Трудоустройство водителей из третьих стран – где могут поджидать проблемы

DENGI

Как известно, сегодня перевозчики Литвы испытывают большие проблемы с поиском водителей, которых катастрофически не хватает. Своего рода спасением является их привлечение из третьих стран (прежде всего из Украины и Белоруссии). При этом самостоятельно найти хороших водителей перевозчикам трудно. Поэтому приходится обращаться к посредникам, которые не всегда надёжны. С другой стороны, и транспортные компании не всегда ведут себя честно по отношению к иностранным водителям. В этой связи в чём-то показательна история, которая произошла с литовской компанией «Sanara».

Всё началось с того, что в нашу редакцию обратился директор «Sanara» Гинтарас Швенчёнис, пожаловавшийся на проблемы с водителями из Белоруссии и возглавляемой Дмитрием Андрущенковым (далее Дмитрий) компанией «NOVUS LT», которая и трудоустроила их в его фирму.

Хотел как лучше, а получилось…

Как рассказал Г. Швенчёнис, ему понадобились водители, и за помощью он обратился к компании «NOVUS LT». При этом он был готов доверить ей поиск не только водителей, но и другого персонала для своей фирмы.

Примечательно, что договор о сотрудничестве на постоянной основе стороны решили подписать только после того, как удостоверятся в надёжности друг друга, и это, со слов руководителя «Sanara», была инициатива Дмитрия.

Далее последний нашёл для Г. Швенчёниса определённое количество водителей из Белоруссии, которым, как сказал директор «Sanara», были чётко разъяснены условия их труда (базовый оклад плюс командировочные), включая порядок выплаты заработной платы, и они в письменной форме на них согласились. Однако после того, как эти водители начали выезжать в рейсы, они, по утверждению руководителя «Sanara», начали просить заплатить им оговорённые суммы не в оговорённые сроки, а сразу после рейсов или даже авансом, заявляя, что у них есть кредиты, по которым надо платить.

Одновременно один из водителей (украинец Вадим) в случайном разговоре рассказал Г. Швенчёнису, что Дмитрий в процессе трудоустройства берёт с кандидатов деньги за различные услуги (редакция связалась с Вадимом, и он подтвердил свои слова; также ниже приводим письменное свидетельство ещё одного водителя). Услышав суммы, Г. Швенчёнис отметил, что водители явно переплачивают, и эта весть тут же распространилась в их среде.

Basilinchiuk-1

После этого с Г. Швенчёнисом связался Дмитрий, который, по словам главы «Sanara», обвинил его во вмешательстве в бизнес «NOVUS LT», а также пригрозил забрать из компании всех водителей, которых привёл. Параллельно у сторон возникли сложности с подписанием договора о постоянном сотрудничестве: вариант, предложенный Дмитрием, Г. Швенчёниса не устроил, поскольку его юрист нашёл в тексте множество положений, ему абсолютно невыгодных.

Например, компания «Sanara» должна была принять на себя обязательство не искать работников из третьих стран самостоятельно. Однако в то же время компания «NOVUS LT» не гарантировала, что найдёт для «Sanara» нужное количество сотрудников. Если бы «Sanara» всё-таки захотела принять на работу водителя из третьей страны, который обратился к ней не через «NOVUS LT», ей бы всё равно пришлось платить за него агентству как за его кандидата.

В конечном итоге, недовольные водители, как сказал Г. Швенчёнис, отказалась от прямого диалога с «Sanara» и, по инициативе (а может и под давлением) Дмитрия, обратилась в литовскую Комиссию по трудовым спорам (хотя, по словам Г. Швенчёниса, они просили его договориться с Дмитрием, чтобы дальше работать). Тема дальнейшего сотрудничества «Sanara» и «NOVUS LT» в этой связи, разумеется, была окончательно закрыта. При этом руководитель «Sanara» сказал, что и сейчас готов рассчитаться с «NOVUS LT» за уже проделанную работу.

