Господи, благодарим тебя за «бойню»

SONY DSC

Понимание неотвратимости наказания теоретики по юриспруденции называют одной из самых эффективных мер, отбивающих охоту делать преступления. В течение нескольких последних лет эту теорию наглядно подтвердили сотрудники Государственной инспекции автомобильного транспорта (ГИАТ), работающие на пункте стационарного весового контроля транспортных средств в Клайпедском районе. Грузовые автомобили с перевесом в этом регионе стали редкостью.

Проблема с колеями на дорогах

Ругать и обвинять строителей дорог в том, что они   виноваты в «неожиданно» наступившей зиме и оставшихся после дождя в колеях дорог лужах, в Литве уже былo признаком хорошего тона. Но такое мышление, мягко говоря, не совсем профессиональное. Наши дороги проектировались и строились еще в советские времена, исходя из того, что максимально допустимая нагрузка на ось не будет превышать 10 тонн. Между тем в официальных стандартах стран Старого континента допустимая нагрузка на ось была несколько больше — 11,5 тонн. Разница вроде-бы и незначительная, но ее влияние на состояние дорог — трагическое. Хлынувший с открытием западных границ поток тяжеловесного транспорта стал разрушать асфальтовую поверхность дорог как кариес зубы любителя лакомств. На некоторых самых загруженных участках дорог колея, продавленная колесами транспортных средств, стала появляться в течение нескольких месяцев после того, едва дорожные строители заканчивали свою работу.

Изначально дорожных строителей обвиняли в том, что они не соблюдают требований технологического процесса, т.е. неправильно готовят асфальтовую смесь или укладывают слишком тонкий верхний слой дорожного покрытия. Но когда эти процессы стали изучаться более внимательно, выяснилось, что корни проблем кроются глубже. После того, как Литва стала членом Европейского Союза, на бывших пограничных постах были ликвидированы пункты контроля дорожного транспорта, где проводилась проверка общего веса и осевой нагрузки транспортных средств. Транспортники поспешили воспользоваться создавшейся «свободой действий». Стремясь извлечь максимальную выгоду, они стали нагружать свои автомобили чрезмерным количеством груза.

Интересен факт, который установили технические эксперты. Они подсчитали, что один грузовой автомобиль, весящий 40 тонн, наносит дорожному покрытию ущерб, равный тому, который наносят 700 — 1000 легковых автомобилей. Когда упомянутый вес превышается, или груз в автомобиле распределяется неправильно (вследствие чего нагрузка на отдельные оси автомобиля превышается), поверхность асфальтового покрытия исполосовывается колеей прямо на глазах. Со временем от этого начинают страдать сами водители грузовых автомобилей. В глубокой колее «работает» не вся площадь покрышек, поэтому они изнашиваются намного быстрее. В более сложных метеорологических условиях, когда на дорогах стоят лужи или после оттепели внезапно наступают заморозки, такие обстоятельства могут стать смертельной ловушкой.

Фильтр для «тяжеловесов»

Риск дождаться наказаний за «игры» с избыточным весом существовал всегда. На транзитных дорогах сотрудники ГИАТ проводили рейды, во время которых взвешивали грузовые автомобили на мобильных весах, но тем не менее вероятность «проскользнут» непойманным была очень велика. Положение по существу изменилось после того, как стратеги Министерства транспорта и связи взялись за этот ребус без изобретения очередного велосипеда. На примере опыта других европейских стран было решено рядом с основными транспортными артериями создать пункты стационарного весового контроля транспортных средств.

Первый такой пункт начал свою работу весной 2010 года недалеко от Клайпеды.  На его строительство было отведено почти 9 млн литов. На территории пункта оборудована площадка, куда направляются все без исключения грузовые автомобили. По дополнительной полосе движения тяжеловесные транспортные средства заезжают на весы для быстрого взвешивания. Если по их показаниям вес соответствует допустимой норме (40 тонн, с отклонением в 2 – 4 тонны), грузовые автомобили могут смело отправляться дальше по своему маршруту. Если общая допустимая масса превышает указанный предел— реверсивные светофоры направляют машину на пункт дополнительного контроля, где оборудованы более точные весы.

