Бизнес протестует против новых карательных полномочий таможни
Крупнейшие бизнес-ассоциации возмущены тем, что таможенники РФ, Белоруссии и Казахстана разработали без их участия изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза. По мнению бизнеса, поправки не совершенствуют таможенное администрирование, а, напротив, усложняют его и сулят лишь больше коррупции. В документе не учитываются утвержденные правительством планы по сокращению таможенного оформления до 15 минут при наличии финансовых гарантий.
117 страниц разочарования
Проект поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) подготовлен таможенниками трех стран под руководством главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова. Его не планировалось обсуждать с бизнесом, но сделать это настояло Минэкономразвития. Недавно проект разослали в четыре крупнейшие бизнес-ассоциации. Свои отзывы на 117-страничный документ «Деловую Россию», «Опору России», Торгово-промышленную палату (ТПП) и Росcийский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) попросили подготовить в ближайшее время.
— Наше мнение никого не интересует: Минэкономразвития делает это для галочки, чтобы создать видимость консультаций с бизнесом, нас такая система работы не устраивает, — говорят в комитете РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО. — Такая ситуация сохраняется, несмотря на подписанное в 2011 году соглашение между Минэкономразвития и бизнес-ассоциациями, по которому все нормативные акты должны обсуждаться с бизнесом. Но этот механизм до сих пор не работает.
В «Деловой России» говорят, что были очень огорчены, увидев этот документ, поскольку декларируется одно, на практике получается совсем другое.
— Изначально и ФТС, и министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин объявляли, что эти поправки направлены на упрощение таможенного оформления, на сокращение времени, но ничего этого мы не увидели, — говорит эксперт комитета «Деловой России» по внешнеэкономической деятельности и таможенной политике Марина Лякишева. — Более того, в документе множество отсылочных норм на национальное законодательство, хотя главной идеей было их сокращение и максимальная унификация. В реальности наблюдается совершенно обратный процесс.
Околотаможенный бизнес попал в план
Лякишева добавляет, что поправки максимально расширяют возможности таможенного контроля.
— Расширяется обвинительная направленность деятельности таможенных органов в отношении участников ВЭД и физических лиц, — говорит Марина Лякишева. — Система управления рисками, которая применяется ФТС для контроля грузов, и сейчас вызывает много вопросов. Она непрозрачна, не работает автоматически, а зависит от решения того или иного инспектора. Поправки приведут к усилению коррупционной составляющей.
Так, согласно поправкам в ст. 127–129 ТК ТС, проверкам будут подвергать не только декларантов, но и участников околотаможенного бизнеса, предоставляющих услуги временного хранения, услуги оформления, представителей, а также физических лиц. Этот бизнес включен в число «объектов анализа рисков».
— На сегодняшний день система управления рисками, применяемая таможенниками, неэффективна, и неопределенность всех пугает, — согласен председатель комитета «Опоры России» по внешнеэкономической деятельности и таможне Леонид Лозбенко.
О 15 минутах можно не вспоминать
Вторая претензия бизнес-ассоциаций к документу — в том, что в нем совсем не учтены положения таможенной «дорожной карты», поправки никак не отражают решения руководства России по совершенствованию таможенного администрирования.
По словам президента РСПП Александра Шохина, в нынешних поправках есть целый ряд новелл, которые могут ухудшить ситуацию.
— Сейчас я бы притормозил продвижение поправок с целью применения в них положений принятой правительством «дорожной карты», — говорит Шохин. — И не в режиме эксперимента, а по принципиальному вопросу сокращения до 15 минут времени прохождения таможни при наличии гарантий финансовых институтов и банков. Эту тему сейчас «подвесили».
Как считает Шохин, главный недостаток документа в том, что он не проходил процедуру оценки регулирующего воздействия и готовился без участия бизнеса.
— Разработка Таможенного кодекса и национального закона о таможенном регулировании проходила с участием бизнеса, и то нам пришлось столкнуться с многочисленными попытками ввести в российское законодательство более жесткие нормы, нежели те, которые прописаны в ТК, — говорит Шохин.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.