Что нужно знать, если вам выставили претензию? Комментарий юриста

Signing legal document

Не сомневаться в качестве услуг можно лишь тогда, когда для этого существуют определённые условия: плотная конкуренция, натурально ведущая к качеству, или принудительные меры контроля. С целью обеспечения качества транспортных услуг, в Конвенции о договоре международной перевозки грузов (CMR Конвенции) утверждена возможность предъявить перевозчику претензию по поводу нанесённого ущерба и потребовать у него компенсацию. Безусловно, претензия не может обрадовать ни одного перевозчика, поэтому для того, чтобы перевозчик мог отреагировать на претензию должным образом (в особенности, в тех случаях, когда претензии являются необоснованными), он обязан знать некоторые важные вещи.

В Конвенции говорится, что перевозчик, не выполнивший свои обязательства, несёт ответственность перед лицом, у которого есть право предъявить претензию по поводу причинённого ущерба. Вряд ли удастся найти перевозчика, который бы никогда не получал претензий от своих контрагентов. Одни претензии бывают обоснованные, другие – нет, потому что субъекты, у которых есть право подавать претензию, нередко пользуются такой возможностью с целью уменьшить свои расходы. Как должен вести себя перевозчик, если он не согласен с предъявленной ему претензией? На этот вопрос отвечает помощник адвоката Елена Цвирко.

В первую очередь юрист обратила внимание на то, что в Конвенции не говорится о порядке и форме предъявления претензий и (или) ответов на них. Однако, в Конвенции говорится о сроках давности предъявления претензий и ответов на них. Поэтому перевозчики, если хотят отвечать на претензии грамотно, без дополнительных санкций со стороны предъявителя и не в ущерб себе, обязаны знать о подобных нюансах.

Кто имеет право подавать претензию, и в каких случаях перевозчик имеет право её отклонить?

По словам Е. Цвирко, в судопроизводстве сложилась практика, согласно которой, претензию в адрес перевозчика может подавать лицо, имеющее право требования. К таким лицам относятся: грузоотправитель; грузополучатель; лицо, которое не выступало ни в качестве отправителя, ни в качестве получателя, но покрыло фактический ущерб; лицо, которое с перевозчиком не было связано договорными обязательствами, но во время перевозки ущерб был причинён его имуществу.

Грузоотправитель или грузополучатель, указанные в CMR накладной, могут быть признаны лицами, не имеющими права требования на возмещение ущерба в том случае, если право собственности на груз принадлежит другому лицу. По словам юриста, такое положение помогает избежать двойного возмещения ущерба. В любом случае, когда грузоотправитель и (или) грузополучатель выставляют перевозчику претензию, они обязаны доказать, что со своей стороны они уже возместили ущерб грузовладельца – тогда, в соответствии с законодательством, это даёт им право потребовать возмещения ущерба у перевозчика. В противном случае, если подобных доказательств со стороны грузоотправителя или грузополучателя нет, перевозчик вправе отклонить претензию.

Перевозчик также вправе отклонить претензию в том случае, если по содержанию претензии невозможно определить, какие в точности требования выдвигаются, и чем они обоснованы. Перед тем, как принять решение об удовлетворении (или неудовлетворении) претензии, перевозчик должен убедиться в её обоснованности, следовательно, претензия должна быть сформулирована надлежащим образом. Тот факт, что форма претензии строго не регламентирована, не означает, что суть претензии может быть изложена абы как – изложение фактов должно быть чётким и последовательным как с точки зрения логики, так и с точки зрения семантики.

Какие сроки отводятся на предъявление претензии?

Другой момент, на который юрист обратила внимание – сроки предъявления претензии. Юрист советует запомнить следующие 5 сроков:

  1. Претензии по поводу внешне заметных повреждений груза должны быть предъявлены не позднее, чем в момент передачи груза в распоряжение грузополучателя (как правило, все оговорки вносятся в CMR накладную);
  2. Претензии по поводу внешне незаметных повреждений груза должны быть предъявлены не позднее, чем в течение 7 рабочих дней с момента передачи груза в распоряжение грузополучателя;
  3. Претензии по поводу несвоевременной доставки груза должны быть предъявлены не позднее, чем в течение 21 дня с момента передачи груза в распоряжение грузополучателя;
  4. Подавать иски в суд (арбитраж) по поводу других требований, вытекающих из правовых отношений, связанных с перевозкой, можно в течение 1 года;
  5. Подавать иски по поводу преднамеренных действий перевозчика или действий, приравниваемых к преднамеренным, можно в течение 3 лет.

Важно знать, что последствия пропущенного срока подачи претензий и (или) исков для каждого контрагента могут быть разными. Например, если пропущен срок подачи претензии по поводу внешне незаметных повреждений груза, считается, что груз был принят грузополучателем в таком состоянии, какое было указано в накладной. В данном случае лицо, пропустившее срок подачи претензии, сможет и в дальнейшем требовать у перевозчика возмещения ущерба, однако, ему придётся доказать, что груз был повреждён в ходе перевозки, и что во время передачи груза в распоряжение грузополучателя установить эти повреждения было невозможно.

Между тем, если пропускается срок подачи претензии по поводу несвоевременной доставки груза (т.е. претензия не предъявляется в течение 21 дня с момента передачи груза в распоряжение грузополучателя), то предъявитель полностью лишается возможности требовать у перевозчика возместить его ущерб.

Есть ли у перевозчика возможность отклонить претензию в письменной форме?

Такая возможность у перевозчика есть. Он может ею воспользоваться, если считает, что какая-то часть содержания претензии не обоснована. В таком случае перевозчик может в письменной форме отклонить всю претензию, или только ту часть, с которой не согласен. В данном случае ему придётся чётко указать причины отклонения претензии. По словам Е. Цвирко, подобное требование в судебной практике связывается с реализацией принципа надлежащего распределения бремени доказательства, так как обязанность доказать факт предъявления ответа на претензию ложится на ту сторону, которая ссылается на этот факт.

Какие документы необходимо предъявить вместе с ответом на претензию?

Юрист обратила внимание на то, что вместе с ответом на претензию перевозчик обязан вернуть предъявителю все приложенные к претензии сопроводительные документы. Претензия может сопровождаться различными документами (накладными, экспортными декларациями, актами сверок задолженностей и пр.), но очень важно, чтобы перевозчик вернул предъявителю счёт-фактуру.

Это необходимо сделать потому, что и в судебной, и в деловой практике сложилось правило, согласно которому считается, что все выставленные и отправленные в адрес плательщика (перевозчика) счета оформлены и предъявлены надлежащим образом, поэтому должны быть оплачены. Если перевозчик не согласен оплатить выставленный ему счёт, он должен его вернуть и в письменной форме объяснить свой отказ принять счёт к оплате, а также высказаться по поводу необоснованности требований контрагента.

В заключение юрист подчеркнула, что все эти правила распространяются только на те отношения, которые регламентируются CMR Конвенцией. Точнее, на ситуации, когда грузоотправитель и грузополучатель находятся на территориях различных стран, одна из которых обязательно должна быть членом Конвенции. Другие вопросы должны решаться в соответствии с национальным или отдельным международным законодательством.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 111
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 52
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 457
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 187
0