 

«Главное в этом механизме то, что элиминирован человеческий фактор. Как только колеса автомобиля становятся на предварительные весы для быстрого взвешивания, свою работу начинает компьютер. Он распознает госномера и тип транспортного средства, его длину, количество осей и нагрузку на каждую из них, общую допустимую массу, скорость движения и т.д. Следует обратить внимание на то, что двигаться по весам нужно с определенной – 30 км/ч. – скоростью. Если эту скорость превысить, то может появиться погрешность, которая станет причиной того, что машина будет напрасно направлена на более детальный осмотр. Если кто-то не заезжает в коридор контроля, система тоже об этом информирует — над автомагистралью установлены камеры наблюдения, которые также фиксируют номера всех автомобилей. Если по каким-либо причинам кто-то попытается избежать взвешивания, или рассеянный водитель просто забудет повернуть на весы, мы можем в течение нескольких минут догнать и попросить вернуться на контрольный пункт. Даже в тех случаях, когда догнать “героев“ не может экипаж полиции, нам их установить очень несложно. Но тогда речь пойдет не только о штрафах, но и о праве такой компании заниматься грузоперевозками. Правда, в последнее время сюжетов для триллеров у нас практически нет — перевозчики прекрасно понимают, что ускользнуть незамеченными от этого “фильтра“ им не удастся, поэтому просто соблюдают правила игры», — говорит руководитель Клайпедского  пункта контроля ГИАТ Витаутас Юшкявичюс.

Из-за строгого порядка и принципиальности сотрудников ГИАТ, Клайпедский пункт контроля водители окрестили «бойней».

Поиск окружных путей

Правда, в самом начале работы нового механизма контроля были сомнения, не станет ли решение одних проблем причиной возникновения других. Ведь водители, задержанные за превышение общей допустимой массы транспортных средств, обязаны заплатить штраф в размере от 500 до 1000 литов (штраф в размере до 2000 литов обязаны заплатить также руководители предприятий перевозчиков; все штрафы должны быть заплачены на месте). В такой ситуации попытки избежать «очной ставки» с весами посыпались как грибы после дождя. Огромное количество грузовых автомобилей по дороге в портовый город или при выезде из него стали искать окружные пути через близлежащие к Клайпеде небольшие городки.

В связи с увеличением потока тяжеловесных транспортных средств — не просто отдельных грузовых автомобилей, а целых их караванов, проезжающих через поселки Пежайчяй, Вейвирженай, Гробштай, Лаугаляй, Довилай, Мацюйчяй, Гедминай, Калвяй —от жителей этих поселков посыпались жалобы. Реагируя на эти обстоятельства, ГИАТ изменила свою тактику, и стала больше внимания уделять проверке грузовых автомобилей на объездных дорогах.  Для выполнения этой работы сотрудникам Клайпедского пункта контроля были выделены два мотоцикла «Yamaha».

Интересно то, что сотрудники ГИАТ, у которых накоплен довольно солидный опыт, могут удивительно точно «на глаз» определить вес машин, везущих древесину или гравий.

«Если перевозятся неотесанные бревна, по тому, как они соштабелированы в лесовоз, мы можем определить, “вписывается“ транспортное средство в установленные нормы, или нет. После проверки веса на мобильных весах наши догадки, как правило, подтверждаются. Это помогает экономить время и не останавливать грузовые автомобили без необходимости», — рассказывал инспектор ГИАТ Гинтарас Гиеба, сопровождавший нас на экскурсии по окрестностям Клайпеды.

Другие сотрудники ГИАТ, беседовавшие с нами, обратили внимание на то, что жители некоторых находящихся в окрестностях Клайпеды городков проблему увеличившегося транспортного потока пытались представить в сгущенных тонах в надежде, что районные власти им предоставят «компенсации». Но в течение нескольких месяцев все (или почти все) стало на свои места. Изменилось только самое главное — перевозчики стали внимательнее контролировать процесс погрузки (что и как грузится, какой вес груза). Большинство из тех, кто занимается перевозками древесины, используют специальные датчики. Кроме того, сами водители проверяют, как крепятся традиционные грузы.

«Процесс крепления груза очень важен. Даже в тех случаях, когда общая допустимая масса транспортной единицы не превышает установленную норму, нагрузка на отдельные оси может создать проблемы. Имею ввиду не только грозящие штрафы, но и затраты топлива, износ покрышек и т.д.», — отметил В. Юшкявичюс.

Руководитель Клайпедского пункта контроля говорит, что случаев, когда перевозчики умышленно превышают нормы веса груза (якобы, заплатить штраф дешевле, чем ехать по одному и тому же маршруту два раза), он не заметил. Это говорит о том, что привычки транспортников явно изменились. Число грузовых автомобилей, общая масса которых превышает 40 тонн, следующих бес специальных разрешений, уже в первые годы работы пункта снизилось почти в три раза. А общее количество устанавливаемых нарушений снизилось почти в два раза. В среднем за сутки через пункт проходит около 2500 грузовых автомобилей.

