Транспортная неделя (23 февраля – 1 марта)
Переход от зимы к весне по традиции примечателен суматохой в природе: в один день солнце набирается смелости и нагревает воздух до +10, а в другой природа «радует» всех гололёдом. Стоит только расслабиться и не заметить опасности – и вылет с дороги почти обеспечен. В мире перевозчиков наблюдается похожее напряжение и неопределённость.
Немного макроэкономики
Когда некоторые необычные вещи становятся обычными – мы их не замечаем или считаем само собой разумеющимися. Именно так произошло с достижениями транспортно-логистического сектора Литвы. В докладе Рокаса Граяускаса, аналитика «Danske Bank» для Балтийских стран, о внешних факторах воздействия на экономику Литвы в 2015 году обращалось внимание именно на литовских транспортников. В среднем по Европе представители транспортной отрасли создают 6 проц. валового внутреннего продукта (ВВП) своей страны. Между тем в Литве транспортники создают 12,5 проц. ВВП. В структуре экспорта услуг транспортные услуги составляют более чем 61 проц. Это чертовски много или достаточно много для того, чтобы транспортный сектор удостоился внимания со стороны властей.
Было ли что-то подобное в последнее время? Ответ на этот вопрос все прекрасно знают. Можно лишь в очередной раз сказать, что перевозчики уже давно привыкли решать свои проблемы сами. После экономического кризиса, когда в 2009 году общегосударственные доходы упали до уровня 2004 года, транспортники сумели выбраться из «ямы» уже в 2011 году. В последние годы их оборот рос в среднем на 11,5 проц. в год. Это вселяет надежду, что лавина проблем, возникших в 2014 году вследствие обоюдосторонних санкций между Россией и Европейским Союзом, не повлечёт за собой лавины банкротств.
Анализ, проведённый «Danske Bank», показал, что после начала экономической войны наши предприниматели сумели уже в сентябре – декабре прошлого год восстановить 43 проц. убытков, понесённых на российском рынке. Наши перевозчики стали работать на новых маршрутах. Объём экспорта из Литвы распределился следующим образом: в Беларусь отправилось 20 проц. товаров, в Германию – 8 проц., в Саудовскую Аравию – 4 проц., в США – 3 проц., в Италию – 2 проц., в Узбекистан – 2 проц., в другие страны – 5 проц. Тем не менее, в течение последней четверти прошлого года грузооборот сократился на 5,8 проц. Но даже если предположить, что в этом году экспорт из Литвы в Россию сократится ещё на 25 проц. (или примерно на 1,5 млрд евро), наши транспортники, скорее всего, найдут способ приспособиться и к таким жёстким рыночным условиям. Тем более, что долгожданные знаки оживления наблюдаются почти во всех странах еврозоны. В 2015 году рост этого экономического пространства планируется на 1,5 проц., в 2016 году рост должен составить 2 проц.
Российские головоломки
На прошлой неделе, обсуждая ситуацию в России, наши перевозчики обратили внимание на необычное явление – в Москве не было транспортных «пробок». Это говорит о том, что вследствие экономического упадка и жёсткого обесценивания российского рубля торговля практически остановилась.
Транспортный мир с огромной тревогой ожидал ещё одного события – вступления в силу 24 февраля федерального закона России № 362 – ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». В законе утверждены новые положения, касающиеся определения вида перевозок, и в связи с этим должен был измениться устоявшийся порядок использования разрешений. Как действие закона отразится на работе наших перевозчиков, пока трудно сказать, так как ещё не приняты соответствующие подзаконные акты. Меняется только порядок выполнения административных процедур, т.е. усиливается контроль за разрешениями и увеличиваются штрафы за неправильно заполненные документы.
Руководство «Linava» призвало перевозчиков быть особенно внимательными при заполнении CMR накладной и других грузодокументов. До въезда на территорию России в разрешении должна быть заполнена графа «дата и место въезда на территорию Российской Федерации». Водителей, которые в разрешение внесли неправильные или неисчерпывающие сведения, будут наказывать штрафом до 200 000 рублей (~2 756 евро).
Представители ассоциации перевозчиков, с которыми редакция «CargoNEWS» беседовала на прошлой неделе, согласились, что нашим перевозчикам работать на российском рынке очень сложно, так как к ним применяется профиль риска. Всё, что связано с нашей страной – литовский водитель, грузовой автомобиль с литовскими регистрационными номерами, отметка в CMR накладной «страна погрузки – Литва» – почти на 100 проц. гарантирует полный досмотр.
Бои в «Linava» продолжаются
Хорошее известие – на прошлой неделе IRU вернул нашим перевозчикам средства, переплаченные в гарантийный фонд в 2011 – 2013 г.г. 23 февраля на специальный счёт «Linava» от IRU поступило 2 365 484 швейцарских франков (2,6 млн евро). Эти средства распределены между 550 транспортными компаниями Литвы, участвующими в системе TIR.
Правда, все ли перевозчики получать часть полагающихся им средств, ещё неизвестно, так как на последнем заседании президиума «Linava» разразилась горячая дискуссия о том, стоит ли возвращать эти средства тем компаниям, которые в отношении ассоциации имеют те или иные финансовые обязательства. На прошлой неделе в эпопее выяснения туманных взаимоотношений в оборот пошёл даже козырь ГНИ. Государственная налоговая инспекция окончила проверку финансовой деятельности ассоциации за 2007 – 2011 г.г., и за различные финансовые нарушения предъявила ассоциации иск, превышающий 1,45 млн евро. В данное время представители ГНИ от более подробных комментариев отказались, но противоборствующие стороны в предстоящем «обескровливании» продолжают обвинять друг друга: сторонники президента Альгимантаса Кондрусявичюса говорят о возможных грехах членов движения «За прозрачность», а «прозрачные», в свою очередь, уверяют, что это плоды деятельности бывшего большинства членов президиума.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.