Электронные накладные: «испытательный срок» заканчивается – что дальше?
В октябре 2016 года литовская Государственная налоговая инспекция (ГНИ) запустила систему электронной накладной. Прошло два месяца, перевозчики должны были приспособиться к работе с этой системой и перестать выражать своё недовольство нововведением. Но этого не произошло: предприниматели видят в этой системе много недостатков и сомневаются в её пользе. В свою очередь, ГНИ сообщает, что работает над устранением недостатков, и что система так или иначе будет для всех обязательной.
Система электронной накладной направлена на борьбу с теневой экономикой и повышение эффективности налогового учёта. Представители ГНИ утверждают, что система создавалась при участии представителей логистических компаний, замечания которых были приняты во внимание. Между тем представители транспортной отрасли открыто говорят, что электронная накладная – это издевательство, потому что ни одно из высказанных замечаний не было реализовано.
ГНИ постоянно сообщает о работе над недостатками
«Одна из основных проблем заключается в том, что транспортную отрасль вздумалось контролировать не Министерству транспорта и коммуникаций, а Министерству финансов», – говорит Арунас Берташюс, руководитель компании «Rhenus svoris» и вице-президент ассоциации «Lineka». По его словам, на сегодняшний день подобная система используется только в Португалии (если говорить о странах Европейского Союза), и в Португалии её не очень приветствуют.
Антанас Шимялис, руководитель компании «AD REM Transport» и президент Литовской ассоциации логистики, отметил, что многие проблемы возникают из-за того, что Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство финансов между собой общаются недостаточно. Кроме того, выявились некоторые правовые коллизии. Например, работу почты регулирует Закон о почте, поэтому работа компаний, предоставляющих почтовые услуги, основана совершенно на других принципах, нежели изложены в Кодексе дорожного транспорта. Поэтому с точки зрения существующего законодательства почтовые компании не обязаны заранее подавать электронные накладные. «Мы пытались объяснить государственным учреждениям некоторые нелогические аспекты, но, к сожалению, система была создана так, как её запланировали, без учёта наших замечаний», – говорит А. Шимялис.
Эгле Раманаускене, руководитель программы I.MAS (интеллектуальной системой налогового администрирования) признала, что с началом использования подсистемы i.VAZ (электронной накладной) стали выявляться всё новые и новые детали, на которые ГНИ реагирует и старается их изменить. Она подчеркнула, что разработка электронной накладной ещё не завершена – к концу II-го квартала 2017 г. планируется реализовать некоторые функции, которые должны облегчить подачу данных – в электронной накладной появится больше полей с режимом автоматического заполнения, будет создан журнал наиболее часто вводимых данных, будет упрощена процедура оформления электронной накладной (так как будет предъявляться информация о субъектах хозяйствования). В программу также планируется внедрить новые функции – возможность делить накладную на части, отдельно формировать заказ на перевозку, документы по приёму груза к перевозке, документы по доставке груза и т.д.
На сайте ГНИ сообщается, что все замечания пользователей, полученные по адресу imas.klaidos@vmi.lt, администраторы системы анализируют и замеченные ошибки передают на доработку создателям. Можно порадоваться хотя бы тому, что функционирование системы не оставлено на произвол судьбы, однако, разговоры с предпринимателями, к сожалению, не дают повод предполагать, что создатели системы готовы обсуждать принципы её работы.
Функции, не имеющие ничего общего с практикой
А. Шимялис говорит, что для того, чтобы приспособить учётную систему его компании к функциям i.VAZ, ему пришлось потратить примерно 3,3 тыс. евро. Кроме того, администрирование этой системы невозможно организовать без помощи дополнительного персонала. С того времени, как система была запущена, в неё был внесён ряд изменений, о которых публично не сообщалось – к ним тоже пришлось приспосабливаться.
