Срок давности – как перевозчику спасти деньги?

images

Долги в отношениях между перевозчиком и заказчиком – частое явление, в том числе потому, что на оплату услуг перевозчика заказчику даётся достаточно длительный срок (до трёх месяцев). Если заказов у перевозчика много, какой-то долг может «затеряться», и важно вспомнить о нём как можно раньше, поскольку в CMR конвенции есть понятие годичного срока давности. Редакция «Cargonews» решила выяснить, может ли перевозчик спасти деньги, если это срок истёк.

Иногда перевозчики сталкиваются со следующей проблемой: выполнил перевозку, вовремя выслал заказчику все необходимые документы, включая СMR накладную, но после этого забыл про долг, а когда вспомнил, заказчик заявляет, что не будет платить на основании 32 статьи СMR конвенции. В этой статье сказано: «Подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с настоящей Конвенцией, может происходить в течение одного года. Однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, срок устанавливается в три года. Срок исчисляется: во всех прочих случаях – по истечении трёхмесячного срока со дня заключения договора перевозки».

Лучше всего, конечно, когда перевозчик, видя нежелание заказчика оплатить перевозку, предъявляет ему претензию вовремя. При этом, как сказано в одном из решений Верховного суда Литвы: «Претензией не считается любое письменное заявление, а только такое, в котором ясно указано требование, размер ущерба, основания ответственности и к которому прилагаются документы, на основании которых можно решить, признавать претензию или нет». Поэтому советуем перевозчикам очень внимательно относиться к содержанию претензии и регулярно напоминать должнику о себе.

Но что делать, если по истечении трёхмесячного срока со дня заключения договора перевозки прошло больше года – насколько в таком случае обосновано применение 32 статьи СMR конвенции со стороны заказчика услуг перевозчика, который не хочет перевозчику за них платить? Как заметил один перевозчик, в ней речь идёт о возможных претензиях заказчика к перевозчику, а не наоборот. «Иначе, — по его словам, — половина жуликов так «крутилась» бы». Но он не прав по ряду причин. Во-первых, в общепризнанном комментарии к СMR конвенции сказано: «Срок – а именно, один год плюс три месяца или три года плюс три месяца – применяется не только ко всем требованиям перевозчика, связанным с платой за перевозку (…)». Во-вторых (что более важно), Верховный суд Литвы в 2001 г. разъяснил: «Если к договору на перевозку применяется СMR конвенция, она должна применяться не только к искам к перевозчикам, но и к искам перевозчика, включая его требования, касающиеся оплаты за перевозку», — и как отметил Миндаугас Шимкунас из адвокатской конторы «VERUM», такой подход стал общепризнанной судебной практикой в Литве.

Таким образом, позиция заказчика, отказывающегося оплатить перевозку спустя год после её выполнения, выглядит вполне обоснованной. Но это совсем не значит, что у перевозчика нет шансов на получение долга. В целом, варианта три: восстановление срока давности, возобновление срока давности и продление этого срока до трёх лет.

Восстановление срока давности можно объяснить на примере дела, в котором перевозчик пытался получить деньги с должника в польском суде, а оказалось, что надо было обращаться в литовский. Однако, когда он обратился в литовский суд, уже истёк годичный срок давности по взысканию долга. Тем не менее, Верховный суд Литвы с учётом обстоятельств дела разрешил начать его отсчёт заново.

Второй вариант –  возобновить истёкший срок давности. Для этого, как сказал М. Шимкунас, надо будет убедить суд в важности причин, по которым перевозчик не смог потребовать долг вовремя. В частности, будет учитываться его поведение, которое должно показать, что он активно пытался получить с должника свои деньги (например, регулярно просил погасить задолженность). Отличие восстановления срока давности от его возобновления можно пояснить на спортивном примере. Восстановление срока давности – возможность повторить первую попытку; возобновление срока давности – разрешение на вторую попытку.

Продление срока давности до трёх лет (то есть, то же его возобновление – только на более длительный промежуток времени) связано с характером действий должника, а именно – должно быть признано, что нарушившая договор на перевозку сторона сделала это сознательно: например, заказчик изначально признал обязанность заплатить за перевозку, но намеренно не делает этого, и истёкший срок давности является его единственным аргументом (так было в одном из рассмотренных Верховным судом Литвы дел, в котором он встал на сторону перевозчика). Как пояснил М. Шимкунас: «В случае грубого нарушения прав в качестве защитной меры устанавливается более длительный срок давности».

В завершение с учётом сегодняшних реалий мы решили прояснить у адвоката ещё один момент – как на срок давности может повлиять фактор карантина? Как сказал юрист: «Такой режим карантина, который действовал в Литве весной 2020 г., вероятно, объективно не мог помешать заинтересованному лицу вовремя подать иск. Суды иски принимали. Теоретически могла сложиться ситуация, которая помешала бы подать иск вовремя – самоизоляция, болезнь, лечение. Однако в каждом случае надо смотреть, как трудности такого рода могли помешать обратиться в суд. Ведь есть возможность подать иск и заплатить судебный сбор электронным способом, а также нанять адвоката, с которым можно всё обсудить без прямого контакта».

«Срок давности иска может быть остановлен, если подать его помешали непреодолимые обстоятельства (force majeure). Но разумеется, нельзя просто заявить об их наличии – придётся доказать, что их нельзя было предусмотреть и избежать, а также показать, как они мешали обратиться в суд. Попытки воспользоваться коронавирусом, пандемией, условиями карантина как основанием для неисполнения договора были – заказчики транспортных услуг так пытались оправдать отсутствие их оплаты, а перевозчики и экспедиторы – свои опоздания. Но повторюсь – одного заявления о наличии таких всем известных обстоятельств недостаточно, нужны доказательства», — подытожил М. Шимкунас.

***

Обобщая, можно констатировать, что истёкший годовой срок давности для взыскания долга – не приговор (особенно если перевозчик активно добивался своего, а должник сознательно тянул время). Порой для того, чтобы неплательщик забыл про 32 статью СMR конвенции, достаточно одного факта искового заявления. Однако лучше изначально держать ситуацию с долгами под контролем и обращаться в суд в установленный срок (также не стоит забывать о возможностях, которые в подобных случаях доступны пользователям Сargo.LT).     

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 102
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 187
0