Если делать выводы исключительно на основании рассказа Г. Швенчёниса и слов водителя из Украины Вадима, складывается впечатление, что после разговора Г. Швенчёниса с украинским водителем выяснилась непрозрачная бизнес-схема «NOVUS LT», и Дмитрий постарался «перевести стрелки» на директора «Sanara» с помощью телевидения и Комиссии по трудовым спорам.

Чтобы лучше понять суть сложившейся ситуации, наша редакция решила собрать дополнительную информацию об участниках спора и пообщаться с самим Дмитрием.

Мнения со стороны

Для начала мы обратились с запросом о компании «NOVUS LT» в литовскую Биржу труда, которая, как сказано на её сайте, должна получать от физических и юридических лиц, предоставляющих посреднические услуги по трудоустройству, уведомление об этой деятельности. Нам ответили, что в базах данных Биржи труда никакой информации о компании «NOVUS LT» нет: она не пользовалась никакими услугами Биржи, и в отношении её не проводились никакие проверки. Также в ответе было сказано: «Будучи трудовым агентством, компания нам должна об этом сообщить, но если она этого не делает, никаких санкций за это нет. Чаще всего мы узнаём о трудовых агентствах, когда они начинают через нас искать работников».

Таким образом, ответ Биржи труда никакой ясности о деятельности «NOVUS LT» не внёс, поэтому нам пришлось задействовать интернет (где удалось найти ниже представленное видео) и переговорить с теми, кто косвенно и лично знаком с Дмитрием. Из всего, что удалось узнать о компании «NOVUS LT» и её руководителе, можно сделать вывод, что с ними лучше не работать.

Однако картина происходящего была бы неполной без позиции Дмитрия. Он сразу пошёл на контакт с редакцией и ответил на все острые вопросы, касающиеся как истории с компанией «Sanara», так и претензий к нему со стороны других критиков (ниже приводятся его объяснения в сокращённом виде, а также скан полной версии его ответа).

Ответы Дмитрия

По словам Дмитрия, компания «NOVUS LT»  является связующим звеном между работодателем (перевозчиком) и работником (водителем), и в процессе трудоустройства водителей за всё, что связано с их оформлением на работу, платит работодатель.

Со своей стороны компания «NOVUS LT» обязуется найти работодателю квалифицированного сотрудника и оформить его по всем правилам, а водителю гарантирует соблюдение работодателем условий его труда. Если работодатель докажет профнепригодность сотрудника, «NOVUS LT» будет искать ему замену. Если же выяснится, что работодатель не соблюдает условия трудового договора, «NOVUS LT» обеспечит сотрудника другим местом работы и будет защищать его интересы на протяжении всего периода трудовой деятельности.

Ответы-Дмитрия

Что касается конфликта с компанией «Sanara», то Дмитрий заявил, что нашёл для неё 30 новых сотрудников, 23 из которых были трудоустроены. Однако по прошествии нескольких месяцев водители начали жаловаться ему, что «Sanara» не соблюдает условия оплаты труда. Тогда, по словам Дмитрия, он обратился к директору «Sanara» с целью решить эту проблему, но не получилось, и в конечном итоге у него не осталось другого выхода, кроме как привлечь к решению вопроса Комиссию по трудовым спорам.

По поводу критики в свой адрес и публичных оскорблений в интернете Дмитрий сказал так: пусть виноватые оправдываются, а он ведёт свой бизнес чисто, согласно действующему законодательству Литовской Республики – а если кто-то сомневается в законности его деятельности, пусть обращается в компетентные органы для проведения проверки.

Как всё работает

После ознакомления с ситуацией становится ясно, что трудоустройство водителей (особенно из третьих стран, которые не знают местного языка и плохо разбираются в местном трудовом законодательстве) может быть очень прибыльным делом для всех кроме самих водителей. Суть возможной – во многом непрозрачной или даже незаконной – бизнес-схемы общего характера (без привязки к конкретным именам и названиям) примерно такова.

Во-первых, трудовое агентство может неофициально потребовать с водителя и/или работодателя (перевозчика) разовую плату за услугу (с водителя за то, что ему нашли работу в Европе, с перевозчика – за то, что ему нашли работника, которые нынче в дефиците). При этом посредник может договориться с работодателем, что разовая выплата последнего будет сделана за счёт водителя (то есть впоследствии будет вычтена из его зарплаты).

