Цветочные маршруты: по воздуху, по морю, по земле
Путь цветов от места их взращивания до торгового прилавка – длинный. Очень даже длинный. Вместе с транспортными компаниями продавцы цветочной продукции стремятся к наилучшему результату – чтобы несколько тысяч (или несколько десятков тысяч) километров были преодолены в самые кратчайшие сроки, чтобы во время перевозки цветам пришлось почувствовать наименьшее воздействие окружающей среды.
Как создать цветам идеальные условия?
Принятые к перевозки различные цветы и растения можно разделить на три основные группы: как правило, клиенты заказывают живые срезанные цветы, цветочную продукцию и растения в горшках, а также луковицы и семена. Вся эта деликатная продукция перевозится, в основном, по общим правилам, но у каждой отдельной группы товаров есть свои особенности перевозки. Например, для луковиц и семян самая благоприятная температура – плюс 4 – 10 градусов тепла. Перевозка отдельных видов растений связана и с другими тонкостями, о которых должны знать растениеводы и перевозчики.
Живые срезанные цветы обычно перевозятся при температуре плюс 1 – 8 градусов. Так как живые цветы – скоропортящаяся продукция, планировать её перевозку нужно очень ответственно: задержки на границе (например, накануне дня святого Валентина, 8-го Марта или дня Матери) – это не только потерянная клиентура, но и потерянный доход…Перевозка такой продукции должна выполнятся по кратчайшему маршруту, с минимальными помехами.
Самая низкая температура перевозки (от 0 до 2 градусов тепла) необходима для растений, которые будут высаживаться в грунт. Рассаде и цветочной продукции в горшках необходим не только соответствующий температурный режим, но и уровень влаги и вентиляции.
Поэтому перевозками цветочной продукции занимается далеко не каждый перевозчик – в этом деле нужен не только опыт, но и специально оборудованные транспортные средства. Автомобиль с изотермическим полуприцепом внутри грузового отсека должен поддерживать не только постоянную температуру, но и баланс влаги, а также циркуляцию воздуха (воздух должен циркулировать между всеми цветочными рядами). И совсем неважно, какое время года за бортом автомобиля – жаркое лето или знойная зима.
Сезонность бизнеса
Вайдотас Вайтиекус, руководитель компании «Gelila», вот уже почти двадцать лет занимается перевозками и продажей цветочной продукции. По его словам, весна – самое напряжённое время для продавцов цветочной продукции: «Одновременно с окончанием выпускных вечеров в школах заканчивается первая волна серьёзной работы. Весна богата на праздники – это и 8-е Марта, и день Матери. Весной мы возим цветочную продукцию в Латвию, Эстонию, Финляндию – в этих странах тоже есть праздники, которые невозможно представить без цветов. Наши нагрузки начинаются в конце зимы и заканчиваются чуть ли не в середине лета – тогда в нашей работе наступает короткий период отдыха. В это время работает пять из шести имеющихся у нас рефрижераторов – всем необходимо отдохнуть и приготовиться к осеннему сезону», – говорит собеседник.
Направление – из Голландии
Королевство Нидерландов по праву называется одним из крупнейших мировых центров по производству и продаже цветочной продукции. Аукционы, проводимые в этой стране, привлекают всеобщее внимание. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Амстердам или Роттердам – основные центры по торговле цветочной продукцией – поступают цветы почти со всего мира. «Если говорить о живых срезанных цветах, то машина, например, грузится в Голландии в понедельник, а в среду цветы уже лежат на торговых прилавках. Все стараются как можно быстрее доставить продукцию покупателям. Конечно, если создать цветам благоприятные условия, их можно хранить несколько дней, но розы и герберы – очень „избалованные“ растения, поэтому при их перевозке важен каждый час. В цепочке перевозок цветочной продукции слабых звеньев быть не может –билеты на паромы, на которых наш транспорт отправляется в Финляндию, мы приобретаем заранее. Машины не могут опаздывать», – говорит руководитель «Gelila».
Так как центральный офис компании находится в Клайпеде, компания долгое время пользовалась услугами паромов – из Голландии погруженные автомобили отправлялись в Германию, а оттуда на пароме по Балтийскому морю прибывали в Клайпеду. Однако удобный рейс на переправе в Мукране был отменён, поэтому в настоящее время перевозчикам приходится ехать почти 2000 км по польским дорогам.
