Электронная CMR накладная: она есть, но её нет
Перевозчики всё ещё пользуются бумажными CMR накладными, хотя уже сейчас ясно, что бумажный формат не обеспечивает оптимального обмена документами между всеми участниками процесса перевозки. Внедрение системы электронной накладной становится всё более актуальным вопросом, поэтому редакция CargoNews.lt решила помочь перевозчикам разобраться, что же такое электронная CMR накладная.
20-го февраля 2008 г. был подписан дополнительный протокол к CMR Конвенции, касающийся электронной накладной (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь), и сейчас в юридическом плане электронная накладная обладает такой же силой, как и её бумажный вариант. На сегодняшний день протокол об электронной накладной ратифицировали 16 стран (в том числе страны Балтии). Совсем недавно к протоколу присоединились Люксембург, Россия и Турция. Следующей страной может быть Казахстан.
Преимущества и недостатки электронной накладной
В 2015 г. в Литве была опубликована научная статья (с полным содержанием публикации на литовском языке можно ознакомиться здесь), где были рассмотрены преимущества такой накладной в рамках темпов обмена информацией и существенным сокращением производственных затрат.
С другой стороны, у электронной накладной есть и некоторые недостатки. Большинству небольших и средних транспортных компаний это не под силу, поэтому встаёт вопрос о том, чтобы эту услугу предоставляла отдельная специализированная компания. Во-вторых, при перевозках в третьи страны практическое применение электронной CMR накладной иногда бывает невозможным по причине специфических таможенных процедур. Поэтому для начала было бы отлично, если бы единая система заработала хотя бы в Европейском Союзе.
Настало время разобраться, как эта технологическая новинка работает на практике. Как только редакция CargoNews.lt взялась за это дело, выяснилось, что в области применения электронной CMR накладной надо сделать ещё очень многое, в том числе и в Литве.
Электронная накладная уже работает, но не везде
19-го января 2017 г. на испанско-французской границе открылся контрольно-пропускной пункт, на котором некоторое время принимались к оформлению электронные накладные. В то же время эксперимент по применению электронных накладных был успешно проведён в странах Бенилюкса, и в конечном итоге было принято решение начать использовать их для международных перевозок в границах Бенилюкса (а вскоре, как сказано в сообщении IRU, система может заработать в Германии, Италии и Австрии).
https://www.printcmr.com/EN/transfollow-e-cmr
Со стороны государства, например, в Голландии ответственной за проект институцией является Министерство управления инфраструктурными и водными делами, которое разрешило транспортному сектору использовать электронную накладную для перевозок в Бельгию и Люксембург. Ведущим технологическим партнёром стран, обеспечивающим обмен информацией на основе е-CMR, является компания «TransFollow», с генеральным менеджером которой Рене Брюйне (Rene Bruijne) редакции удалось связаться напрямую.
С детальной пошаговой инструкцией (на английском языке), как начать использовать электронную накладную, можно ознакомиться здесь, а ниже представлен ряд любезно предоставленных Р. Брюйне видео, на которых визуально показан механизм функционирования системы е-CMR на практике (включая процесс заполнения электронной накладной с использованием мобильного устройства и специального приложения).
При этом надо ещё раз подчеркнуть, что использовать электронную накладную для международных перевозок пока можно исключительно в границах Бенилюкса (иными словами, например, из Литвы в Бельгию с е-CMR поехать не получится).
Казалось бы, дела продвигаются, но даже в западноевропейском масштабе процесс всё ещё находится всего лишь на начальной стадии. Поэтому неудивительно, что в Литве электронная накладная, когда речь идёт о международных перевозках, не используется. Как сообщили в Таможенном департаменте, литовская таможня не принимает электронные накладные, а когда мы задали вопрос, в чьи обязанности входит внедрение этой системы в Литве, в Таможенном департаменте ответили, что этим занимается Министерство транспорта и коммуникаций. Редакция обратилась в министерство с вопросом: почему, когда протокол об электронной CMR накладной ратифицирован, в Литве всё ещё нет никакого практического результата?
И вот что нам ответили (содержание ответа министерства касательно даты ратификации протокола и количества присоединившихся к нему стран приводится без поправок): «Сообщаем, что 27-го мая 2008 года в Женеве был подписан дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной перевозки грузов, касающийся электронной накладной. Литва, наряду с другими странами (всего 15 стран) ратифицировала этот протокол, однако на практике в большинстве стран, в том числе и в Литве, электронная CMR накладная не работает. Обращаем внимание, что систему электронных накладных разработала и внедрила Государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов Литвы, поэтому Министерство транспорта и коммуникаций считает, что разрабатывать ещё одну аналогичную систему нецелесообразно».
Иными словами, в Литве внедрением системы электронной накладной для международных перевозок никто не занимается потому, что в других странах этот процесс тоже не происходит. Позиция понятна, но хочется отметить, что, как уже говорилось, в странах Бенилюкса система работает – могла бы заработать и в странах Балтии. Также хочется обратить внимание на то, что протокол об электронной CMR накладной был подписан не 27-го мая 2008 года, а 20-го февраля 2008 года. И что на сегодняшний день его ратифицировали не 15, а 16 стран. И что система электронной накладной, разработанная литовской ГНИ, не годится для международных перевозок. Довольно странно, что вопрос об электронных CMR накладных в литовском Министерстве транспорта и коммуникаций находится на таком уровне компетенции и проработки…
Справедливости ради следует отметить, что в Латвии и даже в «продвинутой» в плане информационных технологий Эстонии ситуация ничуть не лучше. Как пояснил представитель эстонского Министерства экономики и коммуникаций, в европейском масштабе электронные накладные до сих пор не применяются в основном из-за несовместимости электронной подписи (т.е., например, эстонцы не могут открыть документы с латвийской электронной подписью и наоборот). Европейская Комиссия и частный сектор пытаются создать в этой области единую платформу, но когда она появится, пока неясно. Интересно то, что, по данным редакции, в России тоже всё проходило по принципу «сначала сделали, а потом подумали». Иными словами, в России тоже никто не проявит энтузиазма к разработке электронной накладной, потому что прозрачность в сфере международных перевозок многим не нужна, кроме того, Россия старается как можно меньше зависеть от IRU (вдруг IRU потребует ввести электронную TIR книжку), так что российской стороной протокол был ратифицирован скорее для видимости, а не для реального применения электронной накладной (ведь президент и премьер-министр страны призывают к модернизации предпринимательства).
***
В заключение можно сказать, что на сегодняшний день электронная CMR накладная является вещью, о которой многие литовские транспортные компании даже не слышали. Те, кто слышал, сказали, что ей не пользуются, и это вполне понятно – электронная накладная всё ещё считается новинкой даже в прогрессивной Европе (что уж говорить о странах СНГ). Однако, как показывает пример Бенилюкса, рано или поздно электронная накладная заменит бумажную, поэтому перевозчики должны «держать руку на пульсе» и быть готовыми к этой перспективе, а государствам Балтии стоит активнее внедрять передовые технологии в сфере грузоперевозок, а не прятать голову в песок.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.