Когда в товарищах согласия нет (часть 2)

utilizatsiey_avtomobiley

В предыдущей статье мы рассказали о первых шагах такого важного российского новшества, как введение утилизационного сбора на автомобили и реакциях на него экспертного сообщества. В этой части речь пойдет о том, как оно отразилось на отношениях с ближайшими соседями и партнерами – по Таможенному союзу и СНГ.

В отличие от В. Путина, который свой автором спасал в годы кризиса за счет государственных дотаций, а нынче пытается за счет протекционистских мер, Беларусь и Казахстан этого делать не спешат. И хотя он еще в начале апреля уверял, что уже договорился о синхронности действий с партнерами, на поверку они его просто «кинули». Об этом окончательно стало известно 15 июня в Санкт-Петербурге, где состоялась встреча премьеров ТС. Тем не менее, отступать уже было поздно, и Д. Медведев подготовил, а В.Путин подписал постановление правительства о сборе за утилизацию автомобилей, которое 13 июля и 18 июля одобрили Госдума и Совето Федерации.

Тем самым Минск и Астана создали конкурентную ситуацию, которая может рогом обернуться для России. Ее активно комментируют и в Москве, и в Минске. О резонах позиции Беларуси много писали в тамошних СМИ. Ее аналитики в один голос утверждали, что не следует поддаваться давлению, поскольку основную выгоду получат российские производители, так как ситуация будет вынуждать покупать их автомобили. Об этом свидетельствует сама методика сбора УС: вопреки логике он исчисляется не с позиции ресурсоемкости и затратности утилизации (чем больше автомобиль — тем больше в нем того, что надо утилизировать, а чем он старше — тем быстрее подойдет срок), а от объема двигателя с корректирующими коэффициентами на возраст. По сути, это будет вторая растаможка. Представители белорусского автобизнеса направили письмо министру экономики Беларуси Николаю Снопкову с просьбой учесть положение дел в республике, когда будет приниматься регламент ТС «О безопасной утилизации транспортных средств». И, похоже, что в Минске прислушались к этим призывам.

Поэтому сегодня высказываются такие прогнозы. В первую очередь пострадают российские дальнобойщики, поскольку ставка нового сбора на импортную грузовую автотехнику может в отдельных случаях превышать 1,5 млн. российских рублей. Те, кто работает преимущественно на внутреннем рынке, могут компенсировать эти затраты, увеличивая тарифы на грузоперевозки. Но для международных перевозчиков такая схема неизбежно повлечет вытеснение с рынка. Зато выиграют белорусские, польские и украинские перевозчики.

И действительно: едва только УС вступил в силу, как в СМИ появились сообщения о том, что российские компании готовят документы для перерегистрации своего бизнеса в Беларуси, в то время, как белорусы, напротив, возвращаются из России на родину. В свое время они осели в Подмосковье, Смоленской и Брянской областях, спасаясь от лукашенковского произвола и усердия контролирующих органов. В числе беглецов оказались такие, например, солидные игроки восточноевропейского рынка автоперевозок белорусского происхождения, как группы «Дженти», «Траско/Алев-Транс», Альфа Транс» и др. Однако батька вновь перехитрил своего коллегу В. Путина, ослабив вожжи и предусмотрев конфетки и для переманивания россиян. Ведь по местным законам они будут рассматриваться как иностранные инвесторы и получат многочисленные льготы. Например, если фирма регистрируется и действует в малом или среднем городе, то она на семь лет освобождается от множества налогов, а также от обязательной продажи валютной выручки. Не говоря уже о том, что избавятся от УС.

Используя свое географическое положение, Минск в сущности уже давно объявил конкурентную войну России. Этому в частности посвящена обширная программа строительства центров логистики в разных районах страны. «Грузоперевозки всех видов — это один из главных источников дохода бюджета. Чтобы использовать транзитные возможности в полной мере, мы с 2009 года строим по всей стране транспортно-логистические центры (ТЛЦ). Такие центры строятся в точках пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог, рядом с крупными городами, что способствует развитию рынка транспортных услуг», — говорит представитель министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Владимир Грибов..

Согласно этой программе в Беларуси на период до 2015 года определено около 50 площадок для строительства логистических центров. И на сегодня уже заканчивается (либо уже завершено) строительство 41 такого центра. Центры логистики, безусловно, существенно повышают эффективность перевозок и привлекательны для заказчиков. Поэтому отнюдь не случайно, что рынок белорусских грузоперевозок находится на подъеме. В частности, в июле его рост в годовом исчислении составил 10, 6%.

