Таможня просится в ГИБДД

russia-custom

Федеральная таможенная служба предлагает изменить законодательство так, чтобы её сотрудники могли остановить и досмотреть любой автомобиль не только у госграницы, а вообще в любой точке страны.

Цель – поиск незаконно ввезённых в страну попавших под санкции продуктов. Действующая редакция законопроекта даёт право таможенным органам останавливать и досматривать любой автотранспорт, включая и тот, который не занимается коммерческими перевозками товаров, если на нём «перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем»

Законопроект «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» опубликован для обсуждения на портале раскрытия информации. Инициатором заявлена Федеральная таможенная служба.

Действующая редакция закона даёт право таможенным органам останавливать и досматривать любой автотранспорт, включая и тот, который не занимается коммерческими перевозками товаров, если на нём «перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем». Дальше в статье 21 сказано то, что, собственно, таможне и хотелось бы поменять: «Самостоятельно таможенные органы могут останавливать указанные автомобильные транспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля» у госграницы. За пределами этих зон «остановка таких автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами».

Именно такая несамостоятельность за пределами отведённых территорий не даёт покоя таможне. Потому что, как объясняют авторы в сопроводительных документах к законопроекту, очень тяжело «в полной мере обеспечивать соблюдение запретов, вводимых президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации». В то время как принятие и вступление в силу предложенной поправки «позволит в полной мере обеспечивать соблюдение запретов».

Иначе говоря, предполагается, что на всех дорогах страны появятся не только сотрудники ГИБДД, но и работники таможни, которые начнут искать «запрещёнку» по машинам. И неважно, где вы взяли 10 кило пармезана (а «для личного пользования» разрешено привозить только пять). Если вы не везёте с собой сопроводительные документы на сыр и не можете доказать, что собираетесь съесть его единолично, то будете наказаны. Именно это следует из разъяснений, которые дал «Фонтанке» ведущий инспектор отдела по борьбе со схемами уклонения от уплаты платежей главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Дмитрий Болоцкий.

– Это касается любых транспортных средств, в которых перевозятся иностранные товары, ввезённые в Российскую Федерацию незаконно, – объяснил инспектор. – Такие автомобили можно будет останавливать в любой точке страны.

Стоит ли останавливать конкретную машину, везёт ли именно она товары незаконно, – для решения этого вопроса, добавил сотрудник таможни, «будет налажена работа с оперативниками».

– Планируется, что такие транспортные средства мы будем останавливать по оперативной информации, – продолжил он.

Что в переводе может означать – кого захотим, того и остановим. Таможня пока не планирует специальную «охоту» на разгрузочных площадках магазинов, в которых теоретически может продаваться «запрещёнка». Хотя, добавил тут же инспектор, если выяснится, что в машине возле супермаркета имеются «незаконно ввезённые товары иностранного производства», то внимание ей тоже уделят.

Гражданина, который привёз из Финляндии 5 литровых пакетов молока, по словам Дмитрия Болоцкого, всё-таки никто пока не хочет наказывать.

– Речь идёт о больших объёмах товара, – объяснил инспектор. – У нас есть соглашение с тремя странами о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования. Если гражданин привёз товары в рамках этого соглашения, для личного пользования, то, соответственно, никаких обязательств по платежам у него нет.

Адвокат Андрей Тындик, глава Юридической конторы Гессена, для характеристики законодательной инициативы таможни употребил эвфемизм «некоторый перегиб рьяных государственных служащих».

– Понятно, что это придумано «на злобу дня» – из-за проблем с Белоруссией и Казахстаном, – считает он. – Но выходить из положения таким методом – так можно идею таможенного контроля довести до абсурда. В любых странах, даже в странах третьего мира, таможенный контроль заканчивается на границе. Если его продлевать внутрь страны, это повлечёт за собой массу проблем.

