Фуры умнеют, хорошеют и …дорожают

DSCN3955

Весна для большинства ведущих брендов автопрома – время представить флагман нового сезона, а также общую тенденцию технических разработок компании. К примеру, шведская Scania взяла курс на гибридное топливо (смесь растительного масла и дизеля) для городских «челноков», бельгийский DAF продолжит совершенствовать рефрижераторы, немецкий Daimler испытывает опытные образцы полуавтономных грузовиков, которые позволят водителю отпускать руль и педали на автотрассе. Но это скорее экзотика, а для работы перевозчику нужно знать «новичков» на рынке в лицо и поименно.

Эко-стандарт – как линия фронта

Возьмем на рассмотрение модели флагманов, начиная с 2014 года. Как раз тогда ввели эко-стандарт Евро-6, допустимый уровень NOx снизился на 80 %, и достиг 0,4 г/кВч, а уровень мелких частиц снизился на половину (на данный момент допустимый уровень составляет 0,01г/кВч). Специалисты в этих цифрах видят не только нормы выхлопа, но и последующие непредвиденные расходы и финансовые потрясения в логистике. В автосалонах уверяют, что по техническим условиям и себестоимости тягачи пятого стандарта от шестого не слишком отличаются. Тем временем на рынке подержанных машин все обладатели стандарта Евро 5 подешевели ощутимо, при равной мощности одна и та же модель «пятерки» в полтора раза дешевле «шестерки». Тот же тягач Renault Premium 440 2013 года выпуска можно купить за 20 000 евро, за похожий (производства 2014 г.) с Евро 6 придется заплатить порядка 35 тысяч евро – и это еще, скажем, бюджетный вариант. Причина ясная – эко-стандарт как фронтовая линия разделил автопарк компаний-перевозчиков, на Запад едут лишь «шестерки» – «пятерки» едут на Восток. Осталось выяснить, откуда эта разница берется.

Евро 6: какими средствами оправдывают цель

Рассмотрим главные различия и разработки лидеров грузового автопрома. Для достижения целей стандарта Евро 6 различные производители использовали аккумуляторные топливные системы, SCR(рециркуляция выхлопных газов), фильтр для мелких частиц сажи и SCR (катализатор селективного восстановления) – как правило, в сочетании этих элементов. Однако, некоторые предпочли выделиться. Iveco, например, отдали предпочтение только SCR. MAN, в свою очередь, оборудовал свои грузовики системой EGR, но также обзавёлся двойным турбонаддувом. К чему такая избирательность и отчего бы не внедрить весь комплекс средств очистки выхлопа? Ответ простой – каждый дополнительный элемент добавляет к конструкции автомобиля дополнительный вес и, соответственно, отбирает часть грузоподъемности, а вместе с ней часть заработка перевозчика. Есть и другой немаловажный аспект у каждой новой разработки – цена конечного изделия растет пропорционально техническим усовершенствованиям. А так как их не очень-то замеришь, кажется, что аппетит у заграничных брендов растет неадекватно и неоправданно.

За что мы платим

Модель DAF XF 460 Евро 6 больше своей предшественницы: перепланированная кабина 2,25 м в высоту под крышей даже на взгляд имеет больший объём. При этом двигатель издаёт меньше шума и в комплектации более прогрессивный акселератор, то есть, более мягкое увеличение мощности. Кроме того, турбо тормоз двигателя является преимуществом, как и функция помощи при экстренном торможении. А главный недостаток модели — это её вес, на 90 кг больше, чем модель Евро5.

Iveco Eurocargo – малотоннажный грузовик для города – решили производить без EGR, который снижает выбросы оксида азота, но сильно укрупняет твердые частицы, из-за них мощность двигателя снижается и возрастает вероятность его поломки – а это приведет к расходам, сравнимым с покупкой нового движка. К тому же выбор «SCR Only » (без EGR) накручивает потребление AdBlue (в сравнении с аналогичными моделями у конкурентов), то есть, растут расходы на эксплуатацию.

Напомним, что AdBlue – это раствор технически чистой мочевины (32,5%) в деминерализованной воде (67,5%). Eго используют в процессе химической нейтрализации вредной окиси азота (SCR). Использование AdBlue позволяет дизельным двигателям достигать уровня требований экологических нормативов Евро 4, Евро 5 и Евро 6. Знал бы известный режиссер Георгий Данелия, что вкладывая в биографию героя «Джентльменов удачи» разбавленный мочой бензин, он практически предвидел будущее автопрома!

MAN сделал выбор в пользу системы подачи топлива «common-rail» (аккумуляторная топливная система), двойного турбонаддува, EGR охлаждения, SCR и фильтра для мелких частиц. Двойной турбонаддув дает перенасыщение паров горючего, что позволяет сохранить высокую эффективность на каждом диапазоне оборотов двигателя. Кабина комфортабельная, но имеет не очень удачную эргономику в связи с расположением кнопок управления на панели.

Mercedes Actros стандарта Евро 6 оснащен турбонаддувом с изменяемой геометрией, он увеличивает мощность на низких оборотах. Одновременно система подачи топлива X Pulse даёт более ощутимую мощность при низком потреблении горючего. Actros гордится эффективным тормозом двигателя, но страдает избыточным весом и высоким уровнем шума. Главной же инновацией для нового Actros немцы считают систему связи бортового компьютера и GPS, что позволяет адаптировать скорость к рельефу местности.

Подобная система внедрена и на Renault Premium 440. Каждый подъем и спуск на трассе виден со спутника, компьютер сам выберет скорость движения на подъеме и вовремя отключится при спуске вниз. Так же он видит скорость ближайших машин в потоке и сам держит нужную дистанцию – дело водителя лишь направление держать. Эко-стандарт обеспечивает EGR без системы охлаждения, что позволяет увеличить температуру выхлопных газов для оптимизации их переработки системой SCR. Общий эффект – 5% экономии топлива, в том числе за счет улучшения лобовой обтекаемости кабины.

Переведем проценты в евро

Лидеры автопрома подсчитали, что с повышением эко-стандарта до Евро 6 удалось снизить не только загрязнение окружающей среды, но и потребление топлива: от 2 до 6% по сравнению с грузовиками стандарта Евро-5. Но эти успехи также имеют свою цену – новые грузовики как минимум на 10% дороже своих предшественников. Правда, расходы на обслуживание остались без изменений, а качество технических элементов позволяет рассчитывать на более долгий срок службы. При постоянной эксплуатации каждый процент снижения расхода горючего дает порядка 500 евро экономии в год. Все это перевозчик должен уметь сложить и перемножить в уме, когда придет в салон выбирать новую «рабочую лошадку».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 102
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 185
0