Украинское эхо

Зато российский УС ударил по украинскому автопрому. Компания «Богдан Моторс» в сентябре не произвела ни одного легкового автомобиля. Свое решение она объясняет введением УС на импортные автомобили в России, которая является основным экспортным рынком ее продукции.

Не удивительно, что ответ Украины не заставил себя долго ждать. Киев уже 3 сентября ввело УС на автомобили, ввозимые с территории России. 12 сентября соответствующее постановление было опубликовано. Оно почти зеркально отражает российское. Для новых легковых автомобилей, импортирующихся на Украину из России юрлицами, будут применяться ввозные пошлины в размере от 591 до 3 781 долларов — в зависимости от объема двигателя. К легковым автомобилям, импортирующимся физическими лицами для собственного пользования, будет применена единая ставка — 68,75.долларов.

Предельные ставки сбора для ввоза юрлицами нового коммерческого транспорта — автобусов и грузовиков — составят от 2 300 до 13 800 долларов в зависимости от веса.

Ставки сбора на импорт легковых автомобилей, с момента выпуска которых прошло три года, в 6,2-8,2 раза превышают размер пошлин, установленных для новых авто. На импорт коммерческого транспорта — в 1,8-4,6 раза. Для старых легковых автомобилей, которые будут ввозиться в страну частными лицами для собственных нужд, единая ставка составит 103,25.долларов.

При этом украинский премьер Николай Азаров сразу же заявил, что Россия и Украина могли бы договориться о взаимной отмене утилизационного сбора. Однако развитие событий пошло по иному пути. Вначале российская сторона вроде бы приняла такую основу для переговоров. Во всяком случае, вскоре председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко сообщил о том, что между Украиной и Россией начались переговоры о гармонизации торгового законодательства.

Однако, в конце сентября газете «Ведомости» сообщила, что в Минпромторге России возможность того, что для украинских автомобилей будет сделано исключение по уплате утилизационного сбора, уже не обсуждается. Вместо этого, 25 сентября правительство Украины объявило, что планирует с 1 ноября ввести УС уже не только для России, но и на все импортные автомобили, независимо от страны происхождения. Тем самым, как бы снимается политическая составляющая – мотив мести (око за око). Одновременно вносится дополнение, согласно которому УС не распространяется на украинских производителей.

Одновременно украинская сторона предложила ввести особые (национальные) режим взимания УС при импорте автомобилей между двумя странами. Об этом, в частности, в эфире одного из украинских телеканалов заявил в начале октября министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко. Такой вариант, по его словам, обсуждался на встрече премьер-министров на саммите в Крыму 28 сентября. В чем этот режим проявится – пока неясно.

Однако если такое решение вносит некое успокоение в российско-украинские отношения, то оно вызвало негативную реакцию в Брюсселе. Газета «Коммерсант-Украина» цитирует заявление неофициального источника в Еврокомиссии, из которого следует, что ЕС ожидает от Украины решение подобных вопросов с Россией не на двустороннем уровне, а в рамках ВТО. И предупреждает, что такой шаг украинских властей может и вовсе поставить крест на планах по подписанию договора об ассоциации.

«Наша позиция более жесткая, чем говорится официально. В случае если Украина примет это постановление, мы готовы идти на аналогичные ответные меры по украинскому экспорту»,— сообщает «Ъ».

Что касается позиции России, то ее отношение к реакциям ВТО изначально индифферентное. Характер его откровенно выразил глава Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, который заявил журналистам буквально следующее:

«Принципам ВТО может и не соответствовать, а вот практике – соответствует, потому что другие страны закрывают на это глаза. Правила ВТО – это не мантра, не десять заповедей Моисея. Это некая договоренность, которую где-то можно расширить, где-то – сузить. Мне кажется, что в рамках этой логики мы и будем действовать», – сказал он.

Более того, по его словам членство в ВТО Россия намерена использовать для влияния на международные правила торговли.

«Это нам дает возможность влиять на формирование мировой торговой политики. Но вместе с тем, это нам дает и возможность – в рамках ВТО, вести оптимальную экономическую политику. Успех деятельности в ВТО в значительной мере зависит от нас самих. Вот мы так и будем действовать – максимально пользоваться плюсами ВТО, но и ограничивать негативные последствия для тех секторов экономики, которые еще недостаточно конкурентноспособны, чтобы выдерживать такой напор западной продукции», — резюмировал он.

Кстати, похоже, что Путин не только не собирается отказываться от УС, но и намерен расширить сферу его применения. Недавно он одобрил предложение первого вице-президента Союза машиностроителей России, депутата Думы Владимира Гутенева ввести его и на сельхозтехнику, а также лесохозяйственные машины, строительную и дорожную технику. Разработанный им законопроект может вступить в силу с 1 мая.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0