Транспортная неделя (23 ноября – 29 ноября)
По традиции, бум предрождественской торговли – самый напряжённый для перевозчиков период. Статистика говорит о том, что в этом году дела у перевозчиков шли довольно неплохо – в Литве рост объёма продаж новых грузовых автомобилей был самым стремительным среди всех 28 государств Европейского Союза. По сравнению с прошлым годом, в этом году рынок продаж новых грузовиков вырос на 65,4 проц. Однако, далеко не все дела перевозчиков шли хорошо и просто, как может показаться на первый взгляд.
Транспортный парк «омолаживается»
Опубликованная Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA) информация о результатах продаж новых грузовых автомобилей лишь подтвердила уникальные предпринимательские способности литовских перевозчиков: в течение десяти месяцев текущего года в Литве продано 3080 грузовиков, это на 65,4 проц. больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 1862 грузовых автомобиля. Если сравнивать этот показатель с соседними странами, то в Латвии объём продаж вырос на 36,8 проц. (до 1179 единиц), между тем как в Эстонии наблюдался упадок (на 2,1 проц., в Эстонии продано 604 новых грузовых автомобиля).
В общей сложности в станах Европейского Союза в этом году наблюдался рост объёма продаж новых грузовиков (18,5 проц.), в течение 10-и месяцев текущего года на рынках стран ЕС продано 216 530 грузовых автомобилей. В октябре нынешнего года рост объёма продаж составил 5,5 проц. (28 245 единиц тяжеловесной техники).
Власти готовят бюрократические ловушки
Узаконенные Сеймом электронные накладные, которые с октября будущего года нужно будет в обязательном порядке регистрировать в электронной системе перед началом каждого рейса, станут для перевозчиков дополнительной ненужной работой. Арунас Берташюс, генеральный директор компании «Rhenus Svoris», комментируя это решение, выразил сомнение по поводу его экономической обоснованности. Всем понятно, что добросовестные компании и до принятия этого решения платили все полагающиеся налоги и предоставляли властям всю требуемую информацию, поэтому дополнительная обязанность, усложняющая и без того сложную работу перевозчиков, кажется, по меньшей мере, странной.
«Согласно этому закону, практически все перевозимые товары попадут в категорию подакцизных товаров. Самое тяжёлое бремя ляжет именно на плечи добросовестных перевозчиков – ведь для заполнения электронных накладных им придётся потратить дополнительные средства. А те, кто скрывал налоги до принятия этого закона, будут успешно продолжать их скрывать, точно также, как будут продолжать возить неучтённые грузы – от таких действий эта система не защищает. Тот, кто не платил налоги, просто не будет вносить их в учётную систему», – говорит А. Берташюс.
Следует отметить, что авторы закона провели немало консультаций с представителями предпринимателей и различных ассоциации, но, к сожалению, не прислушались к их рекомендациям. Более того – на сегодняшний день осталось очень много спорных вопросов относительного того, как эта система будет работать на практике. Например, как придётся работать перевозчикам, которые везут груз ночью или получают новый заказ будучи в рейсе за границей? Согласно новому положению, перед началом рейса каждый перевозчик обязан сообщить о перевозимом грузе в налоговую инспекцию – только так он может получить на груз уникальный номер и внести его в транспортную накладную. А если перевозка выполняется в ночное время – что ответить на вопрос остановившего водителя инспектора?
На российском фронте – без перемен
В последнее время редакция CargoNews.lt неоднократно публиковала информацию о новом российском налоге за проезд тяжеловесной техники по дорогам федерального значения. Напомним, этот налог начал применяться с 15-го ноября 2015 г. Введением «Платона» (так называется система нового дорожного сбора) Россия нарушила двусторонние межгосударственные соглашения в области транспорта, поэтому МИД Литвы направил в адрес России ноту с требованием дать разъяснение по поводу сложившейся двусмысленной ситуации. Как и следовало ожидать, ответ России до сих пор не получен. Однако, озабоченность перевозчиков связана не только с неполадками в работе системы. «Платон» (российские перевозчики окрестили её «налогом Ротенберга» – по имени владельца системы Игоря Ротенберга, сына миллиардера и близкого друга Владимира Путина Аркадия Ротенберга) вызвал очень серьёзное недовольство среди российских перевозчиков. Они заявили, что новый налог повысит себестоимость перевозок на 15 – 20 проц., а это очень много, и в знак несогласия стали проводить акции протеста. Тем, кто едет в направлении Москвы, советуем заранее поинтересоваться, не продлится ли время поездки.
Зоркость таможни – в пределах 1 миллиметра
Вечный вопрос – что может (не)заметить таможенник, и какое количество подакцизных товаров можно везти в своём автомобиле, чтобы эти товары на пункте пограничного контроля не превратились в крупные неприятности? На прошлой неделе сотрудник редакции CargoNews.lt посетил пункт пограничного контроля в Мядининкай, где собственными глазами увидел системы контроля, используемые в работе таможенников. Забегая наперёд, скажем, что рентгеновская система контроля может распознать металлическую проволоку толщиной в человеческий волос за 30-сантиметровой стальной стеной.
Но это ещё не всё. В работе таможенников одним из основных инструментов по-прежнему является анализ информации о транспортных компаниях и автомобилях, представляющих тот или оной риск. В то время, как автомобиль приближается к таможне, система опознавания номеров идентифицирует транспортное средство, репутация владельцев которого или используемые в работе «трюки» вызывают сомнения. К сожалению, российские и белорусские таможенники не очень охотно делятся такой информацией, но если компания или автомобиль «наломали дров» где-нибудь в ЕС, то информация об этом распространится значительно быстрее, чем им бы этого хотелось.
Единственное, на что могут рассчитывать перевозчики запрещённого груза – это попытаться воспользоваться «человеческим фактором». Но и в этом случае ничего утешительного таможенники сказать не могут: в последнее время сами таможенники интенсивно выявляют недобросовестных коллег, поэтому те, кто рискует ввязаться в аферу, надеясь на прикрытие «своих», могут попасть в куда более серьёзные неприятности, чем лишняя пачка сигарет…
На карту поставлены тягачи с полуприцепами
На прошлой неделе Международный союз автомобильного транспорта (IRU) предупредил о том, что великобританское Правительственное агентство водителей и транспортных средств (DVSA) планирует проводить конфискацию транспортных средств у тех перевозчиков, которые продолжают нарушать правила каботажных перевозок.
Следует обратить внимание, что в тех случаях, если транспортное средство используется на условиях аренды или лизингового договора (т.е. оно не является собственностью перевозчика), у перевозчика нет права обжаловать его конфискацию в апелляционном порядке.
Между тем ассоциация «Linava» сообщила, что белорусские таможенники вновь стали задерживать полуприцепы с литовскими номерами, если они присоединены к тягачам с регистрационными номерами одной из стран Таможенного союза. При пересечении территории Беларуси такие транспортные составы задерживают, предположительно, на основании того, что за них не уплачены таможенные пошлины за временный ввоз.
Коварство декабрьской погоды
Желая всем перевозчикам успешной работы, редакция CargoNews.lt советует обратить внимание на метеорологический прогноз. Синоптики предупреждают, что в декабре погода будет очень неприятной – большая часть Европы будет находится в зоне атлантического циклона, который будет сопровождаться сильными бурями, обильными осадками и нулевой температурой. Иными словами, условия движения будут значительно сложнее, чем были до сих пор, поэтому все водители должны быть предельно внимательными и осторожными.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.