, так и иностранцем. Однако логично возникает вопрос о возврате иностранцами устройств, которые должны им выдаваться на безвозмездной основе. Каким образом будут осуществляться подобные достаточно сложные процедуры и кто будет их проводить?- на этот вопрос пока нет ответа.
Предприниматели указывают на двойное налогообложение. Ведь летом 2010 года в стоимость бензина уже ввели акциз «на дороги» (при этом предусмотрев его ежегодное повышение на рубль), пообещав отменить транспортный налог. Однако вместо этого вводится дополнительный налог. «Я думаю, у нас бюджет не самый нищий. Есть и нефть, и все остальное, где можно взять деньги и восстановить дороги наши», — заявила в интервью «Вести.ру» предприниматель Екатерина Болотова.
Ну, и конечно, характерная для российского бытия едкая волна скепсиса по поводу коррупции, которая, по мнению перевозчиков, слизнет значительную часть поступлений, а дороги останутся в прежнем состоянии. Типичный заголовок такого рода публикаций – «Плачу налоги, а где дороги?».
Несправедливым считает налог «на фуру» и специалист международного грузоперевозчика «Транс-Агент» Николай Милованов. По его мнению, надо брать не налог с грузоподъемности автомобиля, а многократно увеличить штрафы за перегруз. Таким образом, материально будут страдать только нарушители, и деньги в казне на ремонт дорог появятся: «Когда западный водитель ведет фуру, у него там максимум 20 тонн. И он перевес не берет. Потому что штрафы за перевес достигают до 5 тысяч евро. За малейший перевес груза. А у нас на фурах грузоподъемностью 20 тонн возят 40 тонн. Это нормальное явление», — разъясняет он.
По мнению Шляпникова, эффективным решением вопроса мог бы стать поэтапный запуск системы. Вначале ввести разумную плату и контроль за наиболее интенсивными трассами, возможно, сопряженными с пограничными переходами. Это значительно упростило бы процедуру сбора информации о перевозчиках, не возникло бы необходимости повсеместного внедрения возвратных устройств на основе ГЛОНАСС. На втором и последующих этапах уже можно было бы проанализировать результаты и переходить к более масштабному внедрению технологии уже с массовым применением приемников.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.