Администрирование страховых случаев в Европе: великобританские особенности и другaя полезная информация

Avarija (9)

Страхование транспортных средств само по себе не является стопроцентной гарантией возмещения ущерба. Даже если мы внимательно изучим условия страхового договора, написанные мелкими буквами, это не значит, что мы никогда не столкнёмся с непредвиденными обстоятельствами, затрудняющими покрытие ущерба, причинённого вследствие ДТП. Что в таких случаях советуют страховщики?

Никто не сомневается, что все, кто читает условия страховых договоров, написанные мелкими буквами, могут считать себя избранниками судьбы. Как правило, у таких людей (и водителей в том числе) проблем со страховыми компаниями не бывает. Однако, кроме внимательного чтения условий договора, у страховщиков есть и другие советы. На вопрос редакции CargoNews.lt, что можно посоветовать водителям, чтобы покрытие страхового ущерба, причинённого в Европе, не вызывало трудностей, Гиедрюс Девейкис, специалист по урегулированию ущерба в компании BTA, предложил вспомнить о видеорегистраторах ( на эту тему редакция CargoNews.lt писала примерно год тому назад. Кроме того, на этот раз он обратил внимание на особенности страхового рынка Великобритании и другие важные, по мнению страховщика, для перевозчиков нюансы.

Европейская специфика: «особенная» Великобритания

Отвечая на вопрос о специфике администрирования страховых случаев в отдельных странах Европейского Союза, Г. Девейкис выделил одну страну – Великобританию. По его словам, иностранным водителям, работающим в этой стране, нужно быть внимательным не только из-за непривычного для нас движения по левой стороне или запутанных кольцевых перекрёстков, но и потому, что процедура разбирательства страховых случаев (ДТП) в Великобритании довольно сложная.

Как правило, дорожно-транспортные происшествия происходят по нескольким причинам: из-за невнимательности водителей-международников при выполнении маневров, из-за усталости водителей, незнания правил дорожного движения или просто недостаточного опыта. Великобритания от других европейских стран отличается тем, что транспорт в этой стране двигается по левой стороне. Как правило, большинство ДТП в Великобритании происходит на запутанных кольцевых перекрёстах или в так называемой «слепой зоне», когда при перестроении в другой ряд водитель не замечает транспортного средства, движущегося с правой стороны от водительской кабины. Несмотря на совершенствование навигационных систем, «слепые зоны» продолжают оставаться серьёзной проблемой, причём «слепые зоны» грузовых автомобилей могут быть огромных размеров.

И это ещё не всё: страховщик утверждает, что выиграть судебное дело в Великобритании очень сложно. Великобританские суды руководствуются прецедентным правом, и очень часто выносят неблагоприятные для иностранных водителей решения основываясь на том, что водитель сидел с левой стороны кабины (т.е. не по правилам, принятым в Великобритании) и поэтому не мог правильно выполнить маневр, или на том, что у водителя в принципе недостаточно опыта для того, чтобы он мог водить автомобиль в Великобритании.

Г. Девейкис обратил внимание на то, что средняя сумма ущерба, причинённого грузовыми автомобилями за пределами Литвы, составляет примерно 2800 евро. Между тем общая сумма ущерба, причинённого грузовым автомобилем в Великобритании, значительно превышает среднеевропейскую, потому что практически в любом деле потерпевшая сторона выдвигает требование возместить не только имущественный, но и неимущественный ущерб. В великобританских судах подобная практика сложилась давно, и суды её твёрдо отстаивают. В настоящее время BTA участвует в деле, где ущерб, причинённый гражданке Великобритании, может составить около 4 млн евро. В ДТП попал молодой и неопытный водитель из литовской транспортной компании.

