С повышением акциза на дизельное топливо Литва может потерять примерно 25% объёма нынешних продаж
На днях правительство Литвы выступило с предложением с начала будущего года повысить акциз на дизельное топливо. Нынешний тариф (330,17 евро за 1000 литров) предлагается повысить до 347 евро / 1000 литров. Это изменение Закона об акцизах уже сегодня заставляется литовских перевозчиков обращать свои взгляды на соседнюю Польшу, где стоимость топлива может стать более привлекательной, по сравнению с Литвой.
Пять организаций, представляющих интересы различных групп предпринимателей, письменно обратились к премьер-министру Саулюсу Сквернялису и к представителям комитетов Сейма с просьбой отказаться от этой идеи. Ассоциация литовских перевозчиков «Linava», Конфедерация литовских работодателей, Конфедерация литовских промышленников, Конфедерация литовских предпринимателей и Ассоциация литовских компаний, торгующих нефтепродуктами, не поддерживают планируемые изменения и считают, что они нанесут удар не только деятельности делового сообщества, но и государственному бюджету.
По словам Робертаса Даргиса, президента Конфедерации литовских промышленников, «в период, когда экономика Литвы растёт, у нас есть уникальная возможность повысить конкурентоспособность литовского бизнеса, в особенности на экспортных рынках. Повышение акциза на дизельное топливо отрицательно скажется не только на деятельности литовских перевозчиков, но и на деятельности бизнеса в целом. Мы призываем власти подойти к этому вопросу ответственным и дальновидным образом, и не предоставлять преимущества соседним рынкам».
Будут заправляться в соседних странах
В письме сказано, что если будет принят закон о повышении акциза, то литовские перевозчики будут заправляться топливом в соседних странах, в особенности в Польше – там оно станет дешевле, чем в Литве.
Все европейские перевозчики, которые заправляются топливом за рубежом, имеют право на возврат НДС, заплаченного за топливо, приобретённое в конкретной стране. В Польше НДС составляет 23%, между тем как в Литве – 21%. Если стоимость дизельного топлива в Литве и в Польше будет одинаковой, то полный бак (1420 литров) – по причине разницы в тарифе НДС – в Польше будет на 28 евро дешевле, чем в Литве.
«В настоящее время в Литве дизельное топливо самое дешёвое, если сравнивать с соседними странами, и располагает к тому, чтобы перевозчики (не только литовские) заправляли свои топливные баки вместимостью в почти 1500 литров, именно в Литве. В настоящее время перевозчики, которые заправляются дизельным топливом в Литве, в форме акциза платят в бюджет 468,6 евро за каждый топливный бак. Если перевозчик, у которого в парке 100 грузовых автомобилей, решится заправляться подорожавшим топливом в Литве, а не в Польше, то повышенный акциз на топливо в год ему обойдётся в 70 000 евро. Примерно столько стоит новый тягач», – отметил президент «Linava» Эрландас Микенас.
Э. Микенас также подчеркнул, что повышение акциза коснётся и жителей Литвы. Владельцам легковых автомобилей с дизельными двигателями тоже придётся платить больше, повышение акциза отразится и на стоимости билетов общественного транспорта.
Возврат к теневой экономике, сокращение доходов от транзита, сокращение поступлений в бюджет
«В последний раз акциз на дизельное топливо был повышен в 2008 году. В то время на АЗС, расположенных на литовско-польской границе, объём продаж сократился примерно на 50%, а теневой топливный рынок вырос на 30%. В настоящее время доля нелегально ввозимого топлива составляет примерно 15% всего топливного рынка. Если акциз будет повышен, эта доля, несомненного, вырастет», – говорит Дайва Йокшене, президент Литовской ассоциации компаний, торгующих нефтепродуктами.
Э. Микенас вспомнил, что когда акциз на топливо вернулся в прежний тариф, литовские перевозчики вернулись на местный рынок лишь несколько лет спустя, потому что у них были долгосрочные контракты с польскими поставщиками топлива.
В течение двух последних лет в Литве наблюдается увеличение потока транзитного транспорта – более 60% перевозчиков из третьих стран везут грузы транзитом через Литву. Заправки топливом этих грузовых автомобилей составляют значительную часть литовского топливного рынка. Если правительство всё же последует своему плану, то транзитные перевозчики очень скоро найдут для себя Польшу, где топливо будет дешевле.
«В настоящее время объём продаж дизельного топлива в Литве растёт, в основном, за счёт возрастающих потребностей транзитного транспорта, но не за счёт увеличение внутреннего потребления. По данным участников рынка, на долю транзитного транспорта приходится примерно 20% общего количества проданного в Литве дизельного топлива», – говорит Валдас Суткус, президент Конфедерации литовских предпринимателей.
По данным литовских перевозчиков, транзитные машины из Эстонии и Латвии на пути в ЕС заливают более дешевое толиво в Литве. Если в Литве дизельное топливо подорожает, транзитные автомобили будут заправляться в Польше – эта страна будет более выгодной как в плане тарифа на возвращаемый НДС, так и в плане окончательной стоимости одного литра.
В результате Литва может потерять примерно 25% объёма нынешних продаж дизельного топлива. Повышенный акциз на топливо эту потерю никак не возместит.
Данас Арлаускас, генеральный директор Конфедерации литовских работодателей, обратил внимание на это, что решение правительства коснётся в том числе и значительной части жителей Литвы. «Повышение акциза снижает конкурентоспособность и повышает затрату. В пользе этого решения для бюджета страны тоже можно сомневаться. В конечном итоге нас ждёт бюджет без дополнительных поступлений, низкая конкурентоспособность литовских компаний и повышение цен на товары и услуги».
Представители деловых структур призывают литовский Сейм подойти к создавшейся ситуации с большой ответственностью и не руководствоваться одной лишь бухгалтерской арифметикой, не принимая во внимание рыночные механизмы. Министерство финансов декларирует, что бюджет на 2018 год отражает период экономического роста. Но мы не сомневаемся, что на фоне ближайших перспектив конкурентоспособность литовского бизнеса необходимо обеспечивать всеми силами.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.