Транспортная неделя (28 марта – 3 апреля)

PL-RUS

На прошлой неделе в Литве и за её пределами произошло несколько важных событий. Литва отложила вступление в силу нового Кодекса административных нарушений, Верховный суд Литвы разъяснил некоторые юридические нюансы отношений между работодателем и сотрудником (в частности, в вопросе ответственности сторон в выполнении специфических условий трудового договора), Польша и Россия наконец-то достигли соглашения в области распределения разрешений на осуществление международных перевозок.

Новый Кодекс административных нарушений должен был заменить советскую реликвию – Кодекс административных правонарушений. Планировалось, что он вступит в силу 1-го апреля нынешнего года, однако начало действия нового юридического документа пришлось отложить до 1-го января 2017 г., так как к соблюдению его положений Литва ещё во многом не готова. Напомним, что в новом кодексе существенно изменено применение административного права (в частности, за нарушения экономического характера), разграничена административная и уголовная ответственность физических лиц, предусмотрены новые, более жёсткие, наказания за ряд административных нарушений и т.д.

Сотрудник обязан уметь принимать решения

На прошлой неделе Верховный суд Литвы расставил все точки над «i» в деле об определении ответственности работодателя и сотрудника компании в выполнении некоторых специфических условий трудового договора. Причиной дела стала ситуация, когда во время проверки во французском порту Кале в одном из литовских грузовых автомобилей, направлявшихся в Великобританию, были обнаружены четверо нелегальных иммигрантов. Великобританские власти оштрафовали руководство компании и водителя, однако водитель попытался избежать ответственности, ссылаясь на то, что до отправления в рейс его не проинструктировали, как вести себя в подобных ситуациях.

По словам адвоката Реды Алексинайте, окончательное решение Верховного суда Литвы даёт начало очень важной для перевозчиков судебной практике.

«Верховный суд Литвы постановил, что работодатель обязан давать своим сотрудникам рекомендации и указания по поводу того, на каких площадках останавливаться для отдыха и т.д. С другой стороны, сотрудник тоже обязан думать о том, как надлежащим образом выполнять условия трудового договора. Если водитель не получил от работодателя инструкций насчёт того, какие меры предосторожности он должен предпринять при столкновении с нелегалами, он должен проявить активность и лично обратиться к работодателю с соответствующими вопросами. Другой важный момент – если сотрудник не выполнят обязанности, предусмотренные законодательными актами (превышает скорость, находится за рулём в нетрезвом состоянии, перевозит нелегальных иммигрантов и т.п.), работодатель не обязан в отдельном порядке повторять эти обязанности в должностных инструкциях и в письменном виде указывать, что водителю запрещается превышать скорость, находится на рабочем месте в нетрезвом состоянии и т.д. – эти обязанности вытекают из законодательных актов, даже если они не прописаны в должностных инструкциях. Если сотрудник компании их нарушит, он понесёт материальную ответственность перед работодателем», – отметила Р. Алексинайте. По словам адвоката, сотрудник компании – не послушное орудие, он может и должен принимать самостоятельные решения, соответствующие конкретной ситуации.

Литовское правительство намерено поощрять комбинированные перевозки

На прошлой неделе правительством Литвы был одобрен законопроект о финансировании Программы технического обслуживания и развития автомобильных дорог. В законопроекте предлагается разрешить перевозку комбинированных транспортных единиц (полуприцепов, съёмных кузовов и контейнеров размером до 45 футов) на двухосевых грузовых автомобилях с трёхосевыми полуприцепами, общая допустимая масса которых не превышает 42 тонн, и на трёхосевых грузовых автомобилях с двухосевыми или трёхосевыми полуприцепами, общая допустимая масса которых не превышает 44 тонн.

Предлагается разрешить перевозку комбинированных транспортных единиц по магистральным дорогам, приспособленным к движению тяжеловесных транспортных средств, а также по другим дорогам, находящимся в радиусе 50 км от аэропортов, морских портов, внутренних водных портов или железнодорожных станций, где есть условия для погрузки и (или) разгрузки комбинированных транспортных единиц.

