Утверждён порядок использования разрешений для иностранных перевозчиков – почему важно?

dozvoly

Некоторое время назад министр транспорта Литвы утвердил порядок заполнения и использования разрешений для иностранных перевозчиков. Литовские перевозчики долго добивались этого. Редакция «Cargonews» решила выяснить, в чём польза принятого решения для автотранспортного сектора Литвы.

Мы попросили прокомментировать ситуацию Союз перевозчиков Литвы (СПЛ), который принимал участие в подготовке правил, а после их утверждения написал: «Этот порядок создаст возможности для того, чтобы уравнять конкурентные условия для литовских и иностранных перевозчиков. Литва сможет применять ограничения на деятельность иностранцев, которые применялись в отношении наших перевозчиков в других странах».

Указ и его реализация

Как нам пояснили в СПЛ: «В Литве не было правового акта, регламентирующего заполнение и использование разрешений, и у контролирующих органов не было необходимого правового инструмента. СПЛ представил Минтрансу свои замечания и предложения касательно присланного для согласования проекта порядка. Минтранс учёл все наши предложения, и мы довольны принятым документом. Регламентированы возможные ограничения на использование разрешений, которые смогут применяться в отношении каждой отдельно взятой страны в соответствии с принципом «зеркальности», в чём заключалась суть наших предложений».

В этой связи одним из ключевых является 15 пункт порядка, в котором сказано, что «двусторонние и общие разрешения могут иметь ограничения, дополнительные условия или оговорки», а также 17 пункт порядка, который гласит: «Различные дополнительные условия использования разрешений или связанные с этим исключения могут быть установлены в протоколах заседаний совместных комиссий, организованных на основании соответствующих межгосударственных договорённостей Литовской Республики с иностранными государствами, а также иными способами переписки с иностранным государством в тех случаях, когда обмен разрешениями происходит при отсутствии подписанных межгосударственных договорённостей».

Чтобы было понятнее, в Литовской администрации транспортной безопасности (ЛАТБ) нам пояснили, что в соответствии с пунктом 17 нового порядка, сначала другая страна на заседании совместной комиссии или в ходе межгосударственной переписки с ней информируется о введении Литвой для её перевозчиков определённых связанных с разрешениями ограничений, а затем печатаются литовские разрешения с текстом введённых ограничений, которые передаются соответствующей институции этой страны, ответственной за выдачу разрешений своим перевозчикам.

В данном контексте возникает вопрос – с какими проблемами, связанными с обменом разрешениями и их использованием в других странах, сталкиваются литовские перевозчики?

Проблемы литовских перевозчиков с другими странами

СПЛ провёл опрос. В итоге: «Больше 73% респондентов высказались за то, чтобы каждый год квоты разрешений для иностранных государств устанавливались на паритетной основе и с учётом реальных потребностей литовских перевозчиков. Больше 51% участников опроса высказались за то, чтобы обмен дополнительными разрешениями в течение года происходил только тогда, когда литовским перевозчикам не хватает разрешений. В то же время только половина участников опроса подтвердила, что сейчас для перевозчиков Литвы и других стран созданы равные условия использования разрешений, и целых 88,5% опрошенных высказались за то, чтобы условия использования разрешений устанавливались в соответствии с принципом «зеркальности» – то есть, были абсолютно одинаковыми для перевозчиков Литвы и иностранного государства» (подробнее результаты опроса, в том числе по конкретным странам – здесь).

Если говорить конкретнее, то, как нам отметили в СПЛ: «Самая большая диспропорция с разрешениями в последние несколько лет была с Россией. В этом году то же самое с Казахстаном. Мы полученные разрешения не используем, а они всё просят дополнительные. Та же ситуация и с другими не входящими в ЕС странами, которые всё просят дополнительные разрешения на этот год, а литовские перевозчики не используют квоту».