В разговоре о наиболее раздражающих особенностях новой системы А. Берташюс упомянул случаи дублированного отправления электронной накладной, когда автоматическая система передачи данных не успевает «усваивать» меняющуюся текущую информацию. Он также упомянул доверенность, которую грузополучатель должен предоставить грузоотправителю, а грузоотправитель – перевозчику (соответственно, доверенность тоже необходимо внести в систему). «Без доверенности грузоотправителя я не могу декларировать груз. В списке наших клиентов – 900 компаний, руководители которых должны мне дать доверенность. Эта цифра находится за пределами наших возможностей. Я имею ввиду, мы не в состоянии получить на каждый груз отдельную доверенность. Когда мы вносим в систему 30 грузов, один из которых без доверенности (это особенно важно при перевозках сборных грузов), система отклоняет не один груз, а все 30. Когда я сказал, что это абсурд, мне ответили, что моя компания была одной из первых, участвовавших в испытаниях системы, и на этапе тестирования у меня никаких замечаний не было. Государственные служащие так умеют манипулировать словами, что иногда просто нечего сказать в ответ. Я в первый же день испытания системы сказал, что доверенность грузоотправителя – это абсурд. В последствии в течение года я наведывался в ГНИ и другие учреждения и высказывал там свои замечания. Но беседа с бюрократами равносильна беседе с телевизором», – возмущается А. Берташюс.
В ответ на это замечание Э. Раманаускене говорит: «Мы планируем так изменить систему, чтобы тот, кто оформляет декларацию, мог вносить данные в i.MAS без доверенности грузоотправителя – при условии, что в настройках i.MAS грузоотправитель не ограничил это право в отношении других лиц. Мы планируем сделать так, чтобы тому, кто оформляет электронную накладную, не пришлось предъявлять доверенность, и он мог бы подавать данные от имени любого грузоотправителя. Соответственно, если какой-то грузоотправитель захочет ограничить эту возможность в отношении всех остальных лиц, в чьих накладных он выступает в качестве грузоотправителя, он должен будет пометить это в настройках i.MAS. В таком случае мы вернёмся к нынешней системе. Для того, чтобы можно было реализовать эти изменения, в первую очередь необходимо внести изменения в правила пользования системой i.MAS. Мы планируем изменить правила в ближайшее время, поэтому пусть пользователи не удивляются, когда получат сообщение с просьбой ознакомиться с новыми правилами», – говорит руководитель проекта i.MAS.
Другой момент, который приводит транспортников в недоумение – это обязанность предъявлять заранее (кроме прочих данных) маршрут перевозки и номер транспортного средства. В реальных условиях работы и маршрут перевозки, и номер транспортного средства может меняться несколько раз – для тех, кто работает в транспорте, это вполне нормально. «Мы просим, чтобы нам разрешили предъявлять декларации, счета, маршруты, номера транспортных средств по окончании перевозки. Пусть эту информацию анализируют столько времени, сколько вздумается. Но с нами на эту тему просто не говорят», – говорит А. Берташюс.
Э. Раманаускене говорит, что за налогоплательщиками оставлена возможность уточнять данные, указанные в электронной накладной. До отправки груза можно уточнять как данные грузоотправителя, так и данные грузополучателя. В процессе перевозки, пока груз не доставлен получателю, можно уточнять такие данные, как описание груза, количество груза или адрес доставки. В процессе перевозки нельзя уточнять дату и место оформления электронной накладной и данные грузоотправителя. Также следует обратить внимание на то, что данные накладной необходимо уточнять лишь в тех случаях, если в ходе перевозки изменился грузополучатель или адрес доставки груза, или груз не был вывезен с места погрузки вследствие отмены операции. Во всех других случаях уточнять данные необязательно.
