Транзит санкционных товаров через Россию – можно ехать
1 июля 2019 г. вступил в силу указ президента России, который разрешил транзит санкционных товаров через территорию страны при условии обеспечения их прослеживаемости с помощью электронных пломб. Однако понадобился примерно год, чтобы этот указ можно было реализовать на практике. Редакция «Сargonews» решила рассказать, как это сделать и на что обратить особое внимание.
Нормативная база
Для начала укажем документальные и иные источники, которые определяют правила перевозки так называемой «санкционки» через Россию. Минтранс Литвы получил от Минтранса России соответствующие документы для перевозчиков, которые можно найти здесь, здесь и здесь (в них, в частности, указаны пункты пропуска на российской границе, где можно будет получить/снять пломбы).
Короткое руководство к действию:
- Прежде всего нужно зарегистрироваться в информационной системе оператора «санкционного» транзита. Первым таким оператором стало ООО «Центр развития цифровых платформ», и порядок регистрации в его информационной системе можно найти на его сайте (хотим обратить внимание на то, что регистрацию в системе можно осуществить либо в пунктах обслуживания оператора, расположенных на территории определённых российских пограничных пунктов пропуска, либо на сайте оператора через созданный личный кабинет перевозчика, а также на то, что во время регистрации при загрузке документов на иностранном языке необходимо предоставить перевод этих документов на русский язык, но их нотариальное заверение не требуется – перевод может выполнить даже не официальный переводчик, а сотрудник компании: главное, чтобы в переводе были точно указаны ключевые реквизиты).
- Далее при осуществлении перевозки «санкционных» товаров перевозчик не позднее чем за два часа до въезда в пункт пропуска на границе РФ будет обязан предоставить оператору системы детали перевозки (какие именно, сказано в вышеуказанных документах – в основном это информация о грузе), что оператор будет считать заказом на услуги. При оформлении перевозчиком заказа на услуги оператора с ним заключается договор (его можно заключить как в бумажном виде в пункте обслуживания оператора, так и в электронном через личный кабинет в информационной системе оператора).
- Осуществление перевозки без предоставления необходимой информации в полном объёме не допускается. Решение о применении, наложении и активации навигационных пломб после проверки всех документов в пограничном пункте пропуска принимает сотрудник таможни или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ или «Ространснадзор»), и таможня вправе «развернуть» перевозчика. Если всё в порядке, сотрудник оператора оформляет акт выдачи пломбы, формирует учётный талон (детали про учётный талон можно найти в одном из вышеуказанных документов) для автомобильной перевозки, а затем накладывает и активирует пломбу. После этого сотрудник таможни или «Ространснадзора» выдаёт водителю учётный талон.
- Если в процессе перевозки «санкционных» товаров по территории России нарушаются её правила, выданный учётный талон будет аннулирован, водителю будет грозить административная ответственность, а таможня может принять решение о вывозе товаров с территории РФ. При этом лишь близится к завершению подготовка регламента действий в пути следования, который детализирует механизм поведения и ответственность сторон в экстренных случаях, которые могут возникнуть (в частности с пломбами) в ходе перевозки. Пока же возможные проблемы решаются по звонку в круглосуточный контактный центр по телефону 8 800 550 4334 (звонки из России) или +7 499 755 4334 (звонки из любой страны).
- При выезде «санкционного» груза с территории России сотрудник таможни или «Ространснадзора» принимает решение о деактивации пломб, и представитель оператора, проверив их целостность, их снимает. После этого подписывается акт их сдачи, и водитель обязательно сдаёт учётный талон. Если нарушается данный порядок (например, водитель не сдал учётный талон), водителю грозит административная ответственность.
- Оплата услуг оператора должна быть произведена перевозчиком заранее. Сумма будет зависеть от деталей перевозки (тарифы и условия оплаты можно найти здесь). Например, если поставить пломбу на границе Латвии и России, а снять на границе России с Казахстаном, за услуги пломбирования (с учётом того, что поездка от границы до границы займёт 5-6 дней) надо будет заплатить около 200 евро (а так оплата производится в рублях без вычета НДС). Стоит отметить, что можно оплатить конкретную перевозку или внести аванс, который можно будет использовать для будущих перевозок (при этом неиспользованный аванс по просьбе перевозчика может быть в любой момент переведён на его банковский счет). Закрывающие документы предоставляются перевозчикам по факту оказания услуг в пункте обслуживания или в личном кабинете.
На что ещё обратить внимание
Транспортные юристы обращают внимание перевозчиков на несколько моментов. Первое, обсуждаемый транзитный механизм не допускает доставку санкционного товара получателю в России. Второе, перед перевозкой стоит уточнить, является ли перевозимый товар санкционным (а то уже были случаи, когда перевозчики приезжали для получения пломбы с несанкционным товаром), а также накладывается и снимается ли пломба на том пункте пропуска, через который собрался ехать перевозчик. Третье, для санкционных товаров, даже если они перемещаются транзитом, не делается исключений в части соблюдения запретов и ограничений, относящихся к сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля. При этом, в ответ на запрос АСМАП появилось разъяснение «Россельхознадзора» относительно порядка транзитных автоперевозок по территории РФ санкционных товаров.
Как отметил опытный российский транспортный эксперт, глава компании «ЕврАзОТО» Александр Жигулин: «Совет один — делать всё так, как написано. Очень быстро найдутся мошенники, которые предложат схемы доставки санкционных товаров в Россию. Они будут утверждать, что у них всё проработано. Будут платить на 30% больше. Но, как показывает практика, платят они недолго и не все, а перевозчик попадает в крайне неприятные ситуации».
Перейдя по этой ссылке, можно найти видео специального разговора (на русском языке) о санкционном транзите представителей «Linava» с коммерческим директором ООО «Центр развития цифровых платформ». При этом, как нам отметили в Ассоциации, жалоб на установленный порядок со стороны перевозчиков в «Linava» пока не поступало.
В ООО «Центр развития цифровых платформ» нам сообщили: «Сейчас [на 2020 06 15] зарегистрировались 11 компаний из Литвы. За время работы с марта мы не получили ещё ни одной претензии на работу нашей системы. Отзывы получаем, но пока не письменные, а устно в общении с менеджерами или на пунктах пропуска. Обратная связь положительная».
***
Обобщая, можно сказать, что практическое начало функционирования системы транзита санкционных товаров через территорию РФ – значимое событие для перевозчиков, которые работают на восточном направлении. При этом схема (регистрация, получение и снятие пломб и т.д.) достаточно проста с нормативной точки зрения (хотя пока и с некоторыми правовыми пробелами, которые постепенно закрываются), реализуется без особых проблем и финансово приемлема. Подтверждает это и то, что услугой уже «без приключений» пользуются перевозчики из разных стран. Так что, можно ехать.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.