Например, в середине этого года появилась информация (подробнее – здесь и здесь) о том, что Казахстан попросил на этот год дополнительно 5000 общих разрешений и 2000 трёхсторонних, Киргизия – 600 общих разрешений и 80 трёхсторонних, Таджикистан – 400 общих и 200 трёхсторонних, Грузия – 350 трёхсторонних (ниже в таблице 1 можно посмотреть, сколько и каких литовских разрешений эти страны получили на этот год). Также в этой связи нельзя не упомянуть Узбекистан, который попросил на этот год дополнительно 1500 трёхсторонних и 1500 транзитных разрешений.

Как отметил глава комитета «Linava» по внешним связям Олег Тарасов: «Самая большая проблема, на мой взгляд, с Узбекистаном. Мы имеем либерализацию в двусторонних перевозках [литовским и узбекским перевозчикам на основании договорённости между странами не нужны двусторонние разрешения, а дальше, как «Cargonews» сообщили в Минтрансе Литвы, каждая страна получает 3000 разрешений и в пределах этой суммы может выбрать, сколько и каких разрешений ей нужно – выбор стран можно найти ниже в таблицах]. По сути, узбеки забрали у нас рынок. Поэтому я предлагаю ввести двусторонние разрешения на перевозку».

При этом, литовские перевозчики, как показывает информация от ЛАТБ на 3 октября этого года, полученные от вышеупомянутых стран на этот год разрешения до сих пор не использовали (таблица 2).

tablica_leidimai_ru-page0001

Таким образом, как и говорят литовские перевозчики, в случае отдельных восточных стран ключевыми зачастую являются слова «просят дополнительно» (и это уже в середине года), а в случае Литвы – «не использовали». А есть ещё и другие страны…

Что касается примеров дискриминации, то, как нам уточнили в СПЛ: «Из-за разного порядка использования разрешений наши перевозчики больше всего дискриминируются в России и Казахстане. Эти страны своими национальными законами вводят разные ограничения на использование разрешений, а для их перевозчиков такие ограничения в Литве до последнего времени не действовали. Пример – вводится понятие груза «третьих стран», и Россия и Казахстан не разрешают везти их из Литвы с двусторонним разрешением, требуя трёхстороннее. В Литве до последнего времени такого не было, в результате чего перевозчики этих стран находились в более благоприятном конкурентном положении».

Также специфичная система использования разрешений у Турции (подробнее – здесь). В связи с этим один перевозчик предложил: «Турецким перевозчикам (если в смешанной комиссии не будет достигнута договорённость об одинаковых условиях) надо запретить грузиться на литовских таможенных складах без специального разрешения и ввозить в Литву грузы третьих стран с трёхсторонним разрешением, а также ввести новый вид разрешений для пустых транспортных средств».

Что важно дальше?

Далее значимы два момента. Первый – вскоре будет решаться вопрос с обменом разрешениями на следующий год. В этой связи литовским перевозчикам важно единогласно и максимально чётко донести до Минтранса, чего они хотят с точки зрения обмена разрешениями с другими странами и возможного введения для их перевозчиков каких-то ограничений. Ситуация в данном случае неоднозначная из-за странной позиции «Linava» (подробнее об этом – здесь). В то же время, как нам сказали в СПЛ: «Надеемся на то, что Минтранс учтёт мнение перевозчиков и на переговорах с иностранными государствами будет добиваться паритета при установлении квоты разрешений. Также мы надеемся на то, что при обмене разрешениями на следующий год литовские перевозчики больше не будут подвергаться дискриминации из-за ограничений на использование различных разрешений в некоторых государствах и разных трактовок. Порядок позволит применять к иностранным перевозчикам аналогичные условия использования разрешений в зависимости от того, какие требования предъявляются в соответствующем зарубежном государстве к нашим перевозчикам».