Таможне, согласен адвокат, трудно будет доказать, что 50 кило сыра в багажнике машины, остановленной в сотнях километров от таможенных постов, ввезены в страну из-за границы и незаконно. Правда, и гражданину, который везёт этот сыр, трудно будет убедить таможенника, что он купил его только что внутри страны, а не ввёз из-за бугра. И тут уж – кто кого.

– Это напоминает мне 1990-е годы, когда нужно было предъявлять разрешение Госсвязьнадзора, если везёшь в машине мобильный телефон, – продолжает адвокат. – Это превращалось в жаркий спор с гаишником, но при настойчивости гражданина заканчивалось тем, что его просто отпускали. Как у Ильфа и Петрова: на входе стоял швейцар и требовал пропуск, но если ему не показывали, то он пускал и так. На самом деле, надо просто провести границу между тотальным контролем и разумным подходом. Государство не всё и не всегда может проконтролировать. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию, надо призвать таможенные органы сохранять какой-то здравый смысл в своих действиях. Тем более – в законодательных инициативах.

Адвокат добавляет, что учитывать надо ещё и «коррупционную ёмкость» предложенного законопроекта.

– Представьте, что будет, если останавливать машины у нас станут ещё и таможенники, – предлагает он. – Вам не кажется, что может начаться форменный разбой на дорогах?

По счастью, добавляет он, маловероятно, что предложенная таможней поправка будет в итоге принята.

– Вряд ли всё это пойдёт дальше разговоров, – полагает Андрей Тындик. – Чтобы на самом деле изменить ситуацию и расширить полномочия таможни, придётся менять не одну статью, а весь Таможенный кодекс. А это процесс небыстрый и непростой. Поэтому я надеюсь, что на разговорах всё это и закончится.

Обсуждение законопроекта на сайте раскрытия информации продлится 2 недели. По состоянию на полдень понедельника там об идее таможенников ещё не высказался ни один эксперт.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

derybos

В Европе протестуют водители литовских перевозчиков из Центральной Азии (дополнено)

Мы уже не раз писали о проблемах литовских перевозчиков с водителями из Центральной Азии (подробнее – здесь, здесь и здесь). Теперь появилось новое сообщение на эту тему: в Нидерландах группа водителей из Центральной Азии требует якобы невыплаченные деньги от «Hegelmann», «Baltic Transline» и «Hoptrans», и в деле фигурирует тот же голландский профсоюзный деятель. Здесь — продолжение истории. На ситуацию обратили внимание и литовские СМИ.

2025-03-27 125
0
images

Важное для работодателей и сотрудников решение литовского суда

Важным правовым прецедентом стало решение Каунасского окружного суда от 07.01.2025 по гражданскому делу № е2С-55-587/2025. Суд постановил, что литовские суды не обладают юрисдикцией рассматривать иск работодателя к работнику-гражданину Белоруссии о возмещении ущерба. Хотя ответчику было выдано разрешение на временное проживание в Литве, это не было сочтено достаточным основанием полагать, что его постоянное место жительства находится в Литве. В результате суд первой инстанции правомерно отказался принять иск, как неподсудный для литовских судов. Кроме того, суд подчеркнул, что, заключая трудовой договор с лицом, постоянное место жительства которого находится в Белоруссии, работодатель принял на себя риск того, что в случае возникновения споров они не будут рассматриваться в судах Литовской Республики.

2025-03-21 37
0
tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО ПРО AETR)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-03-17 2 531
0
ukraina

Все грузовики пересекают границу Украины только через Е-очередь (дополнено о новых возможностях)

Подробнее о cистеме электронной очереди в Украине —  здесь, здесь и здесь (инструкции), здесь и здесь (список приоритетных товаров). Здесь, здесь и здесь — о том, как избежать отмены регистрации в очереди, здесь — информация о возможности изменить данные о водителе и тягаче. Тут — доступные языки системы. Здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь (для пустых грузовиков) и здесь (для грузовиков весом до 7,5 тонн) — новые возможности системы. Здесь — о новом разделе (статистики) на сайте системы.

2025-03-10 214
0