Замечания и советы великобританских специалистов

В конце 2016 года BTA вместе с «Linava» провела семинар, в котором с докладами о специфике разбирательства страховых случаев в Великобритании выступили сотрудники великобританской страховой компании «Morris Orman Hearle» Nigel Partridge и Clare Taylor. Эксперты обратили внимание литовских перевозчиков на некоторые красноречивые факты и поделились несколькими полезными советами:

–  в Великобритании ежедневно происходит примерно 9 дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых автомобилей из других стран. Треть всех происшествий происходит на магистралях. Иностранные водители грузовых автомобилей попадают в ДТП в 8 раз чаще, чем местные водители. Большинство аварий происходит на магистрали М25;

— в Великобритании очень остро стоит проблема «слепых зон». 76 проц. от общего числа ДТП происходит из-за неправильного или неумелого маневрирования в «слепых зонах». Несмотря на то, что иностранные грузовые автомобили, работающие на территории Великобритании, составляют всего лишь 2 проц., они становятся участниками 33 проц. ДТП, связанных со «слепыми зонами»;

– для того, чтобы иностранные водители не оказались в ловушках «слепых зон», перевозчики должны их надлежащим образом подготовить к поездкам в Великобританию – провести инструктаж насчёт особенностей движения в этой стране, обеспечить грузовые автомобили дополнительными зеркалами и другим оборудованием (специальными камерами, боковыми датчиками для обнаружения препятствий и т.д.), помогающим избежать опасностей «слепых зон».

– если водитель грузового автомобиля попал в ДТП, то вне зависимости от того, кто виноват, водитель обязан сделать фотографии с места происшествия, на которых должно быть видно положение транспортных средств по отношению к дороге, положение участвовавших в ДТП транспортных средств относительно друг друга, картина причинённых повреждений (вплоть до мелких царапин). На фотографиях также должны быть видны лица всех участников ДТП. Кроме того, водитель обязан проверить отчётливость изображений на снимках. Такие «мелочи» помогут помочь в решении спорных ситуаций. Великобританские специалисты привели пример, когда в аварию попали водители двух автомобилей, но несколько месяцев спустя страховая компания получила требование покрыть ущерб, причинённый четырём участникам ДТП, хотя фактически пострадал только один водитель. Доказать, что было иначе, без фотографий практически невозможно. С счастью, великобританские суды в качестве доказательств разрешают использовать не только фотографии, но и записи с видеорегистраторов. Участники ДТП также могут обращаться за помощью в социальные сети.

Отношение к удалению с места происшествия не везде одинаковое

Другой собеседник редакции, адвокат Арнас Палюкенас, обратил внимание на то, что в странах Западной Европы отношение к удалению с места происшествия несколько иное, чем в Литве.

«Во Франции очень часто можно наблюдать за картиной, как водитель ставит свой автомобиль на парковку, нанося царапины и другие мелкие повреждения другим автомобилям. Формально такое действие считается причиной аварии, но водитель спокойно покидает свой автомобиль и уходит. В Литве такое поведение считается удалением с места происшествия. Между тем во Франции никто за водителем не гоняется и его не преследует. Даже если бы кто-то решил сообщить о причинённом ущербе, то страховая компания, в которой застрахован нарушитель, сверила бы номер его автомобиля с номером страхового полиса и покрыла ущерб. Во Франции, в отличие от нас, никому и в голову не придёт наказывать подобного нарушителя огромными штрафами или лишением водительским прав», – говорит адвокат.

Адвокат вспомнил ещё одну историю, когда водитель зарегистрированного в Литве автомобиля в Норвегии был признан виновником дорожно-транспортного происшествия. Вина литовского водителя заключалась в том, что он своим автомобилем поцарапал стоявшие на обочине другие автомобили. В этой ситуации интересно то, что автомобиль литовского водителя был застрахован в компании «Gjensidige» – этот страховщик работает и в Литве, и в Норвегии. «В соответствии с норвежскими правилами, этот страховщик просто бы покрыл ущерб, и на этом дело закончилось. Однако, в литовском страховом договоре было условие о возмещении ущерба в порядке регресса за то, что водитель, якобы, удалился с места происшествия», – говорит А. Палюкенас. В тот раз водителя спасло лишь то, что он сумел собрать доказательства, указывающие, что повреждения на кузове его автомобиля не совпадают с повреждениями на «потерпевших» автомобилях.

Поэтому адвокат советует ни в коем случае не покидать место происшествия, так как за такое действие водителя могут наказать не местные правоохранительные органы, а «своя» страховая компания.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0