«Чёрные ящики» придут на помощь сотрудникам транспортной инспекции?
Человек, который несколько десятков лет тому назад позволил бы себе произнести что-то подобное на «завтра с семьёй поеду в лес за грибами, но ты можешь мне звонить в любое время», скорее всего, оказался бы в психиатрической больнице. Слава Богу, в технологическом прогрессе произошёл настолько существенный скачок, что сегодня в «красную книгу», как исчезающее явление, можно вносить те транспортные компании, которые не следят за движением своих транспортных средств или не проводят анализ телеметрических данных автомобилей. Но, как говорится, у каждой медали есть обратная сторона. Скрыть такие «грехи» перевозчиков, как превышение максимально допустимой массы или нагрузок на оси, в скором времени будет невозможно.
Оси – предмет из области «высшей математики»
Современные прицепы и полуприцепы – гораздо более сложные транспортные средства, чем может показаться на первый взгляд человеку, знающем о мире перевозок лишь то, что он существует. Для перевозчиков это основные орудия труда (не считая тягача), от качества и функциональности которых зависят результаты деятельности всей транспортной компании. Прекрасно понимая эти истины, производители прицепной техники создали информационные модули (так называемые «чёрные ящики»), которые фиксируют такие данные, как нагрузки на оси и скорость движения транспортного средства. Эти две составляющие оказывают прямое влияние на работу тормозной системы. Визит в ремонтные мастерские начинается со сканирования именно этой информации, так как на основе этой информации механики проводят регулировку подвески, темпов износа шин и расхода топлива.
Рамунас Велавичюс, заместитель директора компании «Transporto studijos», утверждает, что есть много вещей, которые считаются мелочами, и которым во время ремонта полуприцепов не уделяется должное внимание, но именно эти «мелочи» при определённых обстоятельствах могут стать причинами аварийных ситуаций. Например, такая «мелочь», как минимальное отклонение в регулировке тормозного рычага может привести к огромным сбоям эффективности торможения и к неконтролируемому скольжению.
На эти моменты также обратил внимание и Дарюс Скарджюс, руководитель отдела продаж новых полуприцепов в компании «Schmitz Cargobull Baltic». По его словам, информационные модули, установленные на осях, принимают прямое участие в управлении тормозной системой, так как давление в тормозном контуре меняется в зависимости от осевых нагрузок и скорости движения. Если бы этих модулей не было, то максимально погруженный и порожний полуприцеп тормозил бы с одинаковой силой, и в таком случае эффективность торможения была бы далёкой от оптимальной.
Иными словами, производство полуприцепов достигло такого «смарт» уровня, что на основании анализа данных «чёрных ящиков» можно делать довольно точные выводы о стиле вождения и типичных ошибках сидящего в кабине тягача человека.
«Безусловно, нужно учитывать возможные отклонения. Например, скорость движения автомобиля измеряется по скорости вращения кольца ABS. Однако, если шины автомобиля сильно изношены или на автомобиле установлены шины другого размера, чем советует производитель, эта информация будет неточной. С другой стороны, если встанет вопрос, по чьей вине – производителя или водителя – какая-нибудь неисправность усложнила перевозчику жизнь, эти данные всегда помогут найти правильный ответ», – говорит Д. Скарджюс.
Преимущества «доказательной силы»
На вопрос, используются ли данные «чёрных ящиков» полуприцепов при расследовании причин дорожно-транспортных происшествий, собеседник CargoNews.lt ответил, что до сих пор сотрудники правоохранительных органов к производителям полуприцепов (по крайней мере, к «Schmitz Cargobull») не обращались.
«Вероятно, о таких возможностях знают не все сотрудники контролирующих органов. До сих пор криминалисты обращались к нам за помощью только по вопросу идентификации транспортных средств – номер кузова закодирован и в блоке ABS. Конечно, возможности этих информационных модулей намного шире – если их использовать полностью, то ответ на вопрос, почему грузовой автомобиль „не вписался“ в поворот, был бы более точным», –говорит Д. Скарджюс.
Кстати, производители полуприцепов используют различные информационные модули, поэтому внешнее подключение к этим модулям не унифицировано – в каждом отдельном случае нужно другое оборудование. Во всех без исключения случаях гарантировано только «полное взаимопонимание» с компьютером тягача. Данные об эксплуатации полуприцепов новейших моделей руководители транспортных компаний могут анализировать с помощью телеметрии.
Орудие для контролёров?
Может ли случиться так, что возможности информационных модулей полуприцепов в будущем позволят сотрудникам транспортной инспекции отказаться от такого предмета, как мобильные весы? Гинтаутас Рожукас, технический директор в компании «Romasta group», уверяет, что для этого есть все предпосылки.
«Снять эту информацию совсем несложно – если есть компьютер, подключение и необходимое программное обеспечение, снять данные с информационного модуля можно за 15-20 минут, т.е. примерно за такое же время, какое необходимо для взвешивания тяжеловесного состава с 5-ю осями. Другой вопрос, как такая форма контроля будет регламентирована. Насколько я знаю, на сегодняшний день у ГДТИ нет не только технических возможностей, но и чёткого представления, как может или должен меняться механизм контроля, в каких случаях по отношению к информации о когда-то имевших место перегрузах мог бы применяться срок давности и т.д.», – поделился своими размышлениями Г. Рожукас.
Один из руководителей «Romasta group» также заверил, что до тех пор, пока порядок использования подобной информации не установлен, информацию о «грехах» клиентов можно раскрывать только сотрудникам правоохранительных органов, имеющим что-то подобное «ордеру на обыск».
С другой стороны, если возникнут споры по поводу того, не было ли превышения максимально допустимой массы транспортного средства или нагрузок на оси, за выписками информации с «чёрных ящиков», которая может помочь перевозчикам отстоять свою правоту, можно обращаться к представителям производителей полуприцепов или их партнёрам по сервису. Редакция CargoNews.lt писала о случаях, когда при проверке веса транспортного средства между перевозчиками и сотрудниками ГДТИ возникали бурные споры – весы ГДТИ каждый раз показывали неодинаковые результаты. Безусловно, «чёрные ящики» могли бы помочь решить подобные споры без присутствия «человеческого фактора». Однако, есть одно «но» – во время такой проверки «исторических данных» перевозчики должны быть полностью уверены в том, что превышения нагрузок на оси не было в течение последних 6 месяцев, т.е. столько времени, сколько эта информация хранится в «чёрном ящике».
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.