Техосмотр за рубежом: поправки к закону предусматривают новые возможности
Литовский Сейм внёс поправки в Закон о безопасности дорожного движения. Поправки одобрили 85 членов Сейма. Согласно поправкам, результаты техосмотра, пройденного в других странах Европейского Союза, в Литве также должны признаваться действительными. Поправки должны вступить в силу 1 июля 2015 г.
Законом установлено, что владельцы зарегистрированных в Литве моторных транспортных средств и прицепов обязаны проходить обязательный техосмотр в порядке, установленном министром транспорта и коммуникаций или уполномоченным министром учреждением. Обязательный техосмотр и техническую экспертизу выполняют предприятия, у которых есть право заниматься этой деятельностью.
Когда реально начнут действовать изменения?
Гинтаутас Шледерис, руководитель ассоциации литовских компаний по техосмотру «Transeksta», редакции CargoNews.lt сказал, что, по его мнению, эти изменения могут создать путаницу, так как в настоящее время в странах ЕС действует порядок, согласно которому техосмотр должен проводиться в стране регистрации транспортного средства. «У водителей-международников, которые по нескольку недель или месяцев работают не в своей стране, могут возникнуть проблемы, если действие техосмотра закончится во время рейса. Тем не менее, французы „по необходимости“ наверняка не поедут на техосмотр в Португалию, а немцы, например, в Испанию. Несмотря на то, что в Европейском Союзе действует принцип свободного передвижения товаров и услуг, техосмотр проводится в стране регистрации транспортного средства. Бельгийцы, например, этот вопрос решают следующим образом: если грузовик работает за границей, и в это время закончилось действие документов техосмотра, санкции не применяются, но по возвращении в Бельгию владелец грузовика обязан пройти техосмотр. До сих пор порядок, установленный министром транспорта и коммуникаций, предусматривал прохождение техосмотра в стране регистрации автомобиля. Какие изменения произойдут в ближайшем будущем, пока не ясно. В поправках к закону говорится, что порядок прохождения техосмотра устанавливает министр транспорта и коммуникаций. Теперь остаётся только ждать, каково будет содержание подзаконных актов, которые утвердит министр», – говорит Г. Шледерис.
Единая европейская база данных – в 2018 году
Общие принципы выполнения техосмотра утверждены в директиве Европейского Союза. В каждом государстве существуют свои национальные отличия, но они несущественные (например, в некоторых землях Германии проводится проверка состояния амортизаторов). Стандарты и нормативы проверок во всех государствах одинаковые. «Однако, в проведении техосмотра применяются две методики, они отличаются друг от друга, неизвестно, которая из них более точная, поэтому даже в Германии возникают некоторые дискуссии. Были случаи, когда после проверки амортизатора, признанного специалистами техосмотра непригодным к эксплуатации, выяснялось, что он находится в отличном состоянии. Так случалось потому, что вместе с проверкой амортизатора, необходимо проверять другие элементы подвески – шарниры, стержни и т.д. Но это уже нюансы, а общие принципы во всех государствах очень похожи. Тем не менее, владельцы автомобилей отдают предпочтение техосмотру в своей стране – трудно представить, что сотрудники дорожной полиции знают все тонкости национальных техосмотров и знакомы с содержанием документов национального техосмотра», – говорит Г. Шледерис. По его словам, в 2018 г. должна начать действовать единая европейская база данных, которая облегчит работу сотрудников дорожной полиции – при проверке документов автомобиля сразу будет видно, истёк или не истёк срок действия техосмотра.
Министерству придётся сотрудничать с зарубежными коллегами
По словам собеседника, пока не ясно, кто станет партнёром министерства в реализации поправок. «Мы являемся ассоциацией, у большинства зарубежных организаций, которые проводят техосмотр, похожий статус. Они находятся в подчинении министерств или других учреждений. Значит, для того, чтобы техосмотр, пройденный за рубежом, был признан в Литве, нашему министерству транспорта или ГДТИ придётся заключать договоры с соответствующими зарубежными партнёрами, а им, в свою очередь – договоры с соответствующими центрами техосмотров. Если честно, то я с трудом представляю, как можно уладить эти организационные вопросы менее, чем за два месяца. В Германии, например, есть несколько центров техосмотра – возникает вопрос, договор будет заключаться с одним из них, или со всеми? Скорее всего, немца не очень волнует, в какой стране зарегистрировано транспортное средство, которое он проверят – он получает зарплату за предоставленную услугу и выполненную работу. В данном случае мы пытаемся создать прецедент. Если честно, не представляю, как будут проходить переговоры, и когда они закончатся», – задаёт риторический вопрос Г. Шледерис.
Поправки должны облегчить работу перевозчиков
На обсуждение Сейма проект поправок к закону был внесён осенью 2014 г. депутатами Пятрасом Гражулисом, Стасисом Брундзой и Кястутисом Барткявичюсом.
«Ко мне постоянно обращаются литовские перевозчики и граждане Литвы, проживающие за границей. В их отношении создаются бюрократические препятствия, так как результаты заграничных техосмотров в Литве недействительны, поэтому они вынуждены возвращаться в Литву только для того, чтобы пройти техосмотр. В настоящее время, согласно положениям Закона о безопасности дорожного движения, данные обязательного техосмотра накапливаются и хранятся в Единой базе данных технических осмотров (ЕБДТО), и я не вижу никаких технический препятствий к тому, чтобы в эту базу данных можно было внести результаты техосмотров, пройденных за рубежом», – некоторое время тому назад говорил П. Гражулис.
В настоящее время правила проведения техосмотров и эксплуатации технически исправных транспортных средств на территории Европейского Союза регламентирует общеевропейское и национальное право. Тем не менее, по словам П. Гражулиса, часто бывает так, что, находясь в другом государстве ЕС, водители зарегистрированных в Литве транспортных средств сталкиваются с проблемой – если во время пребывания за границей заканчивается действие документов техосмотра, у них нет возможности отправиться на техосмотр за рубежом.
Сколько стоит услуга?
На сегодняшний день в Литве техосмотр легковых автомобилей (класса М1) стоит 14,48 евро (владельцам легковых автомобилей с дизельным двигателем к этой сумме нужно добавить 3,77 евро). Техосмотр грузового автомобиля класса N3 (общей массой >12 тонн) стоит 29,80 евро.
Цены литовского техосмотра – одни из самых низких в Европе. В Латвии, например, техосмотр легкового автомобиля стоит 23,2 евро, в Люксембурге – 20,9 евро, в Бельгии – 24,50 евро, в Германии – около 44 евро. Техосмотр грузового автомобиля в Латвии стоит 47,35 евро, в Эстонии – 60 евро, во Франции – 90 евро.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.