Во-вторых, неисчерпаемый источник дохода это оформление документов для трудоустройства водителей из третьих стран. Разумеется, когда речь идёт об иностранцах, им нужна трудовая виза, разрешение на проживание, регистрация, различные справки (например, медицинская) и другие документы, связанные с управлением автомобилем, и так далее. За многое надо платить как за государственные и иные услуги, но при этом трудовое агентство может «за помощь» накинуть себе пару десятков, а то и сотен евро сверху. Человек с европейским сознанием рассматривает это как незаконный грабёж, а с постсоветским – к сожалению, всё ещё как необходимую «благодарность».

В-третьих, договорившись, работодатель и трудовое агентство могут обманным путём навязать водителю невыгодный ему, но выгодный им трудовой договор, в результате которого перевозчик будет платить работнику меньшую зарплату, а посредник за содействие в «уламывании» кандидата получит свою долю в той или иной форме. Когда же водитель поймёт, что обещали ему одно, а на практике всё иначе, ему будет очень трудно найти правду, поскольку он тут же столкнётся с согласованным сопротивлением со стороны работодателя и агентства по трудоустройству.

Наконец, трудовое агентство может неофициально договориться с кем-то из местной ассоциации перевозчиков, чтобы это лицо (разумеется, за вознаграждение) советовало данного трудового посредника членам ассоциации, которым понадобятся водители из третьих стран.

Возможно, мы ошибаемся, и никакой схемы нет, а есть только претензии отдельных водителей, отдельных работодателей и отдельных посредников по трудоустройству друг к другу. В этом пусть разбираются соответствующие инстанции. Мы же хотим выступить в защиту честных перевозчиков и добросовестных водителей, которые могут столкнуться с агентством по трудоустройству, у которого подход к делу совсем иной. При этом его истинное лицо обычно проявляется, когда приходит время подписывать договор о сотрудничестве, и вот тут надо очень внимательно изучить предложенный документ.

В целом, юрист Реда Алексинайте по нашей просьбе дала перевозчикам, решившим воспользоваться услугами трудового агентства, такой совет: «Подписывайте договора, предварительно выяснив условиях предоставления услуг и их цену. Не руководствуйтесь доброй волей или договорённостью на словах. С одной стороны, если предложенные трудовым агентством условия Вас не устроят, сможете отказаться от договора и сотрудничества. С другой – в случае спора, сможете основываться на положениях договора о том, кто что должен делать и тому подобное». Впрочем, бывает и так, что агентство по трудоустройству нормальное (законопослушное), а заказчик (перевозчик) думает, как бы обмануть водителя.

Выводы

Когда эта статья уже была написана, по делу «Sanara» состоялось заседание Комиссии по трудовым спорам (КТС), и она приняла решение в пользу Г. Швенчёниса, а не его бывших водителей. Вроде бы это говорит о том, что права «Sanara». Однако противоположная сторона осталась очень недовольной ходом заседания, отметив, что ей по сути не дали высказать и пояснить свою позицию. С учётом сложившихся обстоятельств можно предположить, что теперь выяснение отношений между участниками спора переместится в суд.

Цель CargoNews.lt не состояла в том, чтобы выяснить, кто во всей этой сложной истории прав, а кто виноват – для этого нужно провести куда более детальное расследование, которым, если посчитают нужным, должны заниматься уже компетентные государственные органы и к которому, как отметил Дмитрий, он готов. Со своей стороны наша редакция, чтобы не пришлось «глотать пыль» заседаний Комиссии по трудовым спорам и судов, хочет посоветовать перевозчикам и посредникам по трудоустройству водителей внимательно относиться к выбору партнёров и сразу оговаривать все условия сотрудничества на бумаге, а водителям – быть осторожными в выборе посреднических компаний, которые часто обещают им «золотые горы», и максимально ответственно подходить к изучению условий подписываемого с работодателем трудового договора.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 102
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 185
0