Электронный документ пробивает себе путь, но с трудом
На одном из круглых столов, состоявшихся 23 октября в Москве в рамках деловой программы международной выставки «Таможенная служба-2014», обсуждались новации электронного декларирования, предусмотренные Договором о Евразийском экономическом союзе и Таможенным кодексом ЕАЭС.
— ФТС как всегда работает на опережение,- заявила в интервью корреспонденту Tks начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий ФТС России Елена Бормотова. Однако возможность окончательно отказаться от бумажных документов, по словам Елены Бормотовой, возникнет только после того, как вступит в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, будут утверждены единые перечни общих процессов, предусмотренные Решением Коллегии ЕЭК от 12.11.2014 № 260 и заработает механизм единого окна.
Замначальника отдела департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Алексей Гавричев обозначил основные отличия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза, в области таможенного декларирования. Одной из наиболее важных новаций является норма, устанавливающая приоритет и первичность электронного документа по сравнению с бумажным. Если согласно действующему кодексу «таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах» (статья 179), то в ТК ЕАЭС эта норма изложена иначе: «таможенное декларирование товаров производится в электронной форме» и лишь в ряде случаев «может производиться в письменной форме» (статья 74).
Правда, к этому ряду случаев относится и помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, зато в качестве электронного вида письменной транзитной декларации разрешено использовать предварительную информацию (статья 79), что должно несколько облегчить жизнь участникам ВЭД, поскольку в соответствии с той же статьей «подача письменной таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу ее электронного вида». Кстати, что касается предварительного информирования, в новом кодексе наконец законодательно закреплено право таможни передавать предварительную информацию другим контролирующим органам.
Резюмируя обзор положений ТК ЕАЭС, замдиректора департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Людмила Кузьмич подчеркнула, что его основная революционность заключается, во-первых, в введении электронного документооборота, а во-вторых, в том, что при подаче декларации на товары в электронном виде таможенному органу должны представляться только электронные таможенныедокументы, то есть комплект документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ (сопроводительные, коммерческие, разрешительные и т.д.), не надо будет предъявлять, поскольку в декларации на них есть ссылки и инспектор сам все проверит, обратившись к информационным базам соответствующих госорганов.
Частично этот подход применяется уже сегодня, о чем рассказала начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий ФТС России Елена Бормотова. Суть его в том, что таможенный инспектор принимает решение на основании сведений, самостоятельно полученных им из базы данных соответствующего ведомства. На этапе таможенного декларирования алгоритм такой: когда инспектор получает на проверку декларацию на товары, по реквизитам и номеру указанного в ней разрешительного документа автоматически формируется электронный запрос в информационную систему соответствующего федерального органа исполнительной власти и оттуда автоматически приходит ответ.
Когда инспектор доходит до этого вида контроля, он проводит сверку и принимает решение о наличии или отсутствии сертификата либо лицензии. «В настоящее время таможенники имеют технологические карты межведомственного взаимодействия со всеми 25 задействованными в процессе контроля ВЭД госорганами. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня Федеральной таможенной службой реализован российский уникальный проект, когда путем организации информационного обмена создано единое информационное пространство разрешительных документов», – констатирует Елена Бормотова.
Однако на практике бизнес пока не очень ощутил выгоды от реализации этого проекта, по крайней мере в отношении товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному или санитарно-карантинному контролю, составляющих, к слову сказать, примерно треть всего импорта. Здесь основная проблема в том, что представители данных надзорных служб невзирая на статус «электронного декларирования» требуют документы в бумажном виде (например, оригинал коносамента), отказываясь признавать оригиналом электронный документ. Получение бумажных версий и представление их сотрудникам соответствующих ведомств сильно задерживает оформление.
Отвечая на вопрос корреспондента Tks.ru, какие правовые акты нужно принять, чтобы контролирующие органы принимали в качестве оригиналов электронные документы, Людмила Кузьмич сообщила, что необходимая нормативная база для этого уже создана. В Договоре о ЕАЭС введены понятия «электронного документа», «электронного вида документа», «бумажной копии электронного документа» (приложение 3), предусмотрена разработка единых перечней подконтрольных объектов Союза (статьи 56-58, приложение № 12). ЕЭК, наделенная правом на определение форматов и структур любых таможенных документов, сейчас работает над формализацией документов тех органов, которые являются участниками процесса контроля внешнеторговой деятельности, в том числе ветеринаров, фитосанитаров, санитаров и т.п.
Параллельно Комиссия трудится и над более грандиозной задачей – организацией единого документооборота в рамках Союза, для чего необходимо унифицировать и гармонизировать структуру и форматы всех участвующих в нем документов, включая транспортные, ветеринарные, санитарные и т.д. Законодательно такая возможность закреплена в Договоре о Евразийском экономическом союзе, в частности, введено понятие «общего процесса в рамках Союза» – это операции и процедуры, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена (приложение № 3). Кстати, в этом приложении есть интересная формулировка, на которую по идее можно сослаться при отказе контролирующего органа принять электронный документ: «При электронной форме взаимодействия с использованием электронных документов, а также при их обработке в информационных системах соблюдаются следующие принципы: документ не может быть лишен юридической силы на том лишь основании, что он составлен в форме электронного документа (п. 12.3)».
К сожалению, все это – наше прекрасное будущее, а пока многие из выдаваемых 25 госорганами разрешительные документы не формализованы и отсутствуют в электронном виде и нормативная база хотя и создана, но еще не действует. Договор о ЕАЭС вступает в силу с 1 января 2015 года, а ТК ЕАЭС – вообще с 1 июля 2016 года в лучшем случае, если его успеют согласовать. Причем надо учитывать, что теперь согласовывать придется не на троих, а на четверых, а то и на пятерых: со следующего года к Союзу присоединяется Армения и о таком же намерении заявила Киргизия. К тому же, как отметила Елена Бормотова, завершению работы над Таможенным кодексом ЕАЭС препятствует бизнес трех стран, у которого остаются претензии к ряду норм.
Между тем возможность окончательно отказаться от бумажных документов, по словам Елены Бормотовой, возникнет только после того, как все встанет на свои места: вступит в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, будут утверждены единые перечни общих процессов, предусмотренные Решением Коллегии ЕЭК от 12.11.2014 № 260 «Об утверждении перечня приоритетных для реализации общих процессов ТС и ЕЭП», заработает механизм единого окна. Хотя ФТС как всегда работает на опережение.
«Мы не стали ждать, когда новая нормативная база вступит в силу, мы создали некий прототип единого окна – портал «Морской порт», где через интернет все участники могут воспользоваться поданной о морских судах предварительной информацией, и запустили эксперимент в пяти морских портах: Восточный, Владивосток, Усть-Луга, Новороссийск и Калининград, – рассказывает Елена Бормотова. – В течение полугода мы проводили тестирование и убедились, что концептуально организация взаимодействия в морских пунктах пропуска оказалась правильной. Об успешности проекта говорит, например, следующий факт: при расширении пилотной зоны подключиться к эксперименту выразили желание руководители Владивостокского торгового порта, потому что сроки оформления в порту Восточном сократились и туда ушла часть грузов из Владивостока». ФТС намерена в конце года перейти к этапу проведения опытно-конструкторских работ и рассчитывает примерно через год иметь решение уже не портальное (в интернете), а построенное на централизации информационных ресурсов и межведомственного взаимодействия, юридической значимости электронных документов и т.п.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.