В настоящее время максимальная допустимая масса – 44 тонны – установлена для перевозки комбинированных транспортных средств, соответствующих стандартам ISO (20-футовых, 30-футовых, 40-футовых и 45-футовых контейнеров, установленных на трёхосевом тягаче с двухосевым или трёхосевым полуприцепом), однако не предусмотрена возможность перевозки других видов комбинированных транспортных единиц.

Польша и Россия договорились?

На прошлой неделе появилась надежда на то, что один из крупнейших «пожаров» в области международных перевозок – польско-российский конфликт по поводу обмена разрешениями – будет погашен.

Напомним, что Польша потребовала у России изменить российское транспортное законодательство с учётом международных соглашений и создать нормальные условия для перевозки грузов третьих стран. Польша была единственной страной, которая встала на борьбу с российским бюрократизмом и российскими порядками, загоняющими иностранных перевозчиков в угол.

В качестве козыря Польша использовала своё исключительное географическое положение – будучи важной транзитной страной, она отказалась выдать России свои международные разрешения.

Россия, в свою очередь, пыталась значительно урезать квоты своих разрешений – в надежде на то, что таким образом нанесёт серьёзный удар по польскому транспортному бизнесу и вытеснит польских перевозчиков со своего рынка. По информации польских источников, в последнее время в российском направлении работало более 20 тыс. польских грузовых автомобилей.

На переговорах, проходивших 31-ого марта в Гданьске, Польша получила 170 тыс. российских разрешений (в том числе 30 тыс. трёхсторонних). Разрешения будут действительны до конца 2016 г. В общей сложности (с учётом трёхсторонних разрешений, полученных до последних переговоров) Польша получила 40 тыс. трёхсторонних разрешений на 2016 г., т.е. на 5 тыс. меньше, чем в 2015 г.

Россия также получила 170 тыс. польских разрешений, из них 10 тыс. – на перевозку грузов третьих стран.

Остаётся дождаться, пока Россия приведёт свою правовую базу в соответствие с международными нормами. Когда это произойдёт, международное транспортное сообщество должно будет поблагодарить польское правительство и польских перевозчиков за неоценимую услугу, которую они оказали всем, кто возит грузы в Россию.

По окончании этой истории, в очередной раз возникает вопрос: почему в процессе обмена разрешениями между другими странами квоты и предназначение разрешений известны до последней единицы, между тем как в Литве эта информация хранится за семью печатями, словно государственная тайна, разглашение которой карается суровыми наказаниями?

Ни одной недели без контрабанды

Мы уже привыкли к тому, что практически еженедельно литовская таможня сообщает о задержанной в том или ином месте контрабанде. Как правило, стоимость контрабандных товаров составляет круглые суммы. В этом отношении прошедшая неделя также не стала исключением. Партия контрабандных сигарет, стоимостью в 217 тыс. евро, была обнаружена таможенниками в тайнике, оборудованном в полуприцепе грузового автомобиля. Следует отметить, что это далеко не «рекорд» – 19-го марта на латвийско-литовской границе таможенники задержали партию контрабандных сигарет стоимостью в 1,29 млн евро!

К числу не очень приятных известий также можно отнести ужесточение контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей во Франции.

В списке приятных известий – отчёт Европейской Комиссии об уровне безопасности дорожного движения в 2015 г. Можно порадоваться тому, что европейские дороги относятся к числу самых безопасных в мире – несмотря на то, что кривая сокращения числа жертв на дорогах падает вниз не так резко, как хотелось бы. К сожалению, но согласно отчёту ЕК, в 2015 году в списке безопасности Литва была на одной из последних позиций. Между тем по состоянию на 31-е марта 2016 г., число жертв ДТП в Литве сократилось на 22,2 проц.!

Удачной вам недели и «ни пуха, ни пера» в пути!

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 102
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 187
0