Тайна скорости «КАМАЗ Мастер»
Несмотря на то, что Дакар — это столица Сенегала и крупнейший город этой страны, расположенной на западе Африки, последние годы слово «Дакар» в первую очередь ассоциируется с наисложнейшими гонками в пустыне.
На протяжении чуть более двух недель стартующим мотоциклистам, водителям квадроциклов, внедорожников и грузовиков нужно преодолеть 8000-9000 км, из которых около 5000-6000 км составляют скоростные участки. Каждый день спортсмены преодолевают такие же расстояния, как и водители-дальнобойщики, но езда по обычным асфальтированным дорогам как небо и земля отличается от сумасшедшей гонки по бездорожью в 40 градусную жару в сопровождении пылевых облаков. Неслучайно победители этого марафона становятся знаменитыми и достойны наивысшего уважения. Россиянин Владимир Чагин, сидя за рулем грузовика КАМАЗ, семь раз праздновал победу в «Дакаре» – такое количество трофеев в одном зачете не получал еще ни один спортсмен. В последние четыре года он поменял место пилота на пост руководителя команды «КАМАЗ Мастер». В этом году на полпути «Дакара» В. Чагин согласился рассказать о подготовке к соревнованиям.
В начале января вы праздновали 45-тый день рождения. В который раз вы его отмечаете во время «Дакара»?
Это мой 24-ый «Дакар». Я уже привык, что день рождения настигает в Африке или Южной Америке. Возможно, поэтому и празднование проходит скромно. В этот день – 5 января – день рождения еще у одного участника нашей команды, у водителя грузовика технической помощи Фата Бигашева. В этот раз все празднование продолжалось 10 минут – во время вечернего собрания открыли шампанское и пожали друг другу руки. Вот и все.
В каком случае принимать участие в «Дакаре» сложнее – будучи за рулем автомобиля или руководя командой?
Оба этих дела крайне сложные. Разница только в том, что, работая со всей огромной командой, уровень ответственности намного выше. Когда ты являешься руководителем команды, то появляется гораздо больше забот и проблем, требующих решений. Однако, опыт пилота помогает лучше понять ситуацию изнутри, во многих случаях действовать быстрее и более точно.
Как на ваш взгляд, эволюционируют «Дакар» и грузовики, принимающие участие в этой гонке?
В первую очередь – увеличивается скорость. Если раньше надежность техники играла крайне важную роль, то сейчас об этом даже не говорится, так как на ломающихся машинах далеко не уедешь. Инженеры «научили» грузовики вести себя на скоростных участках почти также, как ведут себя седаны «Mitsubishi EVO» или «Subaru Impreza» во время классических ралли: после прыжка через трамплины, они касаются земли одновременно всеми четырьмя колесами. Наши машины управляются практически с той же точностью, несмотря на то, что весят в несколько раз больше. Посмотрите на результаты скоростных участков и увидите, что лидеры среди грузовиков попадают в пятерку общего зачета. И все это несмотря на то, что максимальная скорость грузовика ограничена до 140 км в час, а у внедорожника таких «оков» нет.
Как меняются технические требования к грузовикам «Дакара»?
Каждый год организаторы вносят какие-то новшества. Чаще всего это бывают ограничения, с помощью которых стараются усилить интригу во время гонок. А точнее – притормозить нашу команду. Так происходит во всех отраслях технического спорта от «Формулы 1» до картинга. Таким образом, все время происходит своего рода игра: как только наши инженеры придумывают какие-либо оригинальные решения, которых нет у других команд, через год такие вещи запрещаются. Тогда мы снова ломаем себе головы, как и что усовершенствовать. А после ждем решения комиссаров гонок о том, как нам придется «обидеть» наши машины.
С другой стороны, у нас нет некоторых систем, которыми пользуются конкуренты. Например, механизм автоматического поддержания скорости у нас появился только в этом году. Он крайне эффективен, если нужно ехать через небольшие города или рабочую зону судей, в таких местах разрешено движение со скоростью только 30 или 50 км в час. «Ловить» такую скорость, нажимая на педаль газа ногой, чаще всего бывает крайне сложно: если ехать, превышая скорость, можно получить большие денежные штрафы (первый раз – 500 евро, второй – 1000 евро, а после третьего нарушения экипаж может быть удален). А если едешь со скоростью меньше на 2-3 км в час даже несколько километров, то можешь потерять драгоценные секунды. Такого позволить себе не можем, ведь конкуренция огромная.
И все же, как вам удается столько лет оставаться на лидирующей позиции? Где же эта великая тайна скорости «КАМАЗ Мастер»?
Говоря о «железе», мы подготовили машину, которую разрешает технический регламент. Т.е. основные параметры двигателя, кубатура, мощность, масса автомобиля, ход подвески и тому подобное у всех лидеров среди грузовиков – «Iveco», MAN, «Tatra», DAF и «Renault», в основном, те же самые.
Я думаю, что все зависит от людей. Мы собрали очень сильную команду. У нас лучшие специалисты в своей области. Механики в уличных условиях способны устранить даже самые серьезные поломки. К тому же, к новым стартам мы начинаем готовиться сразу же после окончания «Дакара» — принимаем участие в различных сериях гонок в пустынях в Африке и т.д.
Что получают стандартные грузовики из того, что ваша команда испытывает во время гонок?
«КАМАЗ Мастер» работает не только для популяризации торговой марки КАМАЗ. Здесь, как и во всех дисциплинах автомобильного спорта, связи с производством очень тесные. Идеи конструкторов, которые оправдали себя во время «Дакара», попадают на рабочий стол инженеров, отвечающих за улучшение серийных грузовиков – они ищут способы внедрения этих идей в каждодневные транспортные средства. В данный момент я не могу детализировать то, что было проделано в последнее время в этой области. Но факт заключается в том, что команда «КАМАЗ Мастер» и научно-технический исследовательский центр КАМАЗ, в принципе, расположены под одной крышей. Это двухсторонняя выгода.
Какие технические характеристики вашего боевого грузовика?
Как я уже говорил, наши автомобили проходят по всем требованиям технического регламента, но не являются самыми мощными. Наш двигатель «Liebherr D9508» усовершенствован с прошлого года. Рабочий объем двигателя типа V8 16 л, мощность – 920 л.с., а максимальный крутящий момент – 4000 Н•м при 1500 об. в минуту. Расход топлива зависит от дорожных условий и режима езды, поэтому колеблется от 70 до 200 л на 100 км. Максимально возможная скорость – 163 км в час. Масса с полными баками превышает 10 тонн. Трансмиссия от компании ZF. Все четыре колеса ведущие. Шины – «Michelin» XZL 14R20. Тормоза – барабанные.
Однако, наши машины не самые мощные. Ребята из команды «Tatra» в этом году запрягли 1050 л. с. Двигатели остальных грузовиков обладают схожей мощностью – «Iveco» 900 л. с., MAN 700 л. с. Только «Renault» использует двигатель немного слабее – 600 л. с., но их машина весит только 7,3 т.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.