Пока вышло так, что различные страны получили дополнительные двусторонние разрешения на этот год: Казахстан – 3000, Киргизия – 120, Таджикистан – 85, Грузия и Азербайджан – по 100. Как нам учточнили в Минтрансе Литвы: «Минтранс, получив просьбы третьих стран предоставить перевозчикам дополнительные разрешения, предлагает компетентным институциям предварительно обсудить этот вопрос на уровне бизнеса двух стран, то есть, провести B2B (англ. business to business) консультации. Затем, в установленном порядке организации двусторонних переговоров по поводу разрешений между Минтрансом Литвы и компетентными институциями иностранных государств, проводятся координационные совещания с представителями ассоциаций литовских перевозчиков, в ходе которых принимаются предложения по вопросам обмена разрешениями. В тех случаях, когда у Литвы нет потребности в обмене дополнительными разрешениями, но такой обмен может поспособствовать росту двусторонних экономических связей или предоставляемых логистическим и экспедиторским сектором Литвы услуг, иностранному государству дополнительно могут быть переданы только двусторонние разрешения [выделено «Cargonews»]».

При этом надо отметить, что «Linava» выразила сожаление по поводу того, что Узбекистан просил, но не получил на этот год дополнительные разрешения. По мнению Ассоциации, в результате Литва потеряет несколько десятков миллионов евро из-за уменьшения транзита (которые получат Латвия и Польша), и пострадает её статус транзитной страны. Может оно и так, но одновременно такая благожелательная позиция «Linava» по отношению к Узбекистану вызывает вопросы с учётом того, о чём говорил О. Тарасов. Возможно, это как-то связано с сотрудничеством Ассоциации с узбекской стороной в сфере трудоустройства в Литве узбекских водителей, которым активно занимается её генеральный секретарь Зенонас Буйвидас и секретарь по инновациям и транспортной политике Андрюс Бурба.

И тут нельзя не сказать о том, что через некоторое время после появления позиции «Linava» по Узбекистану с публичной критикой на неё на своём сайте обрушился не кто-нибудь, а Минтранс Литвы. Вице-министр транспорта Лорета Маскалёвене заявила: «Если ассоциацию «Linava» не удовлетворяет консолидированная позиция, согласованная со всеми ассоциациями перевозчиков Литвы, просим «Linava» не вводить общественность в заблуждение (…). От представителей ассоциаций перевозчиков Литвы ожидаем, что они представляют интересы литовских, а не иностранных перевозчиков». Это получается, что Минтранс Литвы намекает на то, что «Linava» лоббирует интересы иностранных перевозчиков? Ассоциация на это ничего не ответила.

В то же время Л. Маскалёвене сообщила о том, что Литва вводит новый вид разрешений – терминальные разрешения, суть которых в частности в том, что иностранные перевозчики (например, казахские) смогут по ним привозить грузы на литовские терминалы, откуда их будут забирать литовские перевозчики для дальнейшей транспортировки. По словам секретаря СПЛ по транспортной политике Гинтаутаса Рамаслаускаса: «Это очень хорошее решение, которое усилит позиции Литвы на переговорах по обмену разрешениями с другими странами и поможет уравнять условия конкуренции с иностранными перевозчиками. Например, Казахстан не разрешает литовским перевозчикам везти грузы из третьих стран с литовских терминалов к себе по двусторонним разрешениям. Если он не изменит свой подход, Литва сможет не дать ему терминальные разрешения, а предоставить только двусторонние разрешения, позволяющие перевозить только товары литовского происхождения».

Второй момент – выполнение утверждённых требований в Литве. Как отметили в СПЛ: «Сейчас надо сделать так, чтобы положения нового порядка были должным образом реализованы. Для этого необходим адекватный контроль за использованием разрешений на литовских дорогах. Надеемся на то, что ЛАТБ, получив хороший правовой инструмент для осуществления контроля, сможет гарантировать должный объём контроля».