«Gelila», в отличие от других литовских компаний, торгующих цветочной продукцией, привозит цветы не один, а два раза в неделю, поэтому машины, которые погрузились в Голландии в пятницу, отправляются в Литву на пароме (в этом случае водителю нужно проехать 700 км), а машины, которые грузятся в Голландии в начале недели, едут через Польшу: «В такие рейсы отправляются двое водителей – мы не можем задерживаться, поэтому водители работают посменно, чтобы груз как можно раньше оказался на нашем складе, а оттуда отправился в торговые точки. В нашем деле все должны работать очень слаженно. Мы не гоняемся за самой низкой ценой – нам нужна самая лучшая, а не самая дешёвая услуга, поэтому мы работаем только с теми партнёрами, у которых репутация безупречная», – поделился тонкостями бизнеса В. Вайтиекус.
Европейский бюрократизм уменьшился
До вступления Литвы в Европейский Союз, компании «Gelila» довольно часто приходилось сталкиваться с лицами, ответственными за проверку фитосанитарных разрешений. В настоящее время достаточно пройти проверку голландских контролёров – продукция, которую перевозит «Gelila», за пределы ЕС, как правило, не попадает, поэтому проверок стало намного меньше. Тем не менее, компания разработала свои внутренние схемы контроля — в них предусмотрены карантинные меры, так как вместе с цветами может быть «импортирован» какой-нибудь очаг заражения. «Сейчас работать стало намного легче. От развития в восточном направлении мы отказались: попробовали везти цветы в Россию, наши попытки не оправдались, поэтому мы остановились на проработанных маршрутах – работаем в Литве и на рынках стран, находящихся севернее от Литвы», – говорит собеседник CargoNews.lt.
Растёт число желающих заниматься перевозками цветочной продукции
Компания «Elspeda» занимается перевозками 23 года. В распоряжении компании находится 80 автомобилей, приспособленных к перевозке грузов с температурным режимом. Поддерживать необходимую температуру и уровень влаги нужно не только при перевозках цветочной продукции. Различные категории продуктов питания, фрукты, овощи, грибы – это только часть продукции, на которую температурные колебания оказывают отрицательное воздействие.
«Несколько лет тому назад транспортные компании, которые могли предложить технику, соответствующую требованиям перевозки цветочной продукции, можно было пересчитать по пальцам. Мы знали своих коллег и конкурентов. Сейчас подобные услуги предлагают 20 или 30 компаний. Все стараются найти заказы, так как грузопоток резко сократился. Мы возили и возим не только в крупные города России. Наши грузы отправляются в Казахстан, наши машины можно заметить далеко за пределами Москвы. Если кто-то думает, что перевозка таких грузов – с очень строгими условиями контракта – очень прибыльное дело, то он ошибается. Сейчас все перевозчики направляются на восток только потому, что как-то нужно выжить. О прибыли я не хочу даже говорить – мы просто стараемся удержаться в бизнесе. Цветочную продукцию мы возим не только из Голландии – у нас были погрузки в столице Латвии, в других городах. Поскольку на российском рынке и рынках других восточных стран мы работаем не первый год, могу сказать, что особых проблем с разрешениями на перевозку таких грузов нет – требования элементарные, никаких секретов нет. Просто всё нужно выполнять очень точно, вовремя и в надлежащем порядке. Мы надеемся, что грузопоток опять возрастёт», – говорит замдиректора «Elspeda» Тадас Валецкас.
В Шяуляй – на самолёте
Четыре года тому назад в Шяуляйском аэропорту приземлились два самолёта «Boeing-747», на борту которых находился груз цветочной продукции из Израиля. Цветы были срезаны буквально несколько часов тому назад, в то время считалось, что воздушные перевозки цветочной продукции занимают не более суток. Оперативность – это хорошо, но такая перевозка неизбежно сопровождается процедурами контроля.
На месте прибытия груза специалисты литовской фитосанитарной службы проверяют грузодокументы и берут для пробы несколько коробок с цветами. Цветы должны отогреться, одновременно с цветами отогревается и оживает вся живность, которая «составила компанию» цветам в течение перевозки. Некоторые обитающие в Израиле жуки и насекомые довольно опасны – директивы ЕС запрещают их ввоз, поэтому контроль фитосанитарной службы необходим и неизбежен.
Руководство Шяуляйского аэропорта надеется, что новый терминал, который начнёт свою работу в ближайшее время, станет привлекательным и для импортёров, и для перевозчиков. Два упомянутых «Boeing» революцию не произвели – с тех пор самолёты с грузом цветочной продукции в Шяуляйском аэропорту больше не приземлялись, хотя других самолётов было много. Новый терминал позволит принимать не только цветочную продукцию – на терминале можно будет удобно и быстро перегружать другую скоропортящуюся продукцию.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.