Правовая база нуждается в «ремонте»
«Следует отметить, что порядок подачи данных в систему i.VAZ основывается на положениях действующего законодательства и Кодекса дорожного транспорта. Бурные дискуссии в публичном пространстве вызывают именно эти правовые аспекты. На встречах с представителями предпринимателей мы договорились, что в рамках своей компетенции они с актуальными вопросами будут обращаться в Министерство транспорта и коммуникаций и Государственную дорожно-транспортную инспекцию и объяснять специалистам этих учреждений, какие конкретно положения Кодекса дорожного транспорта не соответствуют реальным логистическим процессам, как эти положения можно и нужно изменить», – говорит Э. Раманаускене. По словам представителя ГНИ, инициатива должна исходить от самих предпринимателей и ассоциированных структур, так как это те практики, которые лучше всех могут указать на недостатки в действующем Кодексе дорожного транспорта.
По словам предпринимателей, Кодекс дорожного транспорта – не самый подходящий документ для формирования правил работы системы электронной накладной. По меньшей мере, из-за своего «возраста» – действующий Кодекс был принят примерно двадцать лет тому назад, на сегодняшний день он во многом не отвечает современным требованиям. К сожалению, для того, чтобы его изменить, может понадобиться не один год.
Система в принципе неэффективна?
А. Берташюс уверен, что свою основную функцию – контролировать недобросовестных предпринимателей – система не выполняет. «Если я, не будучи „мастером схем“, могу в течение нескольких минут придумать, как эту систему „обойти“, то те, кто ищет такую возможность умышленно, могут придумать схемы в обход гораздо лучше меня», – рассуждает А. Берташюс. По его словам, на теневой бизнес эта система никак не повлияет, а между тем для добросовестных компаний электронная накладная станет дополнительным административным бременем. «Мне не хватает здорового отношения к здоровым компаниям», – добавляет он.
В ответ на этот упрёк Э. Раманаускене говорит, что соблюдение порядка в системе i.VAZ будет обеспечено с помощью системы i.MAS, так как электронная накладная – это не какая-то одиночная электронная платформа, существующая сама по себе. «Электронная накладная – это подсистема более крупной интеллектуальной системы налогового администрирования. Это модуль по учёту и наблюдению за движением товаров и грузов, предназначенный для налогового мониторинга. Он неизбежно связан с другими подсистемами i.MAS. Если говорить о контроле за нарушениями, то в этом случае необходим комплексный подход к мерам контроля. Если мы будем располагать не только информацией, заложенной в регистре счетов-фактур, в налоговых декларациях, но и данными электронных накладных, мы сможем её анализировать, сравнивать с информацией контрагентов, и если понадобиться – консолидировать действия с другими учреждениями и предпринимать другие меры по определению степени экономического риска», – говорит Э. Раманаускене.
С 2017 года – санкции?
Несмотря на то, что система электронных накладных появилась в октябре нынешнего года, в этом году за неподачу данных налоговый администратор никаких санкций не применял. По словам предпринимателей, в 2017 году ситуация должна измениться. Насколько достоверна эта информация? На этот вопрос Э. Раманаускене ответила довольно уклончиво, утверждая, что в течение испытательного периода компаниям предоставлен дополнительный срок для того, чтобы приспособиться к работе с системой.
«Однако, бизнес должен понимать, что предъявление электронных накладных – это обязанность, установленная законодательными актами. Мы не ставим себе целью наказывать налогоплательщиков, но с другой стороны, мы обязаны обеспечить выполнение требований», –говорит представитель ГНИ. Она добавила, что приоритет будет отдаваться повторному напоминанию об этой обязанности и выяснению причин неподачи информации, так как политика ГНИ заключается в поощрении добровольного исполнения налоговых обязанностей. Такое объяснение наводит на мысль, что компаниям, до сих пор уклонявшимся от подачи электронных накладных, так или иначе придётся работать с этой системой.
А. Шимялис отметил, что одни только санкции не заставят предпринимателей пользоваться этой системой, так как из-за некоторых функциональных решений (или даже правовых аспектов) это будет невозможно. «Я очень надеюсь, что победит здравый смысл, и санкций не будет», – говорит эксперт. А. Шимялис также выразил надежду на то, что фундаментальное решение этих вопросов будет возможно после того, как новый кабинет министров наладит свою работу.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.