Что нужно знать, если вам выставили претензию? Комментарий юриста

Signing legal document

Не сомневаться в качестве услуг можно лишь тогда, когда для этого существуют определённые условия: плотная конкуренция, натурально ведущая к качеству, или принудительные меры контроля. С целью обеспечения качества транспортных услуг, в Конвенции о договоре международной перевозки грузов (CMR Конвенции) утверждена возможность предъявить перевозчику претензию по поводу нанесённого ущерба и потребовать у него компенсацию. Безусловно, претензия не может обрадовать ни одного перевозчика, поэтому для того, чтобы перевозчик мог отреагировать на претензию должным образом (в особенности, в тех случаях, когда претензии являются необоснованными), он обязан знать некоторые важные вещи.

В Конвенции говорится, что перевозчик, не выполнивший свои обязательства, несёт ответственность перед лицом, у которого есть право предъявить претензию по поводу причинённого ущерба. Вряд ли удастся найти перевозчика, который бы никогда не получал претензий от своих контрагентов. Одни претензии бывают обоснованные, другие – нет, потому что субъекты, у которых есть право подавать претензию, нередко пользуются такой возможностью с целью уменьшить свои расходы. Как должен вести себя перевозчик, если он не согласен с предъявленной ему претензией? На этот вопрос отвечает помощник адвоката Елена Цвирко.

В первую очередь юрист обратила внимание на то, что в Конвенции не говорится о порядке и форме предъявления претензий и (или) ответов на них. Однако, в Конвенции говорится о сроках давности предъявления претензий и ответов на них. Поэтому перевозчики, если хотят отвечать на претензии грамотно, без дополнительных санкций со стороны предъявителя и не в ущерб себе, обязаны знать о подобных нюансах.

Кто имеет право подавать претензию, и в каких случаях перевозчик имеет право её отклонить?

По словам Е. Цвирко, в судопроизводстве сложилась практика, согласно которой, претензию в адрес перевозчика может подавать лицо, имеющее право требования. К таким лицам относятся: грузоотправитель; грузополучатель; лицо, которое не выступало ни в качестве отправителя, ни в качестве получателя, но покрыло фактический ущерб; лицо, которое с перевозчиком не было связано договорными обязательствами, но во время перевозки ущерб был причинён его имуществу.

Грузоотправитель или грузополучатель, указанные в CMR накладной, могут быть признаны лицами, не имеющими права требования на возмещение ущерба в том случае, если право собственности на груз принадлежит другому лицу. По словам юриста, такое положение помогает избежать двойного возмещения ущерба. В любом случае, когда грузоотправитель и (или) грузополучатель выставляют перевозчику претензию, они обязаны доказать, что со своей стороны они уже возместили ущерб грузовладельца – тогда, в соответствии с законодательством, это даёт им право потребовать возмещения ущерба у перевозчика. В противном случае, если подобных доказательств со стороны грузоотправителя или грузополучателя нет, перевозчик вправе отклонить претензию.

Перевозчик также вправе отклонить претензию в том случае, если по содержанию претензии невозможно определить, какие в точности требования выдвигаются, и чем они обоснованы. Перед тем, как принять решение об удовлетворении (или неудовлетворении) претензии, перевозчик должен убедиться в её обоснованности, следовательно, претензия должна быть сформулирована надлежащим образом. Тот факт, что форма претензии строго не регламентирована, не означает, что суть претензии может быть изложена абы как – изложение фактов должно быть чётким и последовательным как с точки зрения логики, так и с точки зрения семантики.

Какие сроки отводятся на предъявление претензии?

Другой момент, на который юрист обратила внимание – сроки предъявления претензии. Юрист советует запомнить следующие 5 сроков:

  1. Претензии по поводу внешне заметных повреждений груза должны быть предъявлены не позднее, чем в момент передачи груза в распоряжение грузополучателя (как правило, все оговорки вносятся в CMR накладную);
  2. Претензии по поводу внешне незаметных повреждений груза должны быть предъявлены не позднее, чем в течение 7 рабочих дней с момента передачи груза в распоряжение грузополучателя;
  3. Претензии по поводу несвоевременной доставки груза должны быть предъявлены не позднее, чем в течение 21 дня с момента передачи груза в распоряжение грузополучателя;
  4. Подавать иски в суд (арбитраж) по поводу других требований, вытекающих из правовых отношений, связанных с перевозкой, можно в течение 1 года;
  5. Подавать иски по поводу преднамеренных действий перевозчика или действий, приравниваемых к преднамеренным, можно в течение 3 лет.

Важно знать, что последствия пропущенного срока подачи претензий и (или) исков для каждого контрагента могут быть разными. Например, если пропущен срок подачи претензии по поводу внешне незаметных повреждений груза, считается, что груз был принят грузополучателем в таком состоянии, какое было указано в накладной. В данном случае лицо, пропустившее срок подачи претензии, сможет и в дальнейшем требовать у перевозчика возмещения ущерба, однако, ему придётся доказать, что груз был повреждён в ходе перевозки, и что во время передачи груза в распоряжение грузополучателя установить эти повреждения было невозможно.

Между тем, если пропускается срок подачи претензии по поводу несвоевременной доставки груза (т.е. претензия не предъявляется в течение 21 дня с момента передачи груза в распоряжение грузополучателя), то предъявитель полностью лишается возможности требовать у перевозчика возместить его ущерб.

Есть ли у перевозчика возможность отклонить претензию в письменной форме?

Такая возможность у перевозчика есть. Он может ею воспользоваться, если считает, что какая-то часть содержания претензии не обоснована. В таком случае перевозчик может в письменной форме отклонить всю претензию, или только ту часть, с которой не согласен. В данном случае ему придётся чётко указать причины отклонения претензии. По словам Е. Цвирко, подобное требование в судебной практике связывается с реализацией принципа надлежащего распределения бремени доказательства, так как обязанность доказать факт предъявления ответа на претензию ложится на ту сторону, которая ссылается на этот факт.

Какие документы необходимо предъявить вместе с ответом на претензию?

Юрист обратила внимание на то, что вместе с ответом на претензию перевозчик обязан вернуть предъявителю все приложенные к претензии сопроводительные документы. Претензия может сопровождаться различными документами (накладными, экспортными декларациями, актами сверок задолженностей и пр.), но очень важно, чтобы перевозчик вернул предъявителю счёт-фактуру.

Это необходимо сделать потому, что и в судебной, и в деловой практике сложилось правило, согласно которому считается, что все выставленные и отправленные в адрес плательщика (перевозчика) счета оформлены и предъявлены надлежащим образом, поэтому должны быть оплачены. Если перевозчик не согласен оплатить выставленный ему счёт, он должен его вернуть и в письменной форме объяснить свой отказ принять счёт к оплате, а также высказаться по поводу необоснованности требований контрагента.

В заключение юрист подчеркнула, что все эти правила распространяются только на те отношения, которые регламентируются CMR Конвенцией. Точнее, на ситуации, когда грузоотправитель и грузополучатель находятся на территориях различных стран, одна из которых обязательно должна быть членом Конвенции. Другие вопросы должны решаться в соответствии с национальным или отдельным международным законодательством.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0