Бизнес протестует против новых карательных полномочий таможни

tamognia

Крупнейшие бизнес-ассоциации возмущены тем, что таможенники РФ, Белоруссии и Казахстана разработали без их участия изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза. По мнению бизнеса, поправки не совершенствуют таможенное администрирование, а, напротив, усложняют его и сулят лишь больше коррупции. В документе не учитываются утвержденные правительством планы по сокращению таможенного оформления до 15 минут при наличии финансовых гарантий.

117 страниц разочарования

Проект поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) подготовлен таможенниками трех стран под руководством главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова. Его не планировалось обсуждать с бизнесом, но сделать это настояло Минэкономразвития. Недавно проект разослали в четыре крупнейшие бизнес-ассоциации. Свои отзывы на 117-страничный документ «Деловую Россию», «Опору России», Торгово-промышленную палату (ТПП) и Росcийский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) попросили подготовить в ближайшее время.

— Наше мнение никого не интересует: Минэкономразвития делает это для галочки, чтобы создать видимость консультаций с бизнесом, нас такая система работы не устраивает, — говорят в комитете РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО. — Такая ситуация сохраняется, несмотря на подписанное в 2011 году соглашение между Минэкономразвития и бизнес-ассоциациями, по которому все нормативные акты должны обсуждаться с бизнесом. Но этот механизм до сих пор не работает.

В «Деловой России» говорят, что были очень огорчены, увидев этот документ, поскольку декларируется одно, на практике получается совсем другое.

— Изначально и ФТС, и министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин объявляли, что эти поправки направлены на упрощение таможенного оформления, на сокращение времени, но ничего этого мы не увидели, — говорит эксперт комитета «Деловой России» по внешнеэкономической деятельности и таможенной политике Марина Лякишева. — Более того, в документе множество отсылочных норм на национальное законодательство, хотя главной идеей было их сокращение и максимальная унификация. В реальности наблюдается совершенно обратный процесс.

Околотаможенный бизнес попал в план

Лякишева добавляет, что поправки максимально расширяют возможности таможенного контроля.

— Расширяется обвинительная направленность деятельности таможенных органов в отношении участников ВЭД и физических лиц, — говорит Марина Лякишева. — Система управления рисками, которая применяется ФТС для контроля грузов, и сейчас вызывает много вопросов. Она непрозрачна, не работает автоматически, а зависит от решения того или иного инспектора. Поправки приведут к усилению коррупционной составляющей.

Так, согласно поправкам в ст. 127–129 ТК ТС, проверкам будут подвергать не только декларантов, но и участников околотаможенного бизнеса, предоставляющих услуги временного хранения, услуги оформления, представителей, а также физических лиц. Этот бизнес включен в число «объектов анализа рисков».

— На сегодняшний день система управления рисками, применяемая таможенниками, неэффективна, и неопределенность всех пугает, — согласен председатель комитета «Опоры России» по внешнеэкономической деятельности и таможне Леонид Лозбенко.

О 15 минутах можно не вспоминать

Вторая претензия бизнес-ассоциаций к документу — в том, что в нем совсем не учтены положения таможенной «дорожной карты», поправки никак не отражают решения руководства России по совершенствованию таможенного администрирования.

По словам президента РСПП Александра Шохина, в нынешних поправках есть целый ряд новелл, которые могут ухудшить ситуацию.

— Сейчас я бы притормозил продвижение поправок с целью применения в них положений принятой правительством «дорожной карты», — говорит Шохин. — И не в режиме эксперимента, а по принципиальному вопросу сокращения до 15 минут времени прохождения таможни при наличии гарантий финансовых институтов и банков. Эту тему сейчас «подвесили».

Как считает Шохин, главный недостаток документа в том, что он не проходил процедуру оценки регулирующего воздействия и готовился без участия бизнеса.

— Разработка Таможенного кодекса и национального закона о таможенном регулировании проходила с участием бизнеса, и то нам пришлось столкнуться с многочисленными попытками ввести в российское законодательство более жесткие нормы, нежели те, которые прописаны в ТК, — говорит Шохин.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 113
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 52
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 458
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 188
0