Мастера по «тушению пожаров»

Еще один момент, который изменился вместе с отношением к перевесу грузового автомобиля — поведение водителей. Если вначале водители задержанных на «бойне» автомобилей кипели гневом по поводу того, что избыточный груз требовалось перегружать в другой полуприцеп, у них «отнимался дар речи», они ругались по поводу пустой траты времени или даже грозились уволить инспекторов с работы, то сейчас эмоциональные всплески встречаются очень редко.

«Наши ребята научились управлять такими ситуациями. Они очень четко формулируют требования водителям, и сами также четко соблюдают правила проверки. В правилах, кроме всего прочего, указано даже то, в каком помещении, когда и сколько времени можно двигаться. Каждый шаг снимается на пленку. Когда водитель понимает, что никто не собирается над ним подшучивать, а инспектор просто выполняет свою работу, все страсти утихают», — рассказывает В. Юшкявичюс.

Более того — в некоторых случаях за время, проведенное на пункте контроля, водители благодарят его сотрудников. Как правило, это бывает тогда, когда инспекторы обращают внимание на технические недостатки транспортных средств. Грузовой автомобиль направляется на находящуюся рядом линию технической диагностики, и водитель, собственно, получает такой же отчет о «здоровье» механизмов, имеющих значение для безопасности движения, как и н станции ТО. За обнаруженные недостатки никакие штрафы не назначаются — автомобили просто направляют на обязательный ремонт, а потом на официальный ТО. Несмотря на эти неудобства, перевозчики могут избежать более серьезных и «дорогих» проблем на дорогах западных стран.

В. Юшкявичюс обратил внимание на несколько интересных деталей. Например, грузовые автомобили, которыми управляют белорусы, внешне выглядят более «потрепанными» и изношенными, но во время технического осмотра не получают никаких замечаний. В этом смысле самые запущенные машины — с польскими номерами.

 «Дзукийский триллер»

Несмотря на то, что стационарная «бойня» в Литве всего одна, над других основных транспортных артериях работает еще 15 экипажей инспекторов ГИАТ. У них в распоряжении находится 17 весов для грузовых автомобилей, 3 мобильных стенда для проверки тормозов и другие основные механизмы проверки и контроля. Самое современное рабочее средство находится у ребят Алитусского подразделения ГИАТ. На крыше их «боевого» автобуса оборудована солнечная батарея, обеспечивающая энергией часть приборов — небольшой электрогенератор и блок фонарей, которые можно поднять на высоту 6 метров. Он идеально освещает рабочее место инспекторов тогда, когда светлое время суток сокращается до нескольких часов.

Продемонстрировав на просторной площадке в центре Вевиса, как работают все используемые ГИАТ основные механизмы проверки и контроля, сотрудники Алитусского подразделения рассказали одну интригующую историю.

„Наш микроавтобус, выезжающий на дежурство в Алитусском регионе, практически каждый день сопровождает “разведчик“ — легковой автомобиль, следующий  от нас на почтительном расстоянии. Он всегда останавливается в нескольких сотнях метров от выбранной инспекторами площадки. Когда экипаж начинает двигаться в направлении другой важной для водителей грузовых автомобилей  дороги  — наблюдатель направляется следом за ним. Абсолютно очевидно, что перевозчики,  “играющие“ с перевесом, пытаются таким образом избежать встречи с мобильными весами. Мы несколько раз пробовали разговаривать с этим деятелем, но он с ухмылкой отвечал, что не нарушает никаких правил — никто не запрещает ему ехать и останавливаться где ему вздумается», — рассказывал старший инспектор отдела контроля Алитусского подразделения ГИАТ Римвидас Трунце.

Проблема коррупции

Несмотря на то, что Клайпедский стационарный пункт взвешивания транспортных средств оборудован так, чтобы ни водители, ни инспекторы не могли хитрить, этой весной произошел скандал. Сотрудники Специальной службы расследований (ССР) семерым сотрудникам этого поста предъявили подозрения во взяточнистве. Свою операцию они начали после того, как были получены сведения о том, что некоторые сотрудники пункта брали взятки за то, чтобы в документах не отмечали нарушений режима труда и отдыха или других правил перевозки грузов.

В этой истории «точки над i» еще не расставлены, но ясно, что риск коррупционных действий будет существовать до тех пор, пока транспортные инспекторы (кроме всего остального, у них полномочий больше, чем у сотрудников полиции) будут получать зарплату, напоминающую социальное пособие.

«Привлечь за 1500 литов “в руки“ хорошего специалиста с техническим образованием очень сложно. В данное время нам не хватает двоих сотрудников. Люди, вникнув в суть предложения, просто меняют свое мнение и отказываются», — заявил В. Юшкявичюс.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0