В этой связи мы обратились в ЛАТБ с просьбой рассказать, как удаётся применять новый порядок. Там в середине сентября нам сообщили: «Проводим проверки в соответствии с этим порядком с 1 сентября. Было проверено 32 грузовых транспортных средства, зарегистрированных в третьих странах. Выявлено одно нарушение, когда казахстанский перевозчик перевозил груз без разрешения. Основной эффект этого порядка проявится в 2023 г., так как он предусматривает возможность применения ограничений в отношении других стран, если они применяют аналогичные ограничения в отношении Литвы. А переданы другим странам разрешения с ограничениями будут только в следующем году, потому что обмен разрешениями на этот год уже произошёл в начале года, когда этот новый порядок ещё не действовал».

Здесь также можно добавить, что с 01.02.2022 в Литве действует порядок, связанный с использованием электронных виньеток, в соответствии с которым иностранные перевозчики при приобретении электронной виньетки должны указать номер имеющегося у них разрешения и его тип. Это помогает лучше контролировать то, как они используют разрешения. Однако в то же время в ЛАТБ отметили, что «сейчас такая фиксация фактически происходит при покупке виньетки онлайн, а с заправками проблема — из-за технических возможностей на заправке нет возможности внесения информации о разрешении, но по этому вопросу ведётся интенсивная работа, и в будущем эта проблема будет решена». Будем надеяться.

Наконец, мы попросили оценить новый порядок специализирующегося на транспортном праве юриста адвокатской конторы VERUM Миндаугаса Шимкунаса. Он отметил: «Указ вступил в силу совсем недавно. Пока каких-то особо спорных положений я в нём не вижу. Всё станет ясно в процессе реализации правового акта (например, в зависимости от того, как у перевозчиков будет получаться заполнять разрешения, использовать их, не путаться в разрешениях для перевозок разных видов и т.п., а также от того, как ЛАТБ будет администрировать данный указ). Поэтому давайте посмотрим, какой будет практика применения указа».

***

Обобщая, можно сказать, что литовские перевозчики давно хотели получить юридический инструмент, который помог бы им добиться того, чтобы другие страны не дискриминировали их в области системы разрешений. Указ министра транспорта Литвы позволит применять к иностранным перевозчикам зеркальные меры. Однако проблема в том, что Минтранс в этой сфере действует, реагируя на позицию литовских перевозчиков, а она не всегда последовательна и едина. Кроме того, пока открытым остаётся вопрос, сколь эффективно ЛАТБ будет следить за тем, как иностранные перевозчики соблюдают новые требования (литовские перевозчики часто обвиняют организацию в недостаточно активном контроле иностранных коллег). Таким образом, только практика (в первую очередь, следующий год) покажет, улучшит ли новый порядок для литовских перевозчиков условия конкуренции с перевозчиками других стран или нет.

P.S. 9 ноября на съезде СПЛ была возможность задать Л. Маскалёвене несколько прямых вопросов о разрешениях. Она рассказала о том, что в настоящее время ведутся напряжённые переговоры об обмене разрешениями со странами Центральной Азии, которые были удивлены более жёсткой позицией Литвы; разрешения могут быть не на год, а на полгода; окончательное (политическое) решение об обмене разрешениями с Россией и Беларусью ещё не принято.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (условия, переходный период и проблемы в Румынии)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-01-17 1 974
0
no_drivers

Интервью водителя грузовика о работе в литовской компании

Здесь (оригинал на итальянском) / здесь (русская версия) — интервью водителя грузовика из третьей страны о работе, как можно понять, в литовской компании. Много интересных деталей, но стоит учитывать то, что это только версия водителя.

2025-01-09 84
0
The Flag of Latvia waving in the wind with a clear blue sky.

О требовании декларирования в Латвии транспортных средств, зарегистрированных в третьих государствах, для участия в дорожном движении

Генеральное консульство Республики Беларусь в Даугавпилсе на основании информации, представленной латвийским государственным акционерным обществом «Дирекция безопасности дорожного движения», известило Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о том, что начиная с 1 января 2025 г. к участию в дорожном движении в Латвии будут допущены только те транспортные средства, зарегистрированные в третьих странах, которые были задекларированы в электронных услугах государственного АО «Дирекция безопасности дорожного движения» (CSDD).